© АвтоВАЗ

6 авг 2010 15:30

Аналитика 3420

Россиянам легче полететь в космос, чем сделать автомобиль

Последней серьезной и увлекательной работой, над которой созидательно трудились инженеры и конструкторы АвтоВАЗа, был "Проект С", он же ВАЗ-2116. Задумывалось сделать автомобиль по-новому, изначально превосходящий нынешние машины завода по всем статьям.

Последней серьезной и увлекательной работой, над которой созидательно трудились инженеры и конструкторы АвтоВАЗа, был "Проект С", он же ВАЗ-2116. Задумывалось сделать автомобиль по-новому, изначально превосходящий нынешние машины завода по всем статьям.

Девиз проекта в 2005 году сформулировали новые (на тот момент) руководители - свеженазначенный президент АвтоВАЗа Игорь Есиповский и его соратник Максим Нагайцев, возглавивший технический департамент: "Если мы запускаем в космос ракеты, то неужели со всей нашей инженерной школой не сможем сделать нормальный автомобиль?".

Работали долго, трудно и мучительно. Но, преодолев массу препятствий, довели проект до стадии ходовых образцов, готовых к испытаниям. Сели, поехали. И оказалось, что "Проект С" действительно получился. Первые же поездки показали, что машина лишь слегка уступает "Форду Фокусу", выбранному в качестве ориентира для подражания, борьбы и превосходства. Но потом произошли три смены руководства подряд, и тему 2116 закрыли, определив будущим завода патентованную сборку "Рено", а собственные конструкторские работы заперли до лучших времен.

Именно поэтому прежний главный конструктор ВАЗа Евгений Шмелев написал Путину письмо, рассказав о том, что патентованная сборка чужих машин силами предприятия, умеющего самостоятельно конструировать такие замечательные автомобили, как проект "С", - это недопустимо и недальновидно, и подобный потенциал надо использовать не на облуживании французов, а на создании самостоятельных конструкций.

И пока Шмелев горячился в письме, а его коллеги сдержанно рассказывали прессе о прорывной конструкции "Проекта С", мало кто заинтересовался подробностями их достижения, и поэтому не возникло ни дискуссии, ни анализа сделанного этими умелыми людьми. А если послушать их и повнимательней посмотреть в корень, то получается, что огромным, невиданным и невероятным достижением научно-технического центра ВАЗа стала перспективная русская машина 2116, так и не догнавшая "Форд Фокус". Могучий потенциал, компетенция и профессионализм позволили лишь дотянуться до того, что немцы уже два поколения подряд спокойно выпускают и скоро снимают с производства.

Начальник отдела доводки ходовой части Анатолий Ермолин рассказал: "Первые же ездовые прототипы 2116 "с листа" превзошли все выпускаемые на ВАЗе автомобили, лишь немного уступив "Фокусу", — это отмечали все, включая наших немецких партнеров". Ему кажется, что это огромное достижение, и надо было еще немного постараться, и тогда "Фокус" они бы догнали. Увы, оснований для данной иллюзии слишком мало. Произошло другое - они исчерпали свою компетенцию. Прыжок выше головы не получился. В стремлении еще разок попытаться догнать уже надоевший зарубежный аналог лишь полюбовались хвостиком удравшей мишени. Увы, удел завода – патентованная сборка чужого, а не создание своего. "Проект С" показал не профессионализм, а бессилие. В космос мы можем. Сделать автомобиль – нет.

Мнение редакции может не совпадать с мнением эксперта "Вести ФМ".


Автор Сергей Асланян, Вести ФМ
Каждый четвертый новый автомобиль в России - отечественной марки Продажи новых легковушек российских автобрендов выросли вместе со всем авторынком, хотя их доля в общей структуре осталась прежней. Самые внушительные результаты - у моделей тольяттинского "АвтоВАЗа".
Российский автомобильный рынок за год вырос на 12% Ассоциация европейского бизнеса опубликовала статистику продаж на российском автомобильном рынке за 12 месяцев 2017 года. Судя по отчетам ассоциации, рынок уверенно встает на ноги уже десятый месяц подряд, показав рост и в прошедшем декабре.
22 автомобильные марки в России поменяли цены за последний месяц Эксперты провели традиционное исследование автомобильного рынка на предмет изменения цен автопроизводителями. И если в прошлом году переписывание прайсов в некотором смысле следовало позитивной динамике продаж в отрасли и некоторые модели дешевели, то в этом году цены в основном растут.