© Борис Мурадов.АвтоВести
Аналитика

Назад в СССР – 5: миллионы советских машин все еще бороздят просторы страны

Говорят, кто прошлое помянет, тому глаз вон. Между тем дотошные аналитики, не убоявшись этой народной мудрости, взялись-таки помянуть наше относительно недавнее прошлое, сосчитав все автомобили советского производства, которые по-прежнему стоят на учете в органах ГАИ.

И что же? Как оказалось, в России зарегистрировано почти 2,5 млн легковых автомобилей, произведенных еще в период СССР, т.е. до 1992 года. И это, согласно подсчетам аналитического агентства "Автостат",  составляет порядка 6% от всего автопарка страны (на 1 января 2019 года).

Львиная доля (80%) машин советской эпохи приходится, конечно же, на продукцию Волжского автозавода – суммарно в РФ насчитывается около 2 млн выпущенных в Тольятти "жигулей", "самар" и "нив". Второе место по численности советских автомобилей занимает, что тоже понятно, "Москвич" – на начало года зарегистрировано 228 тыс. экземпляров этой марки, выпущенных на конвейере уже несуществующего АЗЛК.

ГАЗ-М21Р "Волга"

Замыкает же тройку лидеров рейтинга вовсе не вездесущие "Волги", как можно было подумать, а народные "Запорожцы" и "Таврии" – в собственности россиян находится 70 тыс. этих автомобилей, собранных еще в Украинской ССР. Далее примерно с одинаковыми результатами следуют марки "ГАЗ" и "УАЗ» (58 тыс. и 57 тыс. машин соответственно). Как правило, это как раз таки "волги" и легковые "уазики".

"Москвич-2140"

Тут самое время оговориться, что зарегистрированные автомобили и те, что на ходу и хоть изредка эксплуатируются – это не всегда одно и то же: довольно много "ископаемых" автомобилей, не снятых с учета, намертво стоят во дворах и гаражах. Но правда и то, что очень многие до сих передвигаются "на своих четверых" – даже, к примеру, музейные уже "Волги" ГАЗ-21 и "Победы" М20 можно порой увидеть на дорогах в рутинном применении, а не только в парадном строю.

ИЖ-Комби

Можно на российских дорогах встретить и автомобили "ИЖ" советского производства, которых в общей сложности числится 44 тыс. единиц. Быть может, не все они совершенно здоровы, но еще живы. Есть и весьма экзотические даже по прежним временам внедорожники с армейскими корнями, произведенные на автомобильном заводе в украинском Луцке: на начало года в нашей стране насчитывалось 19 тыс. "луазов" с годом выпуска до 1992-го.

Ну, а оставшиеся 4,5 тыс. машин советской эпохи – это экземпляры модели "Ока". Да-да, той самой, про которую зло шутили: "2 часа позора – и ты на даче!"

Без слов

Так что, вопреки высказанному известным киноперсонажем изречению "Оставь прошлое в прошлом и иди вперед", наше автомобильное прошлое нас пока еще не отпускает. Но это и хорошо: есть надежда, что многие из этих олдтаймеров не закончат свою жизнь на свалке, а, если уже не перешли, то со временем перейдут в музейно-коллекционный статус – и они, и мы этого заслуживаем. Потому что прошлое, как рекомендуют психологи, многократно переживать не нужно, его нужно все же уметь отпускать. Но обязательно – с любовью и благодарностью.