© Audi

12 сент 2019 16:26

Автопром 6318

Из-за злобных потребителей перед дилерами замаячили перспективы огромных штрафов

Поправки в Закон о защите прав потребителей могут спровоцировать волну потребительского экстремизма и поставить продавцов автомобилей на грань выживания, опасаются участники рынка. Речь идет о запрете судам снижать размер штрафов для дилеров по итогам разбирательства в конфликтах.

Обстоятельства, насторожившие участников автомобильного бизнеса в России, изложены в письме Российской ассоциации дилеров регулирующим ведомствам – Минпромторгу и Минэкономразвития, а также Госдуме. Издание "Известия", которому удалось ознакомиться с текстом, сообщает, что в письме говорится о возможности "убить частный бизнес" путем принятия поправок.

В настоящий момент в случае конфликта между покупателем автомобиля и официальным дилером первый может через суд требовать, помимо собственно суммы иска, множества дополнительных платежей – например, неустойки размером 1% от суммы товара в день, штрафа в размере половины присужденной суммы и тому подобное. Однако, как отмечается в письме, с 2012 года суды получили право назначать более низкие размеры штрафов и с тех пор придерживаются единообразной практики – чтобы совокупный размер платежей не превышал стоимости товара или услуги, то есть был так или иначе соразмерен последствиям нарушений.

Тем не менее, в июле этого года группой депутатов был внесен законопроект поправок в Закон о защите прав потребителей, которым запрещается снижать размеры штрафов. Соответственно, по мнению дилеров, покупателю в такой ситуации будет выгодно вести себя недобросовестно. Это увеличит как нагрузку на суды, так и финансовое бремя участников рынка.

Между тем, мнения экспертов издания разделились. С одной стороны, случаи так называемого "потребительского экстремизма" действительно нередки – например, порой последствия некачественного ремонта в "гаражном" сервисе автовладельцы пытаются выдать за производственные дефекты автомобиля и требуют компенсации с официальных дилеров. С другой, сами дилеры сейчас заметно реже соглашаются на досудебное урегулирование конфликтов в расчете на невысокий штраф, и в целом реже признают свою вину за некорректное исполнение обязательств.