© АвтоВести

3 дек 2013 20:53

Автопром 845

Кафедра дизайна МАМИ отметила свое 20-летие

На торжественных мероприятиях наряду со студентами Университета машиностроения присутствовали и именитые, известные всему миру дизайнеры. И были они отнюдь не заехавшими по случаю свадебными генералами…

На торжественных мероприятиях наряду со студентами Университета машиностроения присутствовали и именитые, известные всему миру дизайнеры. И были они отнюдь не заехавшими по случаю свадебными генералами…

На торжествах, посвященных юбилею кафедры дизайна МАМИ, было все положенное по столь торжественному случаю. Большой актовый зал и пребывающая в приподнятом настроении публика, обстоятельные отчеты о проделанной работе и достижениях последних лет, прочувствованные поздравительные речи присутствующих и зачитывание приветствий от тех, кто присутствовать не смог… Но чтобы по достоинству оценить деятельность кафедры дизайна за последние 20 лет, достаточно было просто посмотреть на список присутствующих.

Начать, к примеру, со Стива Маттина, который не первый год является главным дизайнером "АвтоВАЗа". Важно, что англичанин присутствовал на мероприятии вовсе не как свадебный генерал, по случаю заглянувший на чужой праздник. В команде Маттина немало выпускников МАМИ, которую работают как в тольяттинской штаб-квартире, так и в недавно созданной московской студии под крылом у помощника Маттина, также весьма опытного и авторитетного дизайна Томаса Бигвуда. 

МАМИ юбилей родстер
Фойе МАМИ было украшено работами студентов и выпускников. Главным образом это были эскизы, но попадались и "полноразмерные" творения...

Выступая перед публикой, главный дизайнер "АвтоВАЗа" не ограничился дежурными поздравлениями и достаточно подробно рассказал о путях поиска нового фирменного стиля марки Lada. "На одном из этапов мы создали своего рода автомобильный алфавит. Взяли изображения автомобилей нескольких десятков самых популярных марок и перерисовали их упрощенно – настолько упрощенно, чтобы комбинация темных (фары, лобовое стекло, решетка радиатора и воздуховоды) и светлых участков выглядела максимально графично и просто, как буква. И стали думать, как создать новую букву, которая бы не повторяла ни одну из уже существующих…"

Но для отечественного автопроизводителя более чем логично привлекать к сотрудничеству российских дизайнеров – а каковы шансы выпускников МАМИ найти работу за рубежом? Живым доказательством того, что реально, выступил Арсений Костромин, который в свои весьма молодые годы успел поработать уже на два крупных концерна – в бухарестской студии Renault и в берлинской Volkswagen. 

МАМИ юбилей Александр Сорокин заведующий кафедрой дизайна
Руководящий кафедрой дизайна Александр Сорокин в день юбилея был нарасхват.

Сейчас Арсений сосредоточен над одним-единственным проектом, у которого есть все шансы превратиться в серийный автомобиль – и нетрудно догадаться, что делиться публикой с подробностями дизайнер не стал. Зато в подробностях рассказал о созданном им для женевского автосалона 2009 года концепт-каре Dacia Duster - история этого весьма популярного кроссовера началась с шоу-кара, нарисованного россиянином. Арсений припомнил, что отлично выглядевшая машина оказалась тогда не слишком эргономичной, и самому дизайнеру приходилось наклонять голову, чтобы поместиться за рулем.

Другие студенты и выпускники МАМИ, рассказывая о своих стажировках в крупных европейских компаниях, доказывали, что история Арсения Костромина – не исключение. В своем приветственном письме высоко оценил российских дизайнеров и Клеменс Росснагель, один из ведущих дизайнеров Audi. Причем он особенно подчеркнул их ценность в том числе как носителей своеобразной, не во всем похожей на европейскую культуры. По словам господина Росснагеля, в условиях глобализации дизайнеры сильнее чем раньше рискуют непроизвольно потерять индивидуальность, влиться в общую струю и подменять оригинальные решения комбинацией из увиденного раньше. Чрезвычайно важен свежий взгляд, а его свежесть во многом зависит от культуры, в которой воспитан дизайнер. 

МАМИ юбилей дизайнер Арсений Костромин
Арсений Костромин рассказывает о своей работе в бухарестской студии Renault.

Бесспорно, важен для студентов и выпускников и пример Владимира Пирожкова – пусть даже Владимир учился не в МАМИ, а в Свердловском архитектурном институте. Поработав на Citroen и Toyota, став автором всемирно известных проектов, Пирожков по собственному желанию (хотя правильнее сказать – по собственным убеждениям) вернулся в Россию, где создал свой дизайнерский центр. И не жалеет. Молодежи Владимир посоветовал "добиваться того же качества, что и на Западе, но ставить перед собой более крутые цели".

Впрочем, в ходе торжественной церемонии звучали и предостерегающие ноты: "Нельзя отрицать, что всю вторую половину двадцатого века автомобиль был одной из икон стиля, - начал за здравие Юрий Назаров, президент союза дизайнеров России. – И наверняка он продержится еще несколько лет в этой роли. Но сейчас самое время думать о других точках приложения своих усилий…"

Выступавшие следом тут же наглядно продемонстрировали, что кафедра дизайна жива отнюдь не автопромом единым: среди проектов, над которыми работает существующее при кафедре СКБ (студенческое конструкторское бюро) – "начинка" машин скорой помощи и отдельные элементы вертолетов. Причем речь не об учебных заданиях, а полноценных коммерческих заказах, авторами которых является ряд российских предприятий – в том числе и достаточно крупных. "От одного из оборонных предприятий поступил заказ на цветовой дизайн боевого вертолета, - рассказал руководитель СКБ. – Мы исходили из того, что главная цель расцветки – запугать противника. И похоже, переборщили: первый вариант оказался столь агрессивным, что слегка испугался сам заказчик. И попросил дизайн смягчить…" Впрочем, тем и хороши студенческие годы, что в это время не просто можно, а порой даже нужно экспериментировать и перебарщивать.
 

Самыми качественными автомобилями оказались корейские В США опубликован очередной рейтинг надежности новых автомобилей. Пьедестал среди брендов оккупировали корейские производители, а самым надежным автомобилем среди новых назван Porsche.
Две модели Peugeot покидают Россию, но одна обещает вернуться Компания Peugeot сворачивает российские продажи сразу двух моделей – хэтчбека 308 и седана 508. Но если хэтчбек уходит окончательно по причине отсутствия спроса, то большой седан еще имеет шансы на возвращение.
Президент Туркменистана собственноручно собрал внедорожник Посещение Гурбангулы Бердымухамедовым национального Центра автомобильного спорта закончилось тестами нового спортивного внедорожника. Однако, поездке предшествовали и разработка, и сборка автомобиля, причем в процессе президент Туркменистана принимал деятельное участие.