© Caterham
Хит-парад

Хит-парад. Спорткары, созданные для трека

На днях мы уже рассказывали про новый российский трековый снаряд по имени Shortcut. Сегодня АвтоВести вспомнили другие похожие бескомпромиссные спорткары, созданные под трек и лишь слегка "причесанные" под дороги общего пользования.

Доработанный под трек "гражданский" спорткар - это компромисс. А вот автомобиль, изначально созданный под гоночные трассы, компромиссов уже не приемлет. Здесь другие, чисто спортивные технологии и решения: они не слишком удобные, комфортные и практичные в гражданской жизни, потому что их цель одна - это скорость, цепкость и управляемость.

Тесные, лишенные "благ цивилизации" кокпиты втиснуты в жесткие пространственные рамы или монококи из стали, алюминия или композитов. Жестче кузов - лучше рулится машина. На это работают и выставленные наружу ажурные независимые подвески на невесомых рычагах, с регулируемыми амортизаторами на толкающих штангах и гоночной резиной.

Попутно в машинах зачастую отсутствует все, без чего она может ехать. Потому что низкий вес - это скорость. Создатель Lotus Seven Колин Чепмен уже сказал: снижая вес, ты становишься быстрым везде. Шумно и ветренно, потому что нет стекол, крыши и шумоизоляции? Одень шлем. Тяжело, потому что у руля и тормозов нет усилителей? Зато прозрачнее чувство автомобиля, так что качай руки-ноги. Жарко и холодно, потому что нет печки и кондиционера? Терпи, ты сам хотел прикоснуться к реальному автоспорту!

№ 1

Ariel Motor

Atom

Британская компания Ariel Motor c 2000 года выпускает небольшими тиражами открытую модель с красноречивым названием Atom, которая позволяет почувствовать себя пилотом "формульного" болида. Тесный минималистский кокпит, открытые колеса, картинговая управляемость – и разгон до 100 км/час всего за 3,1 секунды за счет низкого веса (520 кг) и устанавливаемого сегодня 2-литрового атмосферного мотора Honda в 245 л.с.

Компания Ariel Motor не ограничилась только выпуском автомобилей на продажу: в 2012 году был запущен еще и гоночный монокубок Atom Cup.

Всего за время существования модели Atom были созданы 7 ее генераций с разными атмосферными и наддувными движками. Но в начале 2008 года компания выпустила реально "атомную" версию с индексом 500. Атмосферный V8 объемом 3 л от компании Hartley Enterprises, сделанный из двух моторов супербайка Suzuki Hayabusa, весил 90 кг и выдавал сразу 500 "лошадей", а сам Atom 500 весил всего 550 кг! Надо ли после этого удивляться разгону до 100 км/час, занимавшему лишь 2,5 секунды?

№ 2

BAC

Mono

Британская компания Briggs Automotive Company (BAC) выпустила в 2011 году свой первый (и пока единственный в модельной гамме) трековый спорткар Mono. В котором вопрос размещения второго балласта… простите, пилота был решен радикально: Mono – исключительно одноместный спортивный снаряд, что и отражено в названии. Соответственно, такой чисто "формульный" подход дает сплошные плюсы с точки зрения компоновки, развесовки и поведения на трассе.

BAC Mono строят на заказ под клиента, а цена стартует с отметки в 175 000 евро. Кстати, в апреле 2017 года первый Mono заступил на службу в полицию острова Мэн. Того самого, где каждый год проводится опаснейшая мотогонка Isle of Man TT. Ну а про службу спорткаров в полиции мы ранее уже писали.

Заднеприводный Mono сначала оснащали 2,3-литровым мотором Cosworth отдачей в 289 л.с. Но с 2015 года он получил атмосферный 2,5-литровый двигатель от ателье Mountune отдачей уже в 305 л.с. Двигатель работает в паре с 6-ступенчатой секвентальной КПП Hewland с электропневматическим переключением "лопастями" на руле – аналог такой коробки используется в болидах "Формулы-3". В сухом виде Mono весит 580 кг, имеет энерговооруженность в 525 "сил" на тонну и едет до 96 км/час за 2,8 секунды. Максимальная скорость – 272 км/час.

№ 3

Caparo Vehicle Technologies

T1

До того, как в 2015 году сталелитейный холдинг Caparo начал процедуру банкротства, а его глава Ангад Пол выбросился из окна, автомобильное отделение компании успело создать с помощью бывших инженеров McLaren суперкар Т1, который считался максимально приближенным к идее "формульного" болида, допущенного до дорог общего пользования. Максимально аскетичный кокпит, где пассажир сидит за водителем, отсутствие каких-либо "благ цивилизации", алюминиевый кузов-монокок с композитными панелями, торчащие напоказ рычаги с толкающими штангами регулируемых амортизаторов – Т1 строили по чисто гоночным канонам и технологиям.

Caparo T1 выпускали тиражом не более пары десятков машин в год. Кстати, в свое время для патрульной службы скоростной магистрали М25 в был заказан "автомобиль быстрого реагирования" (RRV, Rapid Response Vehicle) как раз на базе Т1.

Расположенный в центре 3,5-литровый атмосферный V8 развивал 583 "силы". С учетом сухой массы Т1 всего в 470 кг, на выходе получалась удельная мощность свыше 1000 л.с. на тонну, почти вдвое больше, чем у Bugatti Veyron! Разгон до 100 км/час занимал 2,5 сек, максимальная скорость – около 330 км/час. При разгоне и торможении перегрузки достигали затмевающих зрение 3g! Кстати, T1 стал единственным в мире автомобилем с таким уровнем ускорений, допущенным до дорог общего пользования. А ведь была еще более безумная версия Race Extreme за полмиллиона фунтов, которая развивала 620 л.с. на бензине и 710 "сил" на метаноле…

№ 4

Caterham Cars

Seven

Естественно, в этом обзоре мы не могли не упомянуть и про продолжателей дела Lotus Seven, ставшего канонической моделью! В 1973 году права на выпуск и продажу "семерки" выкупил ее бывший многолетний дилер – Caterham Cars, который сегодня является единственным законным наследником легендарного спорткара. Конструкция которого с тех пор постоянно эволюционирует.

Caterham не только выпускает модели Seven, но и держит свою спортивную академию и организует гоночный чемпионат. На "семерках", разумеется.

Сегодня Caterham Cars выпускает семь моделей "семерки" - разумеется, как в готовом виде, так и машинокомплект дляы самостоятельной сборки долгими вечерами в гараже. Самая скромная моделька – Seven 160 (верхнее фото) с 3-цилиндровым турбомоторчиком Suzuki. Объем 660 кубов, отдача в 80 л.с., до "сотни" - за 7 сек, а стоит от 17 000 фунтов стерлингов. На вершине модельного ряда – Seven 620R с 2-литровым компрессорным мотором Ford Duratec в 310 л.с. Разгон до сотни у этого аппарата (весом 572 кг) занимает менее 3 сек, но ценник тут уже совсем другой: от 50 000 фунтов.

№ 5

Donkervoort

D8 GTO-S/D8 GTO-RS

Вспомнили британский Caterham – не забудем и голландский Donkervoort, который с 1978 года тоже выпускает спорткары с оглядкой на конструкцию и дизайн Lotus Seven. И философия та же: бескомпромиссный снаряд, с которым ты один на один, так что АБС, систем стабилизации, усилителей тормозов и руля в болидах Donkervoort тоже нет. Только мускульная сила, только хардкор! Кроме крепких мышц понадобятся и крепкие нервы с железной задницей, потому что едется быстро и жестко.

Топовый D8 GTO-RS голландцы планируют выпустить тиражом всего в 65 штук (среди них 10 чисто трековых версий с секвентальной КПП), из которых 42 уже проданы. Хотя цена с налогами – от 185 000 евро! Заказавшие машину в 2016 году получат ее только в начале 2018 года.

В арсенале компании сегодня две модели. Базовый родстер D8 GTO-S оснащается 5-цилиндровым турбомотором Audi объемом 2,5 л, который развивает 345 л.с. (опция – 360 л.с.) и сочетается с 5-ступенчатой МКПП. Весит такой аппарат 740 кг, а стоит с налогами от 140 000 евро – столько надо отдать за удовольствие пульнуть до 100 км/час за 3,3 сек и набрать 254 км/час. Но D8 GTO-RS еще круче и едет до 100 км/час за 3 секунды. Это потому, что его облегчили, увеличили прижимную силу, "раскачали" движок до 380 с лишним лошадей и снабдили "роботом".  

№ 6

KTM

X-Bow

С 1954 года известная австрийская компания КТМ клепала мотоциклы – и вдруг, решила выпускать автомобили! Первенцем стала модель X-Bow, представленная в 2007 году и созданная КТМ совместно с Audi и знаменитой компанией Dallara, которая строит гоночные шасси для разных гоночных серий. Кстати, к сезону 2008 года был создан X-Bow, омологированный для чемпионата FIA в самой доступной категории GT4, а в 2009 году КТМ запустил фирменный монокубок X-Bow Super Sport Cup.

Сначала в КТМ планировали выпускать по 500 X-Bow в год, но спрос оказался таким, что объемы выпуска пришлось увеличивать вдвое и строить под него завод в австрийском Граце.

Сегодня КТМ предлагает X-Bow с 2-литровым бензиновым турбомотором Audi. Исполнение R развивает 300 л.с. (КПП – 6-ступенчатая "механика" Audi), при весе 790 кг (без топлива) ускоряется до 100 км/час за 3,9 сек и стоит около 60 000 евро. Еще более свирепая и заточенная под трек версия RR с более развитой аэродинамикой, усеченным оснащением и форсированным до 360 л.с. мотором набирает 100 км/час уже за 3,2 сек. В противовес бескомпромиссному открытому спортивному монстру – самая "гражданская" версия GT. В ней уже можно ездить без шлемов: машина получила лобовое и боковые стекла, съемную крышу и даже климат-контроль с небольшим багажником. Мотор слабее (285 л.с.), вес больше (847 кг), но разгон до 100 км/час за 4,1 сек заставляет уважать даже такое "огламуренное" исполнение.

№ 7

Atelier Tramontana

Tramontana R/XTR

Напоследок мы оставили настоящего колесного монстра, который больше похож на помесь болида "Формулы-1" с реактивным истребителем. Причем сравнение с самолетом – не только ради красного словца: создатели испанского гиперкара Tramontana использовали решение из военной авиации, где второй пилот сидит сзади и выше первого. Только в случае с автомобилями тандемная такая посадка положительно работает на развесовку и удобство компоновки агрегатов.

Спорткары Tramontana существуют как с открытым, так и с закрытым кузовом. В год строят всего по несколько десятков машин (точная цифра не афишируется) под конкретного заказчика. Цена - около $500 000 и год ожидания.

За низкие полеты над землей у Tramontana отвечали два агрегата. Так, для самой "слабой" версии заявлен атмосферный бензиновый V10 объемом 5,2 л и мощностью 660 л.с. А вот самая безумная модель под именем XTR, появившаяся в 2015 году, оснащалась мерседесовским V12 с двумя турбокомпрессорами. При объеме 5,5 л мотор выдает 900 л.с. и 920 Нм тяги, сама машина весит около 1,3 тонны, так что динамика получается просто пушечная: максимальная скорость составляет 350 км/час, а разгон до 100 км/час занимает менее 3,5 секунд.