© mos.ru

23 авг 2019 10:54

Аналитика 895

Развитие каршеринга вызывает гордость властей и рост критики этого сервиса

Столичные власти отрапортовали о "каршеринговой революции", случившейся на улицах Москвы: спрос на услуги сервисов краткосрочной аренды автомобилей растет лавинообразно, как и число самих автомобилей. Между тем, со стороны ситуация выглядит далеко не такой радужной.

За четыре года работы каршеринговых сервисов на территории столицы горожане совершили более 58 миллионов поездок, причем 51 из них – в 2018-2019 годах. Такая статистика приводится на сайте мэра Москвы. Ежедневно в этой сфере совершается до 140 тысяч сделок краткосрочной аренды.

По данным властей, в проект "Московский каршеринг" входят 9 сервис-операторов и парк из 23 тысяч автомобилей, причем к следующем году их число должно увеличиться до 30 тысяч. Поспособствует этому и выход на рынок новых игроков – к примеру, холдинга Mail.Ru Group, которая на днях объявила о приобретении контрольной доли в операторе YouDrive. Партнеры собираются увеличить имеющийся автопарк с 2 500 до 10 000 автомобилей.

По мнению столичной мэрии, каршеринг – это быстро, просто и удобно. Краткосрочная аренда позволяет отказаться от собственного автомобиля и трат на его содержание, уменьшает число автомобилей на дорогах и, как следствие, сокращает пробки, а также избавляет от проблем с парковками.

Однако, согласно статистике другого ведомства – МВД – ситуация может приобрести и негативный оттенок. Распространение каршеринга влечет за собой и увеличение числа пользователей-мошенников, которые используют арендованные автомобили либо для езды без оглядки на правила, либо для совершения преступлений. Необходимость демонстрации паспорта при оформлении аккаунта уже давно не препятствие: в сети существует целый рынок фейковых аккаунтов, причем порой аккаунтов с весьма положительными характеристиками со стороны оператора.

Использование поддельного аккаунта делает реального водителя арендованной машины словно бы невидимым: он может не бояться камер или ответственности за совершенные аварии, и может даже ездить нетрезвым. Можно даже не иметь прав или быть несовершеннолетним. В крайнем случае нужно просто вовремя "слинять" с места событий, и доказать присутствие виновника за рулем будет крайне сложно. Между тем, за подобное поведение предусмотрено вполне осязаемое наказание как со стороны оператора, так и с точки зрения российских законов.

Безнаказанность пользователей фейковых аккаунтов довела ГИБДД до необходимости выделять аварии с участием каршеринговых машин в отдельные строки статистических отчетов. Ведомство начало делать это совсем недавно, но уже известно, что за 2019-й год произошло как минимум 130 таких ДТП, в результате которых имеются погибшие и десятки пострадавших. В нескольких авариях удалось зафиксировать нетрезвое состояние водителя. Сейчас ведомством прорабатывается возможность запрета на аренду автомобилей лицам, имеющим за плечами серьезные нарушения ПДД.