© ИТАР-ТАСС

11 июля 2019 09:55

Аналитика 5827

Назад в СССР: средний срок владения автомобилем в стране продолжает расти

В последнее время эксперты отмечают не только снижение объемов продаж новых автомобилей и их неуклонное подорожание, но и увеличение срока эксплуатации машин в "первых руках", то есть до перепродажи. И свежая статистика подтверждает: увы, это тенденция.

Средний срок владения автомобилем до первой перепродажи к лету 2019 года увеличился до 75 месяцев (6,3 года), - такие данные приводит по результатам своего исследования аналитическое агентство "Автостат", напоминая, что в 2018 году аналогичный показатель был равен 73 месяцам (6,1 года). То есть сроки владения новыми автомобилями увеличились на 2 месяца.

По словам директора агентства Сергея Целикова, увеличение сроков владения автомобилями в России – вполне закономерный результат: "Люди реже меняют автомобили на новые, поскольку покупательская способность не растет, а цены на новые автомобили за 5 лет поднялись в среднем на 60%. С учетом потери стоимости, для того, чтобы пересесть на аналогичный новый автомобиль, автовладельцу необходимо доплатить 100 – 150% от цены текущей 5- или 6-летней машины".

Такая ситуация, конечно же, напрямую коррелирует с отмечаемым уже не первый месяц падением рынка новых автомобилей, отражая одни и те же затянувшиеся кризисные явления в экономике. При этом, как недавно сообщалось, наблюдается оживление в продажах/покупках автомобилей высшего ценового сегмента на вторичном рынке. А это означает, что по-прежнему достаточно много состоятельных людей, способных регулярно обновлять свои статусные "средства передвижения", но в то же время подросло число тех, кому новый такой автомобиль не по карману, а вот аналогичный слегка подержанный – в самый раз.

Еще один очевидно напрашивающийся вывод: рынок б/у автомобилей в общем и целом стареет. Вспоминаются в этой связи относительно недавние благополучные времена, когда многие могли позволить себе купить новый автомобиль, продав имеющийся всего лишь после 2-3 лет эксплуатации (обычно сразу по истечении срока гарантии). Выигрывали от этого и те, в чьи руки эти машины попадали: они обходились существенно дешевле новых при покупке и, еще далеко не "убитые", были не слишком разорительны в эксплуатации.

Но стоит вспомнить и более далекое советское время, когда новые машины были в огромнейшем дефиците, и тогда даже "десятилетки" были вполне ходовым (в обоих смыслах слова) товаром на вторичном рынке автомобилей. Были, конечно, и тогда люди, кто в силу тех или иных условий был близок к "спецраспределителям" и имел возможность покупать новую машину по госцене хоть ежегодно, а не успевшие еще толком состариться продавались затем вдвое дороже, но все же в основном автомобили на "вторичке" были значительно старше. И еще больше их стало, когда из-за рубежа – как с запада, так и с востока – в Россию хлынул поток подержанных иномарок. Для них и 15 лет эксплуатации не был пределом (с известными оговорками, разумеется).

Теперь же, хоть в дилерских автосалонах и царит уже много лет изобилие, но в последние годы наблюдается дефицит особого рода: на фоне ползучего подорожания всего ассортимента новых автомобилей, из него еще и вымывается все больше именно бюджетных вариантов, и это тоже вынуждает все больше желающих приобрести машину людей нести свои сбережения уже именно на вторичный рынок. А те, у кого автомобиль уже есть, вынуждены, в свою очередь, эксплуатировать его дольше, чем того хотелось бы.

Остается надеяться, что в обозримом будущем вектор здесь все же изменится на противоположный.