© autowp.ru
Хит-парад

Хит-парад. Самые массовые военные автомобили СССР и России

23 февраля 2018 года исполнилось 100 лет со дня основания Красной армии. По такому случаю АвтоВести вспомнили самые массовые автомобили российской армии от времен СССР и до наших дней.

№ 5

УАЗ-469/3151

1972-2003 гг.

Без легендарного ульяновского "козла" невозможно себе представить ни нашу армию, ни российское село. Хотя предшественником на гражданской и военной службе у него был не менее знаменитый ГАЗ-69, выпущенный тиражом более 600 000 штук и экспортировавшийся в 50 с лишним стран. Но УАЗ оказался не менее массовым, а по конструктиву даже круче своего газовского предка.

В 2003 году на смену моделям 469/3151 пришел УАЗ-315195 "Хантер". Но в 2011 году  Минобороны отказалось от дальнейших закупок "козликов". Хотя их за прошедшие годы поставили в армию в таком количестве, что из военных частей они исчезнут еще не скоро. Кстати, УАЗ периодически выпускает спецверсии в честь знаменитого 469-го.

Все потому, что в армию поставлялся самый вожделенный на "гражданке" УАЗ-469 (после модернизации 1985 года получила индекс 3151) вариант с мостами на ступичных редукторах. Нужны они были потому, что при создании машины Минобороны СССР требовало от нее возможности сопровождать по бездорожью танковую колонну, которая перепахивала грунт не хуже трактора. И если у гражданского УАЗа клиренс под "колхозными" мостами был 220 см, то у редукторной военной версии он составлял уже 300 мм.

№ 4

ЗиЛ-131

1966-2002 гг.

Самого Завода имени Лихачева уже давно нет в живых, а этот наследник "Колуна" (ЗиЛ-157) и более легкая альтернатива "Уралу" до сих пор в строю и встречается практически во всех военных частях. Но 131-й тоже немолод, ведь немалая часть служащих в армии машин выпущена еще при СССР и в начале 90-х. Соответственно, время идет, техника устаревает и понемногу списывается из армии, хотя их запасы еще не исчерпаны.

ЗиЛ-131 в армии тоже служит "универсальным солдатом". Таскает и полуприцепы, и бортовые платформы под перевозки грузов и личного  состава, ракетные и зенитные комплексы, КУНГи  для ремонтных мастерских, медпунктов, полевых кухонь, радиоэлектронных систем и т.д.

Бензин в СССР не жалели, поэтому основным двигателем для армейских ЗиЛ-131 был и остается карбюраторный 150-сильный мотор V8. Этот же мотор и его слабое место: тяга – не фонтан, зато аппетит такой... Потому и сдает "зилок" свои позиции дизельной технике. Хотя потенциал по проходимости у него ого-го какой! Тут и полный привод с электропневматическим подключением переднего моста, клиренс в 330 мм, и система изменения давления в шинах, и механическая лебедка. Выпускался даже экзотический сегодня полноприводный (!) 5-осный автопоезд с тягачом ЗиЛ-137 и десятитонным полуприцепом с ведущими осями ЗиЛ-137Б (фото выше).         

№ 3

ГАЗ-66

1964-1999

Без преувеличения известнейший в нашей стране ГАЗ-66, он же "шишига" - самый распространенный полноприводный двухосный грузовик армии СССР, и один из самых массовых автомобилей армии российской. Выпускали его с 1964 и до лета 1999 года, сделав 965 941 грузовик. Сколько их до сих пор тянет лямку, знают, наверное, только сами военные. И армейские запасы явно немалые, раз с 90-х годов и до сих пор списанные машины распродают с консерваций (как и ЗиЛ-131).

В армии на ГАЗ-66 ставили массу кузовных надстроек – от бортового кузова и всевозможных КУНГов (командно-штабные, связь, санитарный и т.д.) до реактивных установок и дезинфекционно-душевых модулей. Был и десантный ГАЗ-66Б со складным рулем и крышей, чтобы машина помещалась в транспортный самолет. Впрочем, ГАЗ-66 не вечен: в армии его все активнее замещает более современный ГАЗ-3308 "Садко", хотя это, по сути, несколько доработанная "шишига" с другой кабиной и дизелем.

Сила и слава ГАЗ-66 - в его проходимости и живучести на бездорожье. Компактный, легкий, с отличной развесовкой, "самоблоками" в мостах, подкачкой шин и механической лебедкой – пожалуй, это самый проходимый российский грузовик, за что так ценим на службе и на "гражданке". Ну а карбюраторному V8 в 4,2 л до фонаря электромагнитное излучение при ядерном взрыве, в отличие от "электронных" движков. Хотя эргономика места водителя – это мрак: посадка в обнимку с мотором, почти горизонтальный руль, рычаг КПП у задней стенки кабины… Но не забываем, что воинская присяга предписывает "стойко переносить тяготы и лишения службы".  

№ 2

ГАЗ-АА/ММ

1932-1949

Если Т-34 - это танк Победы, то легендарная "полуторка" - это грузовик Победы, который вывез на своих скрипучих кузовах Великую Отечественную Войну. Их выпустили почти миллион штук, сделав самым массовым автомобилем не только Красной Армии, но и всего СССР первой половины 20 века. В одних только войсках на момент начала ВОВ их было больше 150 000, и служили они аж до 60-х годов!

Военная нужда и средний срок жизни "полуторки" на фронте всего в несколько дней породили ГАЗ-ММ-В ("Военный", на фото). Ради максимального удешевления и экономии металла, вместо изящных полукруглых крыльев стояли прямые, гнутые из кровельного железа. Передние тормоза, вторые фара и дворник, глушитель, бамперы и откидные боковые борта отсутствовали. Кабина делалась из дерева, а в 1942 году двери заменялись брезентовыми пологами. Представляете, каково в ней зимой?!

На фронте "полуторки" возили и таскали на себе все: пехоту, раненых, все мыслимые грузы, пушки, цистерны, радиостанции, боеприпасы и многое другое. Все это с перегрузом и по бездорожью. Кстати, самих "полуторок" было два вида. Первая – это ГАЗ-АА (1932-1938 гв., верхнее фото), советский вариант американского Ford АА с бензиновым мотором (3,3 л, 42 л.с.), который ездил почти на всем, что горит, в отличие от изнеженной техники ленд-лиза. С 1938 по 1949 годы выпускался уже модернизированный ГАЗ-ММ с более мощным мотором (50 л.с.), усиленной подвеской и переделанным рулевым управлением.  

№ 1

Урал-375Д/4320

1961-1992/1977 по настоящее время

Полноприводные капотные вездеходы "Урал" – одни из ветеранов нашей армии, куда они поехали служить еще с начала 60-х. Сначала это был бензиновый "Урал-375Д" (1961-1992 годы выпуска, тираж – 110 000 штук) с карбюраторным 7-литровым V8 в 180 л.с. В армии таскал на себе цистерны, краны, радиолокаторы. Но самая известная его надстройка – это, конечно, знаменитая реактивная система залпового огня 9К51 "Град", с которой уральские грузовики успели повоевать во многих "горячих точках".  

Армейские "Уралы" 4320 - это не только знакомые почти каждому характерные капотные 3-осники, но и машины с двумя осями, а также бескапотные варианты с колесной формулой 8х8 под тяжелые кузовные надстройки.

Впрочем, был у такого "Урала" один большой недостаток – крайне прожорливый бензиновый двигатель. И к началу 80-х в армии его вытеснил новый "Урал-4320" с более экономичными дизелями, хотя и считается, что у 375-го выше проходимость за счет особенностей управления тягой двигателя. Кстати, в прошлом году 4320 справил 40-летний юбилей: его начали выпускать в ноябре 1977 года, и в модернизированном виде делают до сих пор, перевалив отметку в 1 млн машин еще в середине 80-х годов. Вариантов исполнений – масса, включая бронированные варианты для армии и Внутренних войск МВД. И массовой замены проверенной модели "Урал-4320" пока не видно, хотя в Миассе активно пытаются заинтересовать военных новым "Урал Next".

Автор Александр Евдокимов. Источники фото: autowp.ru, Google
Как обогнать спорткар на велике: история безумного рекорда скорости Для велосипедистов сопротивление воздуха играет крайне важную роль - воздушные потоки могут сбивать гонщиков с курса, тормозить, или разгонять до фантастических скоростей. А когда на помощь приходят гоночные автомобили, знание физики и мускульная тяга превращают велосипед в настоящий снаряд!