© Plymouth
Хит-парад

Хит-парад. Знаменитые машины ушедших брендов. Часть 2

Во второй части хит-парада АвтоВести продолжают вспоминать самые крутые и знаменитые модели автокомпаний, прекративших свое существование.

№ 1

Saab

900 Aero/SPG

Выпускавшая самолеты Saab (Svenska Aero AB) основала свое автомобильное отделение в 1945 году, которое только к 1989 году оформилось в независимую компанию Saab Automobile AB. Тогда же ее начала прибирать к рукам General Motors, полностью заполучив марку в 2000 году. В 2010 году Saab продали голландскому производителю спортивных машин Spyker, но он не потянул погрязшую в долгах фирму. После нескольких попыток продаж Saab ушел в шведско-китайский консорциум NEVS. Который уже не первый год пытается возродить старую модель 9-3 в виде электрокара для Китая. Выгорит ли затея в итоге – вопрос открытый.

Из всех выпущенных Saab 900 Aero/SPG самыми ценными среди коллекционеров считаются машины не в этом, а в перламутрово-белом цвете, которые не пошли в массовое производство. Их сделали всего 29 штук в виде прототипов, из которых сегодня уцелели только 6: три в США и три в Европе. Ранее они работали в пресс-парке компании и выдавались для тестов журналистам.

Зато нет вопроса в том, какую модель Saab стоит назвать наиболее известной в глазах фанатов. Это серия 900 – самая продаваемая в истории компании. А самым "настоящим" из них считается 900-й в первом поколении Classic (вторая генерация уже была на платформе Opel Vectra). И, естественно, самые крутые – это турбоверсии с характерным 2-дверные кузовом комби-купе. Например, знаменитый 900 Aero/SPG (1984-91 годы) с развитым обвесом, расширенным оснащением и 2-литровым 16-клапанным турбомотором в 160 л.с. И это был не предел. Например, 2-дверка 900 Turbo 16S 1984 года выдавала 175 "сил" и 8,5 секунд до 100 км/час. А выпущенный тиражом в 600 штук "заряженный" Saab 900 Carlsson развивал уже 185 л.с.

№ 2

Pontiac

Firebird

У одного из самых старых американских автопроизводителей корни уходят еще в 19 век: Pontiac основали в 1899 году. Компания тогда выпускала конные экипажи, а массово производить машины начала в 1926 году. И тогда же Pontiac вошел в состав концерна General Motors. Который тоже стал могильщиком для марки: чтобы не потонуть после кризиса 2008 года, GM был вынужден "сбросить балласт", закрыв отделение Pontiac в 2010 году. А самой известной и крутой моделью компании многие, не раздумывая долго, назовут спортивный Firebird.

За основу киношного Китта был взят "горячий" Pontiac Firebird Trans Am 1982 года с 5-литровым V8. В кино Китт ездил без водителя, развивал до 640 км/час, имел сверхпрочную броню и турбо-ускоритель, позволяющий прыгать через препятствия! Один из участвовавших в съемках сериале 16 "Понтиаков" выставлен в английском музее Cars of the Stars Motor. Сериал породил не только армию поклонников, но и волну реплик знаменитого Китта.

Знаменитый масл-кар на базе Chevrolet Camaro за 35 лет сменил четыре поколения, кучу движков (4, 6 или 8 цилиндров) и вариаций. К прославлению этой модели немало сил приложил и кинематограф. Вспомнить хотя бы комедию "Полицейский и бандит", где блистал рестайлинговый Firebird второго поколения в "заряженной" версии Trans Am Special Edition 1977 года (верхнее фото). Во второй части фильма играла уже модель с приставкой Turbo. Свою долю славы получила и третья генерация "жар-птицы". Ее "горячая" модификация Trans Am снималась не только в "Полицейский и бандит-3", но и в культовом сериале "Рыцарь дорог", где бывший коп борется с преступностью, а помогает ему наделенный искусственным разумом говорящий автомобиль по имени Китт.

№ 3

Oldsmobile

442

К моменту закрытия в 2004 году Oldsmobile был старейшим из уцелевших американских автопроизводителей – компании тогда стукнуло 107 лет. Кстати, именно Oldsmobile, а не Ford, первым в мире освоил массовый выпуск автомобилей на конвейере: модель Curved Dash выпускали в 1901-1907 годах.

В названии 442 был свой смысл, означавший 4-камерный карбюратор, 4-ступенчатую "механику" и 2 выхлопные трубы.

За свою историю Oldsmobile выпустил 35 млн машин – как собственной разработки, так и ребрендинговые модели других отделений "материнского" концерна GM. Пожалуй, самая крутая и известная своя модель – 442, пришедшаяся на пик расцвета масл-каров. "Заряженная" версия 442 начиналась в 1964 году как пакет опция для F-85 и Cutlass, но с 1968 по 1971 год она даже стала отдельной моделью. На нее ставили карбюраторный V8 в 6,6 л, но топовым был 7,5-литровый гигант, развивавший на модификации Hurst/Olds до 390 л.с. и более 700 Нм. Неудивительно, что до 96 км/час машина ехала всего за 5,4 секунды!     

№ 4

Plymouth

Superbird, Prowler

Летопись входившей в состав Chrysler компании Plymouth началась в 1928 году, а закончилась в 2001-м. Plymouth выпускал массовые модели на агрегатах Chrysler, отметился он и выпуском перелицованных бюджетных моделей Mitsubishi. Но одна из самых ярких ее моделей – родом из спорта. Да, мы про Plymouth Superbird с огромным задним антикрылом, "выращенный" из модели Road Runner специально для гонок NASCAR сезона 1970 года. Для получения спортивной омологации в том же году Plymouth выпустил 1920 гражданских "Суперптиц". Тогда из-за радикальной внешности машины раскупались вяло, а сегодня это раритеты, за которыми охотятся коллекционеры. Superbird оснащали карбюраторными V8 (7 и 7,2 л) отдачей в 375-425 "сил", а самый мощный ехал до 100 км/час менее, чем за 6 секунд.

Под маркой Plymouth Prowler выпускали с 1997 по 2001 годы, сделав 8532 родстера. А после того, как "Плимут" прекратил свое существование, Prowler выпускали под брендом Chrysler с 2001 по 2002 годы, произведя 3170 машин. В 2002 году за эту машину в США просили от $44625. Кстати, после ухода Prowler его дело продолжили сделанные в ретростиле модели Chrysler PT Cruiser и Crossfire.     

Самой же необычной моделью Plymouth в этом веке стал родстер Prowler – этакий хот-рода, щеголявший открытыми передними колесами и раздельными бамперами. Экзотический аппарат был построен по схеме transaxle с коробкой передач в блоке с задним ведущим редуктором, за счет чего распределение веса по осям составило спорткаровские 50:50. А за счет алюминия в конструкции вес "Бродяги" составлял всего 1,2 т. Малый вес определил и тип мотора: Prowler оснащали 3,5-литровым V6 отдачей сначала в 217, а затем в 257 л.с. в паре с 4-диапазонным автоматом. Самая мощная версия ехала до 100 км/час за 5,9 сек, но "максималка" была ограничена отметкой всего в 190 км/час.

№ 5

Studebaker

US6, Avanti

В России американский "Студебеккер" помнят до сих пор, хотя фирму закрыли ровно 50 лет назад. Еще бы, ведь знаменитый грузовик Studebaker US6 (1941-45 годы выпуска) десятками тысяч везли по ленд-лизу в СССР во время войны. Грузовики оснащалась карбюраторной рядной "шестеркой" (5,2 л, 86 л.с.), полным или задним приводом (6х4), пониженным рядом, механической лебедкой. Таскали они на фронте все – от боеприпасов и пушек до легендарных реактивных установок "Катюша". Позднее основная масса уцелевшая "Студеров" ушла обратно в США, но часть осталась служить в армии СССР и помогать восстанавливать разрушенную войной страну. Кстати, по иронии судьбы, компанию Studebaker основали аж в 1852 году немецкие эммигранты…

История Avanti в 60-х не закончилась. После закрытия завода Studebaker в 1963 году, права на название модели, сборочную оснастку и часть компонентов выкупили дилеры Studebaker, которые и возобновили мелкосерийный выпуск, продолжавшийся до 2006 года!

Studebaker делал не только грузовики, но и легковые автомобили, начав еще в 1902 году с электрической модели Electric. Но самая известная легковушка – это, конечно, люксовое спорткупе Avanti, созданное в пику Chevrolet Corvette. Дизайн был создан всего за 40 дней, легкий стеклопластиковый кузов и мощные моторы V8 отдачей до 335 л.с. давали отменную динамику, на машине впервые в автопроме США были передние дисковые тормоза… Увы, не помогло. Слишком смелая для того времени внешность покупателям "не зашла", управляемость машины оказалась так себе, а по цене Avanti получился дороже Corvette и Buick Riviera. Да и сама компания Studebaker к тому моменту уже стремительно шла на дно. В итоге Avanti прожил на конвейере завода в Индиане всего 2 года (1962-63 годы), а общий тираж выпущенных машин лишь немногим превысил 5000 штук.