© Влад Бахман, АвтоВести

30 мая 2017 17:39

Дороги 24192

На машину ветром повалило дерево или рекламный щит: что делать?

Пронесшийся над столичным регионом ураган вновь поставил перед сотней автовладельцев актуальный вопрос: что делать в ситуации, если от ветра на машину упало дерево (забор, кровля, рекламный щит, башенный кран и т.д.) и можно ли получить компенсацию вреда, например, по страховке машины?

Порядок действий и исход дела зависит от ряда факторов, нюансов и страховки на сам автомобиль, рассказал АвтоВестям кандидат юридических наук Виктор Вэскер. Но есть некая общая очередность действий, которую надо делать сразу после случившегося.

Ничего не трогаем и не убираем на месте происшествия и звоним в 02 или 112, объясняем оператору ситуацию, на основании которой он примет решение, какой наряд высылать для фиксации факта ЧП. Дело в том, что если дерево или рекламный щит рухнули на машину во время ее движения, то это уже считается ДТП и подпадает под юрисдикцию ГИБДД. Если же дерево упало на машину, стоявшую во дворе, тот тут ГИБДД вызывать бессмысленно, так как это уже зона ответственности полиции, а также местного участкового и местных ТСЖ (ЖЭК, ДЭЗ или инженерные службы района), которых тоже стоит вызывать. Также совсем нелишним будет вызвать оценщиков, которые смогут определить повреждения автомобиля уже на месте.    

Ожидая приезда наряда, не стоит терять время: нужно максимально подробно сфотографировать или заснять на видео поврежденный автомобиль, упавший на него объект и его состояние, дома и дорожные знаки вокруг, взять контакты у очевидцев – все это может пригодиться при последующих разбирательствах.

Примечание редакции. Свои нюансы есть и при составлении протокола. В полицейском акте или справке осмотра места происшествия указываются время, место, обстоятельства и причина случившегося. Если в протоколе напишут, что дерево было сухим - это дополнительный шанс получить компенсацию. А вот если вы проглядите в акте фразу вроде "причинен незначительный ущерб" и подпишете его, то шансы на возмещение ущерба, наоборот, упадут почти до нуля. Так что перед тем, как подписывать протокол, внимательно его читайте и сверяйте все необходимые цифры и данные.

А что делать, если автомобиль застрахован? Полис ОСАГО в этой ситуации практически бесполезен, ибо он покрывает только ситуации, если ущерб другому автомобилю или пешеходу причинили именно вы. И компенсацию вреда уже придется получать через суд, о чем поговорим ниже.      

Владельцам же страховки каско с расширением "Ущерб" тоже раньше времени радоваться не стоит. Конечно, в этом случае надо тоже звонить в страховую, чтобы получить инструкции на тему, что делать/не делать. Но тут все будет зависеть от того, что было записано в этом самом договоре страхования, который мало кто читает перед тем, как подписать. Дело в том, что, в зависимости от страховой компании и купленного полиса, упавшее на машину дерево или другой объем в договоре могут входить в категорию "стихийные бедствия", которые страховкой, если с этой формулировкой договор был подписан, как раз не покрываются. И здесь дело тоже может кончиться судом, но уже со страховой, хотя шансов на успех и немного.  

Собственно, подходим к главному вопросу: если страховка повреждения не покрывает, с кого требовать деньги на компенсацию?

Практически за каждым объектом инфраструктуры населенных пунктов закреплен ответственный человек или организация. Если на машину упало дерево (особенно сухое), забор около дома или кровля с крыши, то, имея на руках протокол полиции или ДПС, можно подавать в суд на эксплуатирующие организации и жилищные конторы, следящие за зелеными насаждениями и придомовыми территориями, вовремя не спилившие (или не закрепившие) шаткое дерево или конструкцию.

За падающие объекты на стройках, соответственно, отвечают подрядные организации (плохо закрепили, не организовали объезд потенциально опасного участка и т.д.). Если рухнул рекламный щит – то судиться предстоит с его собственником (каждый щит имеет свой идентификационный номер и владельца). То же самое касается и, к примеру, автобусных остановок, которые могут быть ненадежно закреплены, за это отвечает государственный перевозчик (в Москве это, к примеру, Мосгортранс).   

Однако практика показывает, что процесс легким не будет, с ответчиками придется посудиться, и отбиваться они будут упорно, используя все возможные лазейки. Например, могут представить в суде справки, что МЧС или уполномоченные метеорологические организации на основе своих данных признали случившееся настоящим стихийным бедствием. А это тот самый "оправдывающий" форс-мажор, способный снести или повредить на своем пути даже здоровое дерево или любой другой объект. После этого что-либо отсудить будет уже куда сложнее, чем в ситуации, когда пресловутое дерево упало от обычного резкого порыва ветра.

Велик шанс проиграть, к примеру, и если автомобиль был припаркован в непредназначенном для этого месте или стоял возле опасного объекта невзирая на штормовое предупреждение того же МЧС.

Тем не менее, лучше все равно пытаться подавать в суд, так как в случае выигрыша дела ответчик будет обязан оплатить не только ремонт машины, но и судебные издержки и оплату владельцем автомобиля всех необходимых экспертиз.

Рынок ОСАГО по-прежнему несет огромные потери из-за мошенников Российский союз автостраховщиков оценил потери страховых компаний из-за мошенничества по результатам работы в первом полугодии 2017 года. Согласно собранной статистике, проблема так называемых криминальных автоюристов не то что далека от разрешения, а, наоборот, становится все более серьезной.
Водительские удостоверения в России могут быть кардинально обновлены Власти всерьез изучают возможность внедрения электронных чипов в российские паспорта и водительские удостоверения. Такие чипы могут содержать биометрические данные и электронную подпись владельца, а это, в свою очередь, позволит даже расширить сферу применения водительских прав.
В России будут выпускать зарядные станции для электромобилей Отсутствие необходимой инфраструктуры - одно из основных препятствий для развития электромобилей в России, однако до конца 2017 года эта проблема должна быть решена: в Рязани готовятся к производству новых зарядных станций для электромобилей. Ряд крупных городов уже заключил контракты на поставку.