© ВГТРК

10 марта 2010 17:08

Дороги 648

Реформа МВД: нужен ли ГИБДД технический осмотр?

Реформа МВД РФ, которую затеял президент, в том числе затрагивает и одну из самых "непрофильных" функцией этого ведомства - проведение технического осмотра. Мы решили проверить, а зачем вообще нужен это процесс и насколько честно проходят его автолюбители.

Весна. Пора проходить техосмотр, вспомнила я. И тут же получила редакционное задание. Синхронно – со мной и редакцией - заняться проблемой решили Президент, Госдума и Министерство экономики. Дмитрий Медведев – подписал указ о реформе МВД, который лишает инспекторов «непрофильных функций». ТО, надо сказать, признали одной из самых «непрофильных». Госдума – в лице сразу нескольких фракций – озаботилась передачей техосмотра в частные руки. МЭР решило не отставать и отправило в Охотный ряд свои предложения – в виде законопроекта. Итак, попробуем разобраться.

Первым делом – выезжаем на станцию МОТОТРЭР ГИБДД. На подходе – нас встречает вереница автомобилей. Водители в очереди нервно курят, и провожают редакционную машину недобрыми взглядами. Объясняем – «мы на задании». Опускаю подробности, схема техосмотра – стандартная и до боли знакомая всем автомобилистам. Проверяют тормозную систему, пучок света, СО/СН. До этого, кстати, нужно еще провериться самому - пройти медкомиссию. В общем, в МОТОТРЭР можно провести весь день. Что мы собственно и сделали. Офицер ГИБДД, который отслеживал все наши перемещения с камерой, на крик души «ну что же все здесь так долго то?» ответил кратко - «Проверка по всем базам. На угон, по розыску водителя, федеральному розыску». И добавил – «ну и конечно, полная проверка технического состояния самого автомобиля».

Вот так. Техническое состояние – завершает список приоритетов. Похоже, «черные списки» офицера интересуют значительно больше. Выходит, «непрофильная» функция – проверять автомобили на тех пригодность, нужна ГИБДД лишь затем, чтобы пробивать на угон. Однако на следующий вполне логичный вопрос – «и много пробили?» инспектор так и не ответил. Почему – мы узнали уже в Министерстве экономики, куда отправились за разъяснениями – все-таки именно МЭР готовит новый закон. Разгадка оказалась проста. Общаться «на языке цифр» инспекторам как-то не с руки. На техосмотре выявляют … всего 1% пропавших автомобилей. В общем, после визита на ТО появилось даже больше вопросов, чем было. Зачем ГИБДД техосмотр - «непрофильная функция», за которую инспекция держалась до последнего? Следить за состоянием российского автопарка? Так ведь сами признаются – не главное. Разыскивать угнанные машины? Один процент отчетность не сделают. Или есть еще какая-то миссия, о которой непосвященным знать не положено? :)

Создалось впечатление, что и Госдуму, где законопроект обещают рассмотреть уже этой весной, не слишком волнует техническая сторона вопроса. Парламентарии – озабочены криминальной статистикой. 60% автолюбителей – «проезжают мимо» пунктов ГТО, прямой дорогой к нелегальным продавцам талонов - утверждают на Охотном ряду, ссылаясь на авторитетные исследования. Мы решили проверить – неужели это так просто?

Проторенной дорожкой снова отправляемся на станцию техосмотра. Но теперь - со скрытой камерой. Оставляю оператора в машине. Захожу в кирпичное полуразвалившееся строение. Спрашиваю – можно ли у вас пройти техосмотр. Девушка за стойкой, тяжело вздохнув, доходчиво объясняет: «вся информация на доске написана». Разговор явно не клеится. Возвращаюсь в машину. Едем дальше.

Прежде чем добрались до следующего пункта, пришлось сделать пару кругов по промзоне, вокруг гаражей и слесарен. Уже отчаявшись, мы заметили скромную табличку в сугробе - ТЕХОСМОТР. А за ним – ржавые ворота без опознавательных знаков, на которые нацелился указатель. Но – радость оказалась преждевременной. Буквально в ста метрах разбитый путь к цели нам преградила фура - застряла в обледеневшей луже, когда выезжала из ворот соседнего автосервиса. Минут пять мы наблюдали эффектную пробуксовку. Вместе с нами – зрелищем любовались еще с десяток автомобилистов, которым фура перекрыла дорогу. В общем, пока все пытались разъехаться – станция закрылась на обед.

Удача – ждала нас в пункте N3. «Нужного» человека в штатском – мы обнаружили прямо на входе. Как-то с первого взгляда стало понятно – это он. Кожаная куртка, чемоданчик, осанка такая ровная. На мой вопрос «Ааа… как бы…» ответ последовал незамедлительно. «Что, ТО надо?». «Да. В общем». «Ну это ко мне!». Оказалось, сотрудник МОТОТРЭР с хорошими связями. За 4 тысячи рублей готов сделать талон без всякого осмотра. «Да хоть щас! Все и оформим! Я вас прям к начальнику и отведу. Все официально, все в компьютере будет». Оставил визитку. Договорились созвониться. Теперь вот думаю – а что? Может, и правда? Купить и не мучиться?

Автор Ольга Мещерякова
Водителей в России предлагают переэкзаменовывать при каждой смене прав Российские автошколы предложили при каждой замене прав проверять водителей на знание ПДД. Данную инициативу сейчас рассматривает ГИБДД.
Регионы заставят тратить деньги от штрафов только на дороги Сейчас регионы могут тратить поступающие в местные бюджеты деньги от дорожных штрафов на свое усмотрение. Но в правительстве готовят поправки, которые лишат регионы этой возможности и обяжут их отправлять все "штрафные" деньги в дорожные фонды.
Люди перестанут гибнуть на дорогах России к 2030 году Правительство РФ утвердило новую стратегию безопасности дорожного движения, цель которой - снизить (а в перспективе - и вовсе свести к нулю) уровень смертности в ДТП. В ней освещены основные проблемы, приводящие к фатальным авариям с которыми предстоит разобраться в ближайшее время.