© Seat
Автопром

С вещами на выход: автомобильные марки, ушедшие из России

На фоне новостей про уход "легкового" Ford мы вспомнили и других известных "бегунов", которые покинули наш рынок за последние годы. Впрочем, некоторые из них уже пытаются вернуться.

В относительно сытные докризисные годы на перспективный российский автомобильный рынок не пытался влезть только ленивый. Но кризис, начавшийся в 2014 году, всех отсортировал, оставив лишь самых стойких и живучих. Остальным, не выдержавшим конкуренции и трудностей, пришлось уйти. 

№ 1

 

Acura

Принадлежащая Honda премиум-марка Acura вполне претендует на звание одного из самых "недолгих" брендов на российском рынке. Ведь время ее первого официального вывода на наш рынок было выбрано "гениально": продажи стартовали 26 апреля 2014 года, в самом начале кризиса и галопа курсов валют. Причем на всю страну было всего два дилера, и оба – в Москве!

Итогов такого "расчета" долго ждать не пришлось: уже весной 2016 года дилеры фактически прекратили продажи дорогих и невостребованных машин. За все время удалось реализовать, в общей сложности, всего 1990 кроссоверов RDX и MDX (лидер спроса), а также седанов TLX. После чего Acura тихо ушла с нашего рынка, и возвращаться явно не собирается.

№ 2

 

Alfa Romeo

Эта итальянская марка с начала века пыталась трижды закрепиться на нашем рынке. Но конкуренты и курсы валют никак не дадут красивым "итальянкам" прижиться в России. А с разгаром кризиса все стало еще сложнее, когда цены на импортируемые машины взлетели так, что никакой красотой не перебить.

В 2016 году марка смогла продать в России только 100 машин. И в том же году все фактически прекратилось. Поставки свернули, так как с такими мизерными продажами нет смысла сертифицировать новые автомобили, так как на них придется внедрять систему "ЭРА-ГЛОНАСС", а это дорого и неоправданно. Ходили слухи, что компания попытается вернуться с кроссовером Stelvio, но воз пока с места не сдвинулся.     

№ 3

 

Dodge

Американский Dodge дебютировал в России в середине 2000-х годов с хэтчбеком Caliber, который у нас предлагался еще и в "горячей" версии SRT-4. Затем российский модельный ряд пополнили стильный кроссовер Nitro и седан Avenger, а в 2008 году появился минивен Journey. На этом минивене история Dodge в России и закончилась. "Доджи" были машинами нишевыми, на любителя, готового терпеть простецкую отделку салонов. Кроме того, падение рубля поставило крест на нормальном ценообразовании, ведь эти автомобили напрямую импортировались из США.

Насмотревшись на падающий спрос (206 штук в 2012 году, 192 в 2013), в августе 2014 года марка заявила о прекращении продаж и фактически расписалась в уходе из России. В модельном ряду к тому моменту как раз остался только Journey: в 2014 году продали последние 26 машин. Из американских минивенов в России сегодня есть только новая Chrysler Pacifica. В 2018 году продажи взлетели аж на 722% - с 9 машин до 74.        

№ 4

 

Seat

Эта испанская марка тоже тянет на рекорд, ведь Seat пытался взять российский рынок четыре раза! Первая попытка – в далеком декабре 1996 года. Помните, был у марки такой импортер - "SEAT-Росинка"? Через 3 года из-за отсутствия спроса продажи прекращают, в 2003 возобновляют, в 2005 опять сворачивают из-за скачка евро к доллару. Еще одна неудачная попытка – в 2006 году. В 2012 году за дело берется уже сам Volkswagen, владеющий "Сеатом". Завозит модели Ibiza, Leon и минивэн Alhambra…

В 2013 году продажи марки даже растут (+35%, до 3375 машин, по данным АЕБ, на которые мы опираемся в этом обзоре), но в кризисный 2014 год разом осыпаются на 51%. Покупатель вновь не принял завернутый в испанскую "обертку" немецкий Volswagen, не подкрепленный хорошей ценой. Импортируемая модель из-за девальвации рубля оказалась просто неконкурентна на фоне локализованных и более раскрученных соперников. В итоге, с 1 января 2015 года продажи Seat в России свернули, и вряд ли испанцы захотят наступить на эти грабли в пятый раз.  

№ 5

 

Great Wall      

Китайская компания Great Wall пришла в Россию с простыми и дешевыми пикапами и внедорожниками в середине 2000-х годов. В первый же год реализации (а это 2005 год) в России покупают 4070 машин: это пикап Deer, внедорожники SUV G5 и будущий локомотив и лидер продаж Hover. И уже с 2006 года SUV G5 и Hover начинают собирать в подмосковной Гжели. С годами качество машин китайцы подтянули, в российский модельный ряд влились кроссоверы Hover H6 и M4, а внедорожники Hover модернизировали. В предкризисный 2013 год Great Wall продает в России 19 954 автомобиля. И строит планы по расширению за счет нового завода в Липецке, построенном  компанией "Ирито", эксклюзивным российским дистрибьютором марки Great Wall.     

Кризис пустил эти планы под откос. В том числе и потому, что у партнеров случился разлад. По одной из версий, китайцы отказались снижать цены на машинокомплекты, а "Ирито" не стал давать скидки на резко подорожавшие готовые машины. В итоге отгрузка автомобилей и машинокомплектов для их сборки была остановлена в декабре 2014 года. В тот год продажи сразу упали на 25%. А в 2015-м, когда у дилеров закончились запасы машин, они и вовсе встали, обвалившись сразу на 79% (до жалких 3181 штуки). Предпринятая же в 2016 году попытка компании Derways вернуть в Россию "Ховеры" под маркой DW Hower в прошлом году тоже провалилась. И, похоже, что окончательно. Сам Great Wall вряд ли снова станет возиться с возвращением этих машины в Россию: китайцы сейчас делают ставку на более современные машины марки Haval.  

№ 6

 

ZAZ

А вы еще помните, как в России продавались "Запорожцы"? Точнее, украинские ZAZы. С 2006 года Запорожский автозавод вполне успешно продавал у нас седан Chevrolet Lanos, копию одноименной модели Daewoo. В 2009 году модель переименовали в ZAZ Chance, но это уже не сильно помогло. Спрос на устаревавшую машину снижался, и тогда же на рынок вышла более современная Lada Granta.

Но окончательно добило продажи введение Россией утилизационного сбора на украинские машины, что привело к повышению цен и делало "Запорожцы"  неконкурентоспособными. Не помогла и более современная модель ZAZ Vida (копия Chevrolet Aveo первого поколения). И если в лучшие времена у нас ежегодно продавали по 20-30 тысяч украинских машин, то в 2014 году (когда ZAZ ушел из России) они составили всего 481 машину.      

№ 7

 

Opel и Chevrolet

Самый масштабный и громкий "исход" с российского рынка устроил, конечно же, концерн General Motors! Про это уже столько сказано, что вспомним только главное. Об уходе из России по причине кризиса и спада продаж GM заявил весной 2015 года. Причем из России американцы уходили по-хитрому: полностью вывели популярный Opel и востребованные бюджетные модели Chevrolet. Оставили только высокомаржинальные и дорогие Chevrolet Corvette, Camaro и Tahoe, марку Cadillac, а также долю в совместном предприятие "GM-АвтоВАЗ".  

И вот теперь Opel намылился обратно в Россию, уже под крылом нового хозяина - французского концерна PSA. Основу модельного ряда пока составят пассажирский вэн Zafira Life и фургон Vivaro Transporter, локализованные на калужском заводе "ПСМА Рус", а также кроссовер Grandland X.  

Впрочем, в успех повторного старта Opel в России верится с трудом. Интересные и знакомые россиянам текущие поколения Astra, Insignia и Mokka мы точно не увидим - по соглашению с General Motors, новые владельцы "Опеля" не могут продавать "джиэмовские" машины на новых рынках. А новые кроссоверы Crossland X и Grandland X – это, по сути, лишь перелицованные "французы", которые у нас в народной любви не купаются. Да и на какие-то "сладкие" цены особой надежды тоже нет, ведь тот же Grandland X к нам будут импортировать из Германии. Не исключено, что помыкавшись с низкими продажами, Opel опять соберется на выход. Впрочем, подождем цен и перезапуска российских продаж: он намечен на четвертый квартал 2019 года.