© Александр Евдокимов, АвтоВести
Хит-парад

Хит-парад. Самые крутые внедорожники Moscow Off-road Show

В столице прошла выставка Moscow Off-road Show, посвященная внедорожной технике и ее тюнингу. И в этот раз было на что посмотреть. АвтоВести тоже сходили, посмотрели и отобрали самые впечатляющие экспонаты, изготовленные, кстати, российскими умельцами.

№ 1

Dr.Broman’s Place Russia

"Лесоруб"

Ретро-пикап по имени "Лесоруб" от мастерской Dr.Broman’s Place опасно пускать на дороги общего пользования. Выпустил такого в центр города – и сначала там "вау-эффект" и смартфоны из окна. Потом кто-то, заглядевшись, въехал в кого-то – и вот уже центр стоит, а в Яндекс.Разговорчиках снова кипения. Хотя, казалось бы, все знакомо: вон шасси ГАЗ-66 торчит из-под характерного капота не менее характерной кабины ЗиЛ-157… Но все равно – каков эффект!

 
  1. В тесный моторный отсек создатели "Лесоруба" впихнули огромный американский V8 с радиаторами масла и ОЖ (основной - от грузовика).
  2. В процессе создания машины перебрана и отлифтована подвеска, доработаны тормоза и переварен выхлоп, получивший "банки" от… Lamborghini Gallardo! Привод лебедки – от раздаточной коробки с пожарной "шишиги" (у обычного ГАЗ-66 привод лебедки шел от основной КПП). 
  3. Салон сохранил советский стиль, но получил новые элементы вроде "корабельного" селектора АКПП. Кстати, пол можно мыть хоть из ведра, в кабине есть стоки для воды.
 

Объем переделок тут немалый. Да, рама, мосты и рессорные подвески – от неувядающей "шишиги", которой еще на многих тюнеров хватит. Но рама доработана, чтобы точка ее скручивания (своей гибкостью рама изначально компенсирует небольшие ходы рессорных подвесок) была аккурат за кабиной. Сама кабина (сварена из нескольких старых), капот, радиатор мотора – на своем подвесе, чтобы на бездорожье не отрывало крепеж. Вместо родного карбюраторного мотора – впрысковый 7,4-литровый V8 от Chevrolet Suburban. Мотор форсирован (более 300 л.с. и 690 Нм) и работает в паре с 3-ступенчатым автоматом, которые ставили еще на ранние Hummer H1 в 90-х.

Выставочный "Лесоруб" весит 3,3 т и легко возьмет на себя еще тонну с гаком. Правда, его цена может срубить под корень: 5 млн рублей! И у машины уже есть владелец. Впрочем, для желающих заказать себе такой же аппарат, но подешевле, есть вариант с V8 и АКПП от Jeep, с одной раздаткой, без лебедки и центральной подкачки шин.

Еще одна "фишка" машины – не одна, а сразу две раздаточные коробки: к газовской приделана вторая раздатка от армейского пикапа Chevrolet CUCV М1009. Если в обеих включить пониженный ряд (суммарное передаточное число 5,69), двигатель легко ворочает огромные колеса (покрышки и алюминиевые колесные диски - российские) размером 1,3х0,5 м и машина, кажется, готова залезть на стену. Клиренс под редуктором моста – 41 см, плюс сохранены заводская подкачка шин (только кнопочное управление добавили), "самоблоки" в мостах и механическая лебедка. По трассе вездеход может развивать около 90 км/час. Хотя зачем дровосеку асфальт?

№ 2

4х4 Tundra

Toyota Tundra 6x6 Hercules

В одном из хит-парадов мы уже писали про 3-осные пикапы и внедорожники Mercedes-Benz, Jeep, Land Rover и Toyota - техника экзотическая, специфическая и крайне недешевая. Но энтузиасты не сидят сложа руки и выращивают все новых монстров. Так, в столичном техцентре 4x4 Tundra разработали, как они заявляют, первый в мире проект полноразмерного пикапа Toyota Tundra Hercules с колесной формулой 6х6. К серийному траку сзади пристыковали заднюю часть рамы и ведущий мост от такого же пикапа - и получился 3-осный грузовик с огромным кузовом. Хотя в таких проектах надо не только удлинить машину, но и сделать схему с тремя ведущими осями.

 
  1. Сзади – штатные рессоры и более энергоемкие российские амортизаторы ORM. Пневмоподвеска (компрессор "Беркут", подушки Rubena) тоже внедрена в России. Опция - "самоблоки" или жесткие блокировки ARB в мостах. Спереди – прогрессивные пружины из Екатеринбурга и по два амортизатора на колесо.
  2. Из штатной раздатки кардан идет на немецкую раздаточную коробку Tibus с пневмоуправлением, а уже из нее выходят два кардана на привод задней "тележки". Варианты привода – 6х2, 6х4 и 6х6, передний мост подключается жестко, межосевых дифференциалов в трансмиссии нет.
  3. Средний мост приводится от второй раздатки напрямую, а на заднюю ось идет составной кардан с промежуточным опорным подшипником. Но в техцентре уже разрабатывают схему с более простой раздаткой: она ставится на второй мост, и уже от нее идет привод на третью ось.         
 

Те же Mercedes-Benz и Toyota используют для этого так называемый "проходной" средний мост. У него в одном картере собраны межколесный и межосевой "диффы", а сзади выходит второй карданный вал для привода третьего моста. Но стоит такой мелкосерийный мост просто космических денег! Поэтому российские умельцы применили более дешевое и простое решение с "двухкарданной" раздаткой, которую мы описали во врезке. Еще в мосты внедрили более тяговитые главные пары с числом 4,88.

Серийная Toyota Tundra с топовой кабиной CrewMax и так машина здоровенная. Но 3-осник вообще исполин: длина грузовой платформы - 3 м, общая длина машины - 7,1 м! При снаряженной массе около 3 т "Геркулес" сможет взвалить на себя до 2 т груза. И все это можно будет легализовать, заявляют в техцентре. Правда, для вождения понадобится "грузовая" категория С.

Штатный бензиновый V8 (5,7 л, 381 л.с.) в паре с 6-ступенчатым автоматом пока форсировать не стали, чтобы поберечь ресурс. Хотя по заказу клиента поставят на мотор механический компрессор. Еще в техцентре изучают возможность "свапа" (замены) бензинового движка на 4,5-литровый дизельный V8 от Toyota Land Cruiser 200. Но это в будущем. А пока этот опытный образец ждут месяцы испытаний и доводочных работ. Включая создание универсальной грузовой платформы и съемного жилого модуля. Готовый "Геркулес" будет, мягко говоря, совсем недешевым: превращение серийного пикапа в 3-осный обойдется примерно в 7-10 млн рублей, в зависимости от капризов клиента.     

№ 3

ЗИП "КТЗ"

"Грибник"

Угловатый, как коробка, вездеход "Грибник" (он же Mushroomer) от владимирского Завода инновационных продуктов "КТЗ" вряд ли назовешь писаным красавцем. Но красота ему сильно и не нужна, он про другое. Под доработанной рамой от УАЗ Hunter – неразрезные мосты с портальными редукторами собственной конструкции и системой регулировки давления в шинах. В итоге – 410 мм клиренса и проходимая глубина брода в 0,9 м, а почти отсутствующие свесы дают углы въезд/съезда в 50 градусов. И это - только начало.

 
  1. На всякий случай у Mushroomer есть российская гидролебедка на 4,5 т.
  2. Задняя подвеска – рессорная, передняя – на оригинальных пружинах. Форма заднего моста сразу выдает уазовское происхождение, но задние тормоза тут уже дисковые, как и спереди. ГУР - тоже от УАЗ.
  3. Предельно аскетичный салон греет автономный отопитель-фен, но в сильный мороз обилие голого металла точно не порадует. Впрочем, есть возможность отделки интерьера.
 

Привод – постоянный полный, с раздаткой от "Соболя", в которую владимирцы внедрили собственный пневмопривод включения пониженного ряда и блокировки межосевого дифференциала. Мосты тоже жестко блокируются – там стоят межколесные пневмоблокировки "Спрут". Как эта русская вариация на тему итальянского Bremach прет по бездорожью на своих колесах - можно только представлять. Для улучшения развесовки уазовские топливные баки и аккумулятор смещены в базу. Сама машина весит 2,3 т и берез на себя 1,2 т груза. А еще у выставочного "Грибника" каркасная кабина с алюминиевыми кузовными панелями, но металл планируется заменить на более легкий и дешевый стеклопластик.

Создатели "Грибника" ориентируют его на рыбаков-охотников, егерей, геологов. Выпуск машин на заказ обещают начать уже в ноябре-декабре. Но практический полностью российский вездеход будет стоить, увы, как французский трюфель: 1,7-2 млн рублей.

Но еще больше удивил двигатель. Это владимирский 3-цилиндровый тракторный турбодизель Д1303Т с воздушным охлаждением! (Да, мы тоже сразу вспомнили старые грузовики Tatra и Magirus с "воздушными" дизелями). Зато мотор простой и легкий (320 кг), при объеме 3 л выдает 82 л.с. и 250 Нм, и работает в паре с уазовской 4-ступенчатой "механикой". Правда, гонять – тоже не про него: максимальная скорость равна всего 75 км/час. Зато с включенной пониженной в раздатке ползти должен как…правильно, как трактор - хоть плуг цепляй. Кстати, пока "Грибник" тоже зарегистрирован как снегоболотоход, так что понадобится удостоверение тракториста.   

№ 4

Ramsmobile

RM Series, Art Series

Американский вездеход Hummer H1 до сих пор не дает покоя тюнерам всего мира: найти сегодня машину без доработок хотя бы по салону - уже удача! Вот и в нашей стране к нему вновь приложили руки. Российская фирма Russian Auto Modeling Studio начинала в 2007 году с эксклюзивных обвесов и тюнинга салонов для спорткаров и внедорожников. В этом году студия впервые приехала на столичное внедорожное шоу с роскошными внедорожниками серий RM и ART. В основе - все те же Hummer H1, купленные, кстати, на рынке б/у в России. Только глобально переделанные.

 
  1. На выставку Ramsmobile привезли кабриолет, 4-дверный пикап с жесткой крышей и хэтчбек (заводское название такого кузова - slantback).       
  2. К внедорожникам предлагают еще и стилизованные прицепы, в которых может быть мобильный бар с музыкой, походный кемпер и все, что захочет заказчик. Делают их из натовских прицепов: расширяют и ставят на них крышу от универсала Hummer H1.
  3. В переделанных салонах – отделка ясенем, дубом или тиком. Все металлические "блестяшки" сделаны в Ramsmobile из пищевой нержавейки. Сиденья обшивают качественным кожзамом – он более стоек к истиранию.
 

В Ramsmobile купленные "Хаммеры" за 3-4 месяца полностью разбирают и собирают заново, попутно меняя массу деталей. Вместо штатных дверей ставят свои, из карбона, внедряют мощный каркас безопасности над головой (у штатного Hummer его нет) и покрывают кузов полиуретаном для защиты. Спартанский интерьер серийной машины отправляется на свалку: машинам полностью перешивают и заново отделывают салон.

Hummer H1 сегодня – фактически коллекционный автомобиль. Поэтому даже на старые машины цены зашкаливают. За 1995 год запросто просят 3-4 млн рублей, а 2005-2006 год выпуска легко тянет на 6-10 млн рублей. Но ценник на "Хаммеры" от Ramsmobile уже где-то в стратосфере: выставленные машины стоят по 21 млн рублей! И ведь находятся покупатели…

Дальше внедряют атмосферный 6-литровый бензиновый V8 фирмы Chevrolet мощностью 385 л.с. (могут и компрессор привинтить) или оставляют под капотом штатный дизель Duramax V8 объемом 6,6 л и отдачей в 305 л.с. Еще лифтуют кузова и подвески под более крупные колесищи диаметром до 40 дюймов (против штатных 37), ставят пневмоподушки, лебедки и увесистые силовые бамперы и пороги из стали. Хотя вряд ли заказчик захочет топить в грязи такой дорогой статус-мобиль. Тем более, что весит он уже по 3,5-4,5 тонны.

№ 5

НПО "Вымпел"

8х8 А

Естественно, были на выставке и снегоболотоходы, без которых в нашей стране никуда: есть такие места, где тонет даже гусеничная техника, а людей и грузы все равно возить надо. К тому же, гусеницы травмируют реликтовую тундру и на них не везде можно ездить. А снегоболотоход на шинах низкого давления землю не портит и болота проходит поверху. Да еще и плавает - как вот этот сочлененный вездеход 8х8 А от компании "Вымпел", выпускающей измерительное оборудование для нефтегазовой отрасли.

Цена такого шарниро-сочлененного 4-осника – 4-5 млн рублей. Еще в гамме компании есть вездеходы с тремя и двумя осями.

Весит такая "многоножка" 3,5 тонны и тащит на себе по бездорожью еще 2, включая водителя и 7 пассажиров. И тащит уверенно: под днищем – клиренс в 60 см, в трансмиссии – собственные колесные редукторы, три жесткие межосевые и две межколесные блокировки. Плюс российские шины 1280х530 мм, за счет вращения которых "Вымпел" и плавает (могут поставить водомет). Движет все это хозяйство 120-сильный турбодизель Cummins ISF2,8 "ГАЗель Некст", хотя вместо него могут поставить и российский бензиновый мотор ЗМЗ.         

Еще один сочлененный снегоболотоход, но без кучи осей - "Медведь-Shatun" из Владимира. Тоже плавает, имеет клиренс 68 см, влезает на ступеньку высотой в 1 м и берет 1 т груза. Японский дизель Kubota (4 цилиндра, 1,5 л) развивает 44 л.с.    

Автор Александр Евдокимов, фото автора