© АвтоВести

24 июля 2019 10:13

Аналитика 3781

Назад в СССР – 4: чтобы с зарплаты накопить на машину, и целой жизни мало

"Каждый, у кого нет машины, мечтает ее купить. Каждый, у кого есть машина, мечтает ее продать. И не делает это лишь потому, что, продав, останется без машины", – это утверждение из замечательной советской комедии полувековой давности в известной мере справедливо и сегодня. Но сколько времени требуется среднестатистическому россиянину, чтобы, мечтая о покупке нового автомобиля, скопить на него?

В те же стародавние времена, когда на экраны вышел процитированный нами фильм, по стране гулял такой провокационный анекдот: "На вопрос радиостанции "Голос Америки" о том, сколько лет нужно советскому инженеру, чтобы скопить на автомобиль, "Армянское радио" после длительной паузы ответило: "А у вас негров линчуют!" Столь позорное явление, как суд Линча в США, к счастью, осталось в далеком прошлом, и даже слово "негр" там давно уже не употребляется как крайне неполиткорректное, а вот у нас в ситуации с покупкой автомобиля, похоже, мало что изменилось.

К таким выводам, по сути, подводит любопытное исследование, предпринятое аналитическим агентством "Автостат", специалисты которого взялись подсчитать, сколько времени понадобится жителю нашей страны с самой обычной заработной платой, чтобы накопить на новый автомобиль. Разумеется, сделано это с оговоркой, что расчет все же условный, поскольку не учитывает никакие другие траты, а только то, что человек всю зарплату будет откладывать исключительно на покупку машины, не прибегая при этом к кредиту. Он не дает четкого представления о сроках накопления денег, но позволяет судить об экономических условиях, в которых проживает большинство граждан РФ.

Мы же, всецело соглашаясь с этим, в свою очередь отметим, что сумма на крупную покупку зачастую складывается из доходов нескольких членов семьи, а, с другой стороны, как правило, около 2/3 (а то и больше) личного или семейного дохода уходит на обязательные траты (оплата жилья и коммунальных услуг, транспорта, приобретение еды и одежды и т.д.). Поэтому, не претендуя на строгий научный подход, все же позволительно умножить полученные результаты на 3, и эти цифры приведены просто для наглядности в скобках.

В качестве точки отсчета исследователи приняли самую распространенную по данным Росстата зарплату в России, которая составляет 23,5 тысяч рублей. Конечно, в зависимости от региона проживания или уровня притязаний этот срок может значительно отличаться. Так, для покупки бестселлера российского рынка – Lada Granta (самая доступная комплектация стоит почти 440 тыс. рублей) – при таком расчете понадобится относительно немного времени – лишь 19 месяцев или чуть более 1,5 года (умножая на 3, получаем 4,5 года). То есть с "Ладами" теперь все гораздо лучше, чем было в СССР с "Жигулями", это несомненно. А вот для того, чтобы стать владельцем наиболее популярного премиального автомобиля, коим является Lexus RX (минимальная цена – чуть более 3 млн рублей), нужно копить деньги в течение 128 месяцев, т.е. 10,6 лет. С другой стороны, к чему с такой зарплатой стремиться купить премиальный автомобиль, забывая про народную мудрость про Сеньку и его шапку?

Куда как более показательно соотношение самой распространенной российской зарплаты в 23,5 тыс. рублей со средневзвешенной ценой нового легкового автомобиля в России, которая в 1 полугодии составила 1,52 млн рублей: получается, что россиянину необходимо 65 месяцев (или почти 5,5 лет), чтобы накопить деньги на всю сумму такой покупки (умножая на 3, получаем 16,5 лет, что совсем уж невесело).

Заметим, что какими бы условными ни были вышеприведенные расчеты, все же они в известной мере отображают уровень платежеспособности населения. В связи с чем закономерно возникает риторический вопрос: откуда тогда на российских дорогах такая уйма дорогих и очень дорогих автомобилей?