© Michelin

15 нояб 2019 16:25

Дороги 1818

"Налог на асфальт": в России могут резко подорожать шипованные шины

На днях в Росавтодоре пришли к выводу, что больше всего российские дороги страдают от того, что зимой по ним ездят автомобили с шипованными покрышками. Ведомство уже выступило с предложениями по выправлению ситуации, но в Госдуме нашли им альтернативу – вполне, надо сказать, предсказуемую для чиновников.

Дорожники утверждают, что чтобы обеспечить сохранность российских дорог в зимнее время и последующую экономию на их ремонте, следует ввести ограничение максимальной скорости в 80 км/ч в зимнее время на всей территории страны. Якобы таким образом вред, наносимый шипами асфальту уменьшится до приемлемого уровня.

Между тем, член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев ("Единая Россия") заявил агентству "Москва", что можно пойти и другим путем – например, ввести еще один акциз для автомобилистов. Будучи заложенным в стоимость шипованных колес, он позволит компенсировать дорожникам тот ущерб, который наносят шипы.

"Здесь, скорее всего, самое страшное, что предлагает госкомпания "Автодор" - это ограничить скорость на всех дорогах общего пользования по России до 80 км/ч зимой. С этим точно не согласятся жители южных районов, у которых нет зимы, и они очень редко видят снег. Довольно противоречивая вещь, просто людей будут штрафовать не только за шипы, но и за то, что они превышают скорость. Поэтому надо принять новые технологии – первое. Можно не ограничивать скорость, но, например, ввести компенсацию за их вред в качестве акциза при продаже этих шипованных колес. То есть шипованные колеса могут стоить дороже", – цитирует агентство заявление депутата.

По словам Васильева, идея, которую в Росавтодоре, по всей видимости, почерпнули из опыта скандинавских стран, в нашей стране не сработает по причине разности в климате и подходе к содержанию дорог зимой.

Проблема в том, что и Росавтодор, и г-н Васильев пытаются, как это принято у чиновников, переложить проблему с больной головы на здоровую. 
Во-первых, исходный вопрос выбора между шипованными и фрикционными шинами лежит в плоскости качественной очистки дорог, ведь шиповки - отнюдь не прихоть автовладельцев, а порой жизненная необходимость. Так что стимулировать переход на "липучки" нужно качественной работой коммунальщиков.

Вдобавок чиновники забывают, что разница в эффективности шиповок и нешиповок минимальна только в сегменте "премиальных" и дорогих шин, которые большинство россиян себе позволить не могут. В эконом-классе шиповки, как правило, радикально эффективнее дешевых "липучек".

Во-вторых, в России слепо принимаются результаты так называемых европейских overrun-тестов зимних шипованных шин, в ходе которых испытывают влияние шипов конкретной модели шин на износ дорожного полотна. Условия таких тестов не в полной мере отражают деградацию российского, зачастую не суперкачественного асфальта. И вместо того, чтобы говорить об ужесточении методики тестов и улучшении качества покрытий, мы вынуждены обсуждать банальное повышение акцизов.