© Александр Евдокимов, АвтоВести
Автоспорт

Марафон "Шелковый путь": как живет бивуак

Под занавес ралли-марафона "Шелковый путь" АвтоВести уже с некоторой ностальгией вспомнили то, что нечасто показывают в трансляциях. А именно - закулисье, кипучую бивуачную жизнь самой гонки. Перед вами - зарисовки "с мест" от нашего корреспондента, который провел на марафоне несколько дней.

Ралли-марафон такого уровня - огромный механизм, в который вовлечено не менее огромное число людей и техники. Только одних журналистов на "Шелковый путь-2017" было заявлено 143 человека. А еще 90 спортивных экипажей и, в общей сложности, 385 автомобилей всех категорий - как гоночных, так и всевозможных "техничек" и машин организаторов.

Представляете, какая орава народу едет на всем этом? И каждый день под этот интернациональный табор надо в новом месте разбить бивуак, поставить пресс-центр, всех накормить-напоить, обеспечить воду, душ, туалет, генерацию электричества и вай-фая, расставить технику, провести инструктаж спортивных экипажей на следующий день... В общем, марафонский бивуак - это огромный муравейник, бродить по которому не менее интересно, чем смотреть саму гонку.

Театр начинает с вешалки, а спортивный бивуак – с мойки. Грязь – главный враг в работе механиков, поэтому гоночные болиды надраивают тщательно, со снятием колес и кузовных панелей. В этот момент можно подробно рассмотреть "анатомию": у заднемоторного багги Peugeot 3008 DKR хорошо видны многочисленные системы охлаждения мотора и трансмиссии.

Встроенные гидродомкраты с включением из салона – незаменимые помощники на бездорожье, когда надо быстро поднять застрявшую машину и подложить под колеса сэнд-траки. Жаль, что такие не ставят на гражданские внедорожники!

Каждый автомобиль на бивуаке, который не участвует непосредственно в гонке, забит походным скарбом под потолок – неважно, техничка это или автомобиль для прессы. На фото – Toyota Land Cruiser 200 организаторского штаба.

Новая тяжелая "техничка" К 3850 команды "КамАЗ-мастер" тащила на себе не только запчасти, шины и спутниковую тарелку на крыше. Она еще везла … криокамеру, которая кратковременно охлаждает верхние кожные покровы до минус 150 градусов! Камазовцы первыми притащили подобный девайс на гонку и говорят, что такая "экспресс-заморозка" буквально воскрешает измотанные жарой экипажи.  

Настоящие вьючные верблюды ралли-рейдов – это загруженные под завязку тяжелые грузовики техпомощи гоночных команд. Они везут на себе столько запчастей и оборудования, что на бивуаке можно вполне собрать еще один автомобиль. Фактически, в кузове – передвижной мини-завод со своим складом.

В ожидании "боевых" грузовиков с этапа, команда "КамАЗ-мастер" размечает на бивуаке место, где эти машины встанут на обслуживание.

Новый "Урал Next", который мы уже тестировали, уже вовсю используется в автоспорте. Этот таскает запчасти в команде "ГАЗ Рейд Спорт". На хвосте – прицеп для перевозки спортивных "ГАЗелей". Машина серийная, из доработок – дизель ЯМЗ-536 форсирован с 312 до 330 л.с. и установлены более скоростные главные пары, позволяющие разгоняться до 120 км/час.

На бивуаке международного ралли-марафона легко можно встретить всякую автоэкзотику, которая едет в составе команд как автомобиль сопровождения и техпомощи. Так, в лагере Baicmotor Racing Team был обнаружен "китайский Гелендваген" - рамный внедорожник BAIC BJ80. Давно пора начать продавать его у нас!

После тщательной мойки внедорожники и грузовики расползаются по лагерям своих команд и встают на обслуживание или серьезный ремонт, если машину хорошо "укатали" на этапе. Самое время подсмотреть нюансы конструкции гоночных монстров!

Оцените длину рычагов подвески багги Peugeot 3008 DKR из категории прототипов Т1! Вот откуда такие огромные ходы и энергоемкость подвески, позволяющие шпарить без оглядки по бездорожью. А еще багги разрешено использовать системы регулирования давления воздуха в шинах – как компенсация за то, что они используют только задний привод.

Для сравнения – вид на подвеску полноприводного прототипа категории Т1 Mini John Cooper Works Rally команды X-Raid. Рычаги короче, ход и энергоемкость подвески ниже, зато есть полный привод, помогающий отыгрываться у багги в грязи и песках. Гофрированные шланги подводят воздух для охлаждения тормозов.

Спортивная "ГАЗель" Михаила Кострукова из команды "ГАЗ Рейд Спорт" только вернулась с этапа и ждет очереди в "душ". Она сделана из серийной "ГАЗели", но, разумеется, доработана, иначе не выдержит и дня гонки. Штатный дизель Cummins ISF в 2,8 л сдвинут на 400 мм назад, форсирован до 200 л.с., переделаны выхлоп, система охлаждения и воздухозаборник. "Родные" амортизаторы заменены на спортивные, ведущие мосты обварены для увеличения прочности. КПП - 5-ступенчатая "механика" Dymos.   

Камазовцы с недавних пор вешают тяжеленные "запаски" по бокам, ближе к центру - на этапах с извилистыми трассами это повышает маневренность. Для участков с длинными прямиками, где важна развесовка по осям, "запаски" перевешивают на корму.

Соперник камазовцев Де Рой привез на "Шелковый путь" новый грузовик, который строили два года. Подвеска по кругу – независимая, топливные баки висят по бокам рамы для снижения центра тяжести и повышения маневренности. Но машина оказалась "сырой", и из-за череды поломок лишила голландца шансов на высокий результат. 

Этот полноприводный грузовик с характерным "девайсом" за кабиной в регламенте гонки так и называется – "метла". Он "закрывает" этап и судейские пункты за последним спортивным автомобилем, вытаскивает застрявшие экипажи и вывозит на себе до дорог сломавшиеся машины, где их грузят на автовоз до бивуака. В общем, настоящий спасатель.  

Медперсонал гонки тоже ездит на серьезной полноприводной технике.

Сон – главный ресурс на марафоне, которого не хватает всегда и всем. Добирается он при любой возможности и в любое время дня, невзирая на место: где стоял – там и упал спать.

Спят в командах по-разному. В Peugeot Total команда ночует в палатках, а Депре, Петерансель и Леб - в кемперах на дальнем плане. А в "КамАЗ-мастер", к примеру, на гонки ездит мобильный отель с 4-местными купе, где помещается практически вся команда. 

Ночью жизнь на бивуаке только начинается, потому что немало машин встает на обслуживание уже затемно. И звенеть ключами механики будут до утра, ремонтируя и перебирая технику к новому старту. Через несколько дней гонки рычание генераторов и вой гайковертов за стенкой палатки уже никому спать не мешают…

А утром - снова в бой... На старте "упаковывается" самый титулованный раллийный марофонец планеты - Стефан Петерасель. Его не зря прозвали "Мистер Дакар": на этом знаменитом марафоне у него было 13 побед - 6 раз на мотоцикле Yamaha и 7 раз на внедорожниках Mitsubishi, Mini и Peugeot! Рекорд не побит до сих пор, но "Шелковый путь-2017" стал для Петеранселя неудачным: после череды аварий и технических проблем - только 5 место.    

На таких мероприятиях автоспорт начинаешь замечать повсюду. На очередном спецучастке в России пересеклись с обычной, казалось бы, самодельной "двуколкой". Пригляделись...

...а у нее тоже по два амортизатора на колесо, как у гоночных прототипов. По кочкам эта повозка шпарила - только пыль столбом! 

На ралли-марафоне даже игрушки-талисманы - и те в шлемах!

Кстати, на марафон мы попали благодаря приглашению компании "Газпромнефть", которая предоставила для прессы два дизельных кроссовера Land Rover Discovery Sport и два новых Discovery 5. Причем по России и Казахстану за нашими пресс-экипажами ехала собственная опломбированная  АЗС, из которой мы и заправлялись! Роль "колонки на прицепе" выполнял тягач с цистерной дизтоплива "Дизель Опти": ралли-марафон стал для компании "Газпромнефть" своеобразным полигоном для испытания своего нового горючего. Производитель обещает, что новое дизтопливо класса Евро-5 уменьшает расход на 4%, чистит нагар с форсунок, снижает на 45% дымность выхлопа и защищает топливную аппаратуру от коррозии.

Заправляться в пути из персонального танкера - это ли не мечта автопутешественника?! За время вояжа 4 пресс-вседорожника прошли свыше 5 000 км и сожгли почти 2 500 литров "Дизель Опти". Когда машины вернутся в Москву, их двигатели разберут для экспертизы.

 

Автор Александр Евдокимов, фото автора
Игроки в компьютерные игры займутся улучшением "Формулы-1" Руководство "Королевских гонок" всерьез рассматривает идею привлечения к реорганизации чемпионата топовых игроков в компьютерные игры. Сложность и реалистичность нынешних симуляторов делают их вполне подходящими для использования в мире реальных гонок.
В Москве прошел этап чемпионата по картингу MIKC Компания Castrol собрала команду для участия в чемпионате по картингу MIKC, и в состав этой команды вошел корреспондент АвтоВестей. Тренироваться приходилось в сильно ускоренном режиме - было меньше месяца на то, чтобы подготовиться к борьбе с по-настоящему быстрыми и опытными гонщиками.
Электрокар Faraday Future установил мировой рекорд на "Гонке в облака" Самая известная гонка по подъему на холм – та, что проходит на американской горе Пайкс Пик – дала возможность калифорнийскому стартапу продемонстрировать серьезность своего подхода к делу. Кроссовер FF 91 улучшил достижение седана Tesla Model S почти на 23 секунды.