© Ford
Автопром

Ушел из жизни создатель "Мустанга" и легендарный менеджер Ли Якокка

Ли Якокка – фигура без преувеличения легендарная. Успевший постоять в разное время у руля таких гигантов, как Ford и Chrysler, предприниматель скончался в Калифорнии от болезни Паркинсона. Между тем, вклад Якокки в развитие мирового автопрома еще предстоит осмыслить.

Считается, что именно Лидо Энтони "Ли" Якокка стоял за созданием целого ряда моделей, сейчас считающихся культовыми – например, Ford Mustang. Этот спорткар не раз называли самым значимым автомобилем, когда-либо созданным компанией. Он же реализовал и проект по развитию направления переднеприводных малолитражек – в первую очередь, Ford Fiesta. Уволили Якокку из Ford якобы по личному распоряжению внука основателя компании, Генри Форда II – за то, что благодаря своим успехам тот начал становиться популярнее самого Форда.

Именно Якокке своим нынешним существованием и статусом обязан концерн Chrysler, который без главенства знаменитого менеджера неминуемо пришел бы к банкротству. После того, как в 1978 году Ли возглавил близкую к разорению компанию, со временем Chrysler превратился в одно из самых успешных автомобильных предприятий в США. А сам Якокка стал самым высокооплачиваемым менеджером отрасли.

Ли Якокка в качестве главы Chrysler представляет новейший Plymouth Voyager, 1984 год

Якокке приписывают в том числе и продвижение потребительского автокредитования – точнее, создание работоспособной схемы торговли автомобилями в кредит. По мнению издания New York Times, на пике популярности "Уинстона Черчилля от экономики" многие американцы всерьез ожидали, что Ли Якокка будет баллотироваться в президенты. Вместо этого в 1984 году он выпустил автобиографию, которая практически мгновенно стала бестселлером. В нашей стране она известна под названием "Карьера менеджера".

Ли Якокка (справа) с коллегой по руководству проектом Mustang Доном Фреем, 1966 год. На заглавном фото он же прядом с названным в его честь юбилейным Ford Mustang Iacocca 45th Anniversary Edition, 2009 год

Ли Якокка скончался в своем доме в пригороде Лос-Анджелеса на 95-м году жизни от осложнений вследствие болезни Паркинсона. Но, как говорится в таких случаях, он по-прежнему будет жить в своих творениях и памяти множества людей, а его имя навечно вписано в историю мирового автопрома.

Полный финиш: Lada Revolution прикатила из небытия в заводской музей Автомобильные музеи – одни из самых интересных, причем отнюдь не только для автомобилистов. А заводские музеи, в которых хранится вся история марки "во плоти", включая единичные экземпляры машин, интересны вдвойне. Таким был и разоренный в лихие годы музей АЗЛК. Заводской музей Lada в Тольятти такая участь, к счастью, миновала, и его коллекция продолжает пополняться.
Европейские производители хотели бы отказаться от универсалов, но не станут С одной стороны, этот тип кузова вскоре навсегда может уйти в историю. С другой, многие именитые бренды в Европе весьма рассчитывают, что им не придется в очередной раз урезать собственные модельные линейки: универсалы должны спастись благодаря жителям северных стран.