© Volkswagen
Хит-парад

Хит-парад. Самые богатые люди мирового автопрома

В рейтингах по подсчету чужих денег регулярно фигурируют музыканты, спортсмены, звезды кино... А вот люди, фактически владеющие мировой автомобильной промышленностью, в такие отчеты попадают нечасто, хотя на счетах многих из них запросто может лежать бюджет небольшой страны. В нашем обзоре - пять главных богачей автомобильного мира.

В этом рейтинге, который составил Autocar на основе данных Forbes, The Sunday Times, Bloomberg и других авторитетных источников, сошлись самые состоятельные люди, которые получили всю или большую часть своего состояния от производства автомобилей и смежных отраслей. И выяснилось, что делами тут почти безраздельно заправляют семьи...

5

Ли Шуфу

Состояние $15,6 млрд

Родившийся в деревне в 1963 году Ли Шуфу начинал с фотодела и продажи серебра, извлекаемого из проявленной фотопленки. А в 1986 году основал фирму Zhejiang Huangvan Shiqu Refrigerator, которая занималась выпуском холодильников для китайского рынка. В 90-е компания начала выпускать мотоциклы и скутеры – сначала по лицензии Honda, а потом уже собственные. Пока это ни о чем вам не говорит, верно?

Фирма, начинавшая с холодильников, позднее превратится в хорошо известный китайский холдинг Geely. Причем в автобизнес компания пришла только в конце 90-х! В июне 1997 года Geely становится первым частным автопроизводителем в Китае, а ее первой серийной моделью стал довольно топорный на вид хэтчбек X9 SUV, построенный, по некоторым данным, на базе Daihatsu Charade. Сегодня Geely входит в десятку крупнейших автопроизводителей Китая, владеет Volvo Cars, Lotus и Proton, имеет 12 автозаводов и 6 фабрик по выпуску трансмиссий в Китае, а также 6 сборочных производств и 4 автозавода за рубежом.

4

Семья Аньелли

Состояние $19 млрд

Глава и родоначальник династии Аньели – Джованни Аньелли (1866-1945 гг.), итальянский промышленник и один из основателей многопрофильного концерна Fiat в 1899 году. Первый автозавод заработал еще в 1900 году, и с тех пор чем только компания ни занималась!

За историю Fiat его многочисленные подразделения, дочерние предприятие и поглощенные компании выпускали и выпускают массу товаров – от военной и железнодорожной продукции до грузовиков (Iveco входит в состав группы Fiat), сельхозтехники, не говоря уже про легковые автомобили и спорткары (не забудем, что компания Ferrari и Maserati – это тоже Fiat). Семья владеет крупными пакетами акций FCA (союз "Фиата" и "Крайслера"), CNH Global (выпускает сельскохозяйственную и строительную технику), Ferrari и футбольного клуба Ювентус, а также ряда других компаний.  Сегодня клан Аньелли возглавляет Джон Элканн (на фото), внук Джанни Аньелли. В 2018 году агентство Reuters оценивало автомобильные интересы семьи в $19 миллиардов.    

3

Илон Маск

Состояние $22,5 млрд

Человек, которого не надо особо представлять! Один из главных "возмутителей спокойствия", прообраз киногероев и сам герой мемов вроде "как тебе такое, Илон Маск?!" родился в ЮАР в 1971 году. В 1999 году стал соучредителем компании X.com, которая потом станет гигантом онлайн-платежей PayPal. Потом будут аэрокосмическая SpaceX, энергетическая SolarCity, строительная The Boring Company…

Но самое известное детище Маска – это, конечно же, основанная в 2003 году Tesla, которая разделила весь автомобильный мир на "до" и "после", поставив многих участников рынка в позицию догоняющих. Маску принадлежит около 19% акций Tesla стоимостью порядка $9 миллиардов, но доходы "капают", естественно, не только от этой автомобильной компании, но и от других. В итоге в рейтинге миллиардеров журнала Forbes в 2018 году оценивал  состояние Маска в сумму более $22,5 млрд.

2

Семья Квандт

Состояние $38 млрд

Основатель промышленной империи Квандтов Гюнтер Квандт (1881-1954 гг.) серьезно "поднялся" в Первую мировую войну, поставляя кайзеровской армии военную форму со своих текстильных фабрик. И на этот сколоченный капитал Гюнтер позже купил первые акции BMW и будущей компании Varta. А в начале 60-х годов его сын Герберт, скупив на кредиты акции приговоренной компании, фактически вытащит убыточную BMW со дна, спася ее от слияние (и фактического "растворения") c Mercedes-Benz. С того моменты Квандты стали крупнейшими акционерами BMW.

После смерти Герберта продолжение дела семьи и BMW взвалила на себя его жена Йоханна, до замужества бывшая его же секретаршей. В середине 90-х годов у семьи было чуть менее 50% акций компании, а Йоханна была одной из богатейших женщин Европы с капиталом около $14 млрд. Она умерла в 2015 году, и наследство промышленной империи досталось ее детям, Стефану Квандту (на фото) и Сюзанне Клаттен. Им двоим сегодня принадлежат в общей сложности 43% акций BMW.

1

Семья Порше и Пиех

Состояние $52,8 млрд

Еще один пример "семейного подряда" в автомобильно индустрии, только в этом случае тут уже не один, а два клана. А сформировался он, когда дочь Фердинанда Порше Луиза вышла замуж за юриста Антона Пиеха, который во время Второй мировой войны был управляющим завода Volkswagen в Вольфсбурге. И такая семейная связь означала, что и Porsche с Volkswagen были всегда тесно связаны. Символическим продолжением связи семейной стало слияние двух компаний после финансового кризиса 2008 года.

Дела семей сегодня продолжают Вольфганг Порше и Фердинанд Пиех (на фото), который до 2015 года был председателем наблюдательного совета концернов Volkswagen и MAN. Сегодня две семьи владеют 30,8% акций Volkswagen стоимостью около $28 млрд, при этом у кланов есть и другие инвестиции. Сам же Volkswagen, несмотря на "дизельгейт", в 2018 году стал крупнейшим в мире производителем автомобилей с объемом продаж 10,8 млн штук.