© Павел Блюденов

19 нояб 2009 11:00

Аналитика 227

Российский рынок не упал - он вернулся к своему состоянию во времена СССР

Необычный анализ ситуации с продажами автомобилей провел эксперт радиостанции "Вести ФМ" Сергей Асланян. Знаете ли вы, что уровень продаж 2009 года опустился до уровня продаж автомобилей во времена СССР? Стоит ли ждать восстановления спроса? Любопытная статистика и ответы на эти вопросы.

В Советские время, когда мы еще не знали, насколько несостоятелен наш автопром, в стране исправно трудилось 7 заводов, два из которых населению не делали почти ничего полезного, а вот остальные потихоньку способствовали нашей автомобилизации.

ГАЗ тогда выпускал по максимуму 75 000 машин в год, которые не попадали в открытую продажу. Он как раз один из двух заводов, работавших мимо нашего интереса. Второй такой завод – УАЗ, он делал 30 000 автомобилей в год, на которые люди лишь облизывались. Зато АЗЛК гнал народу по 120 000 изделий в год, ИЖ поспевал и делал по 100 000 машин, ЗАЗ выпускал по 80 000, ЛуАЗ выдавливал из себя 30 000. А сверху всех громоздился ВАЗ, статистически перекрывая их всех вместе взятых, выпускавший ежегодно по 660 000 автомобилей и сыгравший главную роль в автомобилизации Советского Союза. В сумме эти усилия давали в год 1 650 000 легковых машин, из которых народу в руки попадали 990 000 автомобилей. Итого, рынок страны ежегодно колебался в пределах одного миллиона автомобилей. При этом в стране жило в два раза больше народу. По подсчетам специалистов отложенный спрос упирался в отметку в 3 миллиона машин. И так мы жили десятилетиями, потребляя по миллиону и недополучая еще два миллиона новых автомобилей в год.

Потом страна изменилась, народу поубавилось, заводов тоже, зато пришли новые игроки, а у оставшихся людей появились деньги и свобода выбора. И мы потихоньку наращивали свое потребление, пока в прошлом году не дотянулись до вожделенных трех миллионов. При убывшем населении мы все же смогли реализовать отложенный спрос поколений. Один раз за всю историю страны. Под этот рост наших возможностей в стране развернулись иностранцы, а дилеры выстроили магазины даже в сомнительных закоулках.

И вот теперь мы вернулись к своему обычному уровню потребления. Пена сошла, лишние деньги кончились, покупка машины опять стала уделом самых жаждущих. То есть получается, что никакого особо выдающегося краха автомобильный рынок страны не испытал. Он лишь стабилизировался на своих обычных показателях. Но об этом знаем только мы. Иностранцы, а также их дилеры, об этом не знают или не хотят знать и ждут, верят и надеются, что баррель сейчас все вернет на круги своя и продажи подскочат до желаемого уровня. Не будет этого. Карлос Гон считает, что в Европе продажи вернутся на докризисный уровень через 7 лет. У нас дистанция между кризисами чуть больше и составляет 10 лет, и 3 миллиона автомобилей в год мы вряд ли получим раньше 2018 года.

Поэтому у нас все это время будет идти борьба не за рост продаж, а за долю рынка. Каждый автопроизводитель постарается вытеснить конкурента и занять на процент-другой более масштабную позицию. То есть доля таких слабых игроков, как ГАЗ, УАЗ, АвтоВАЗ будет сокращаться, а их место все старательней станут занимать иностранцы.
Автор Сергей Асланян, Вести ФМ
Названы самые популярные подержанные SUV в больших городах России Рейтинг популярности кроссоверов и внедорожников с пробегом аналитики составляли по российским городам с населением более 1 млн человек. В списке лидеров - автомобили из России и Японии.
Названы самые популярные "российские" иномарки Развитие локализации за последние годы привело к тому, что почти четверть автопарка нашей страны - это иномарки российского производства. Аналитики назвали самые распространенные среди них.
Машины с пробегом в России начали терять популярность В целом активность российских покупателей на вторичном рынке планомерно растет – как и на рынке новых автомобилей. Однако, в некоторых регионах (включая регионы с крупнейшими объемами продаж) популярность автомобилей с пробегом начала снижаться.