© AMC
Хит-парад

Хит-парад. Лучшие машины ушедших брендов. Часть 1

Австралийский автопром все: 20 октября фирма Holden выпустила последний автомобиль на родине кенгуру. А скоро и сама марка канет в Лету. И сколько их было вот таких, за вековую историю автопрома… АвтоВести вспомнили некоторые из почивших в разное время компаний – и их самые крутые машины.

№ 1

Matra Rancho

1977-1984 гг.

В середине 60-х свои силы в автобизнесе начал пробовать французский многопрофильный холдинг Matra (Mecanique Aviation TRAction) - производитель аэро-космического и телекоммуникационного оборудования, вооружений, транспортных систем и велосипедов. А чтобы не плавать в этом мире наугад, в 1965 году Matra купила автомобильную компанию Rene Bonnet для выпуска спортивных машин. За свою историю Matra Automobile также успела поучаствовать в гонках "Формулы-1" и марафоне Ле-Ман. Приложила руку к созданию минивэна Renault Espace (три его первых поколения еще и выпускались на заводе Matra). И помогала Renault в создании экзотического Avantime – помеси купе и микроавтобуса.

Matra Rancho оснащался бензиновым 1,4-литровым мотором Simca мощностью 80 л.с. Машина снаряженной массой 1,1 т могла разгоняться до 145 км/час.

Основу собственного модельного ряда Matra составляли спортивные модели – Djet, 530, Bagheera, Murena… Но самой крутой и необычной оказалась "туристическая" модель Rancho с увеличенным клиренсом. За основу взяли шасси пикапа Simca 1100, а похожий на аквариум стеклопластиковый кузов универсал был изготовлен самой Matra. У Rancho была еще и версия Grand Raid с электролебедкой, запаской на крыше и самоблокирующимся передним дифференциалом. Но несмотря на весь свой боевитый вид, Rancho был исключительно переднеприводным! Хотя тему бездорожья и путешествий французы все равно поймали удачно.

№ 2

Tatra Т613/T700

1974-1999 гг.

Чешская компания Tatra, основанная в 1850 году и начинавшая с конных повозок, прочно ассоциируется у нас с выносливыми полноприводными грузовиками на хребтовой раме, которые десятилетиями поставлялись сначала в СССР, а затем и в Россию. Но была у компании и легковая "ветвь". Причем началась она еще в 1897 году с модели "Президент" - первого легкового автомобиля в Центральной Европе и одного из первых в мире. Легковое отделение Tatra протянуло до 90-х годов 20 века, а его вершиной можно считать модель 613. Нарисованный итальянским ателье Vignale 5-метровый седан Tatra Т613 (верхнее фото) в то время слыл самым роскошным автомобилем из Восточной Европы, этакий местный S-Class, но попроще и подешевле.

Несколько эволюций Tatra Т613 выпускали с 1974 по 1996 годы, сделав всего чуть более 11 000 машин. Но еще была Tatra Т700 – рестайлинговая версия 613-й модели. Причем в ее арсенале был не только 201-сильный V8, но и воздушный 234-сильный мотор объемом 4,4 л, разгонявший машину до 250 км/час. Но "семисоток" сделали всего 75 штук (с апреля 1996 по июль 1999 года), и именно Т700 стала последней легковой моделью Tatra.

Его активно использовали правительственные и, как бы сегодня сказали, корпоративные гаражи, полиция и службы быстрого реагирования. Потому что 613-я была вполне резвым автомобилем, повторявшим конструкцию Porsche: задний привод сочетался с заднемоторной компоновкой. Причем 3,5-литровый V8 (карбюраторная версия выдавала 168 "сил", впрысковая - 201) производства Tatra тоже имел воздушное охлаждение. До 100 км/час 613-я разгонялась за 11 сек, максимальная скорость достигала 230 км/час. Но в Tatra в какой-то момент решили, что производство грузовиков выгоднее. Без поддержки развития легковое отделение упустило поезд прогресса, а устаревшая Tatra Т613 стала его прощальной песней.

№ 3

Jensen Interceptor/FF

1966-1976 гг.

Британская компания Jensen Motors была основана еще в 1934 году, а закрылась в 1976-м. А помните ее самую известную и крутую машину? Конечно, большинство сразу назовет знаменитый "Перехватчик" - модель Interceptor, первое поколение которой делали с 1950 по 1957 годы, изготовив всего 88 машин. Но самой ядреной, конечно, была следующая генерация этого большого автомобиля класса GT, которую выпускали с 1966 года.

Jensen Interceptor выпускали 10 лет, сделав 6408 в кузове купе, кабриолет и хэтчбек с большой стеклянной "полусферой". А вот полноприводный Jensen FF (на фото) производили всего 5 лет (1966-1971 годы), сделав только 320 машин. Существовал и экспериментальный Jensen FF с 7-литровым Hemi V8 от Chrysler, но в серию он не пошел из-за высокой цены и проблем с подвеской на высоких скоростях.  

С двигателями в Jensen не скромничали: под длинный капот ставили огромные карбюраторные "восьмерки" объемом 5,9, 6,3 и 7,2 литра! И все это – на заднем приводе с неразрезным мостом. Но еще был Jensen FF – первый легковой автомобиль с полным приводом (задолго до выхода Audi Quattro) и АБС, которая тогда была еще механической! Созданный на базе обычного Interceptor, Jensen FF был на 127 мм длиннее (его легко узнать по двойным воздуховодам за передними колесами) и выпускался только в виде купе с мотором объемом 6,3 л и 3-ступенчатым автоматом. Но большого успеха модель не снискала: она оказалась очень дорогой (на 30% выше, чем "просто" Interceptor) и выпускалась только с правым рулем, из-за чего ей был закрыт выход на многие важные рынки, включая США. 

№ 4

De Tomaso Pantera

1971-1992 гг.

Итальянская компания De Tomaso была основана аргентинцем Алехандро де Томазо, а цвета национального флага Аргентины нашли отражение в логотипе марки. De Tomaso протянула до 2004 года, за свою историю успела побыть под патронажем Ford и Maserati, строила прототипы, гоночные болиды (включая машины "Формулы-1" для команды Williams) и спорткары, которые соперничали с Ferrari и Lamborghini. Был у компании даже проект внедорожника совместно с российским УАЗом! Но не сложилось.

Одним из владельцев De Tomaso Pantera был Элвис Пресли, купивший ее в 1974 году. И у короля рок-н-ролла отношения с "Пантерой" как-то не сложились. Ходит такая история, что Pantera с Элвисом за рулем однажды заглохла прямо в центре Мемфиса. "Умерший" спорткар притащили к певцу домой и безуспешно пытались завести. В какой-то момент Элвис не выдержал, схватился за пистолет и несколько раз пальнул в строптивую "итальянку"! После этого, говорят, мотор сразу завелся… 

Самой знаменитой и успешной моделью компании стала, конечно же, Pantera – спорткар с центральным расположением мотора и 5-ступенчатой КПП ZF в блоке с задним редуктором. Правда, дизайн итальянской "Пантеры" создал американец Том Тьярда, мотор V8 (5,8 л, 335 л.с. и менее 6 сек до 100 км/час) поставлял Ford (позднее появился мотор в 5 л), а главным рынком сбыта стали США. А вот качество и надежность у Pantera были как раз итальянскими: хватало поломок, сборка хромала на обе ноги, коробка передач поначалу выла громче мотора, в красках кузова оказалось много свинца, а защита от коррозии была так себе. Впрочем, эти и другие "косяки" не помешали продать в тех же США с 1971 по 1975 годы около 5500 "Пантер" из 7260 выпущенных. Причем продавали Pantera через дилеров Lincoln и Mercury.     

№ 5

AMC Eagle

1979-1987 гг.

American Motors Corporation образовалась в 1954 году от слияния фирм Nash-Kelvinator и Hudson. Конкурировать предстояло с General Motors, Ford и Chrysler, и в АМС делали ставку не только на широкий модельный ряд (в него, к примеру, входили внедорожники фирмы Kaiser-Jeep, которую АМС купила в 1970 году), а также компактные экономичные легковушки, которые в итоге хорошо "выстрелили". Но к концу кризисных 70-х пришедшая на грань банкротства АМС была вынуждена уйти под крыло Renault. А в 1987 году французы продали American Motors Corporation "Крайслеру", которого в первую очередь интересовала марка Jeep. В том же году история АМС фактически и закончилась.

AMC Eagle – это 2-дверные купе, хэтч и лифтбек, 4-дверный седан, 5-дверный универсал и даже кабриолет! За 8 лет в США и Канаде их выпустили почти 200 000 штук, а сама модель Eagle стала одной из самых успешных в истории American Motors Corporation, фактически заложив основу нового класса автомобилей. Кстати, AMC Eagle разной степени "ушатанности" встречаются и в России: пока таможня "давала добро", некоторые энтузиасты успели привезти их из-за океана.           

За 33 года АМС выпустила немало известных моделей, но самая крутая и даже знаковая среди них – это семейство Eagle. Прозорливости компании стоит рукоплескать, ведь по сути, это был один из первых кроссоверов! Eagle сочетал хорошую проходимость с легковым кузовом, соответствующим комфортом и управляемостью. И на рынке США влезал аккурат между Subaru, "обычными" моделями АМС и внедорожниками Jeep. У Eagle был полный привод типа part-time (жестко подключаемый передний мост) или постоянный полный привод с межосевым "диффом" и блокирующей его вискомуфтой. "Понижака" отсутствовала, зато на выбор ставили бензиновые моторы в 2,5 и 4,2 л, а также дизель VM Motori объемом 3,6 л. Моторы сочетались с МКПП (4 или 5 ступеней) или 3-диапазонным автоматом.

Автор Александр Евдокимов, фото фирм-производителей, autowp.ru