© АвтоВАЗ
Хит-парад

Хит-парад. Самые необычные роли "Нивы"

По поводу 40-летнего юбилея легендарной "Нивы" АвтоВести вспомнили необычные роли, которые за свою историю выполнял этот знаменитый внедорожник. И надо сказать, Lada 4x4 успела потрудиться в самых разных областях применения.

№ 1

"Нива"-болотоход

Бронто "Марш"

В болотах тайги и снегах Севера на обычный "Ниве" далеко не уедешь: там даже гусеничные транспортеры тонут, а ездить как-то надо. А если поставить Lada 4x4 на здоровенные пневматики низкого давления? Собственно, этим с 1993 года и занимается дочерняя фирма "АвтоВАЗа" под названием "Бронто", выпускающая мелкими партиями спецавтомобили на базе Lada 4x4 для нефтяников, геологов, спасателей – всех, кому нужна сверхпроходимость.

"Марш" существует в 3- или 5-дверном кузове. Еще в модельной гамме есть пикап.

Для этого берется ее кузов со штатным двигателем и КПП – и все это ставится на рамное шасси и редукторные уазовские мосты с межколесными "самоблоками" и огромными колесами размером 1220х570х533 мм с рабочим давлением менее 0,5 атмосфер. В итоге получается клиренс в 480 мм, возможность проходить тотальное бездорожье поверху (не утопая в нем за счет большого пятна контакта и низкого давления на грунт) и даже плавать!   

№ 2

"Нива"-военнослужащая

ВАЗ-2122 "Река"

Снегоболотоходы "Бронто" более-менее на слуху, но куда меньше известно про еще одну плавающую "Ниву", которая чуть не пошла служить в армию, как УАЗ! Единственная подобная модель, созданная "АвтоВАЗом", называлась ВАЗ-2122 "Река" и создавалась как армейский автомобиль-амфибия для командира роты, которая плавала за счет вращения собственных колес, развивая на воде до 4 км/час. Причем проектом вначале руководил сам "отец" Lada 4x4 Петр Прусов. Гибрид из герметичного кузова и агрегатов "Нивы" (двигатель, полноприводная трансмиссия, подвеска) инициативная группа вазовских инженеров разрабатывала 9 лет – с 1976 по 1987 годы.

За время разработки ВАЗ-2122 "Река" было выпущено 27 автомобилей-прототипов. Один из них обитает в Техническом музее "АвтоВАЗа". 

Работы по ВАЗ-2122 "Река" финансировались по остаточному принципу, так как все силы завода тогда были брошены на запуск модели "Самара". Но даже в этих условиях амфибию за те годы сумели довести до ума, провести через полный цикл испытаний и даже получить у госкомиссии рекомендацию к запуску в серию. На это нужно было 6 млн рублей, но на дворе уже набирали обороты горбачевские реформы и изменения военной доктрины СССР. Тогдашний министр обороны Устинов деньги на серийный выпуск давать отказался, у "АвтоВАЗа" тоже нашлись траты поважнее – и уже полностью готовый к производству проект плавающей "Нивы" в итоге закрыли в 1988 году. Хотя в перспективе ее могли продавать еще и на гражданский рынок, к радости рыбаков-охотников…   

№ 3

"Нива"-марафонец

Lada Niva для "Дакара"

Lada 4x4 в российских любительских и официальных ралли, трофи и спринтах уже давно стали привычным делом. Но "Нивы" немало лет выступали и в международных раллийных состязаниях – в частности, на легендарном марафоне "Париж-Дакар"! Там Lada 4x4 впервые стартовали еще в 1979 году (собственно, в первой гонке этого знаменитого действа), причем на старт вышли сразу 5 машин (финишировали 2). Спросите, откуда они там взялись? За это спасибо французскому импортеру и поклоннику вазовских машин по имени Жан-Жак Пок, чья спортивная команда Lada Poch и открыла "Нивам" путь в ралли-рейды, раскрутив этим маховик популярности российской машины в Европе и других странах.

Французы выступали на "Дакаре" на "Нивах" почти до конца 80-х годов, немало подняв ее популярность. Свою же собственную ралли-рейдовую программу "АвтоВАЗ" открыл только в 1990 году, построив под нее на базе серийной машины и мотора 135-сильную Lada Niva T3. На "Дакаре" она стартовала в 1994 году, заняв в итоге 36-е место.

Первые дакаровские "Нивы" были фактически серийными и отличались только каркасом безопасности и дополнительными баками для воды и топлива. А дальше началась эволюция конструкции. К "Дакару" 1980 года мотор форсировали до 110 л.с. – и Lada Niva заняла 19-е место. Через год команда выставила на марафон Lada Poch 1800 уже с 1,8-литровым 140-сильным мотором на базе серийного блока – и такая Lada заняла сначала третье, а в 1982 году – уже второе место! Но дальше команда Lada Poch начала уходить от серийной конструкции советской машины, исчерпав ее ресурсы. Следующие "Нивы" уже были, по сути, спортпрототипами с импортными моторами, лишь внешне похожими на серийную модель. Кстати, за рулем рейдовых "Нив" в свое время выступали такие звезды, как Пьер Лартиг, Жаки Икс и Жан-Луи Шлессер.

№ 4

"Нива"-полярница

Станция Беллинсгаузен, Антарктида

Были в истории Lada 4x4 и полярные приключения. Так, в 1998 году серийный 5-дверный ВАЗ-2131 сбросили на Северный полюс на парашютной платформе! После чего он завелся и двинулся своим ходом вокруг оси Земли. В 1999 и 2000 года на Северном географическом полюсе побывали и снегоболотоходы "Марш" (верхнее фото), которые своим ходом шли до точки по снежной целине и торосам.

"Нива" на станции Беллинсгаузен

А еще самая обычная "Нива" 15 лет (с 1990 по 2005 годы) проработала в Антарктиде, на полярной станции Беллинсгаузен! Сначала на машине год ездил заводской водитель-испытатель, а потом машину оставили в распоряжении работников станции. Так она годами и работала – возила грузы, таскала лодки, жила в неотапливаемом гараже, там же чинилась, и терпела перепады температур от -54 до +4 градусов. И все это в условиях отсутствия дорог как таковых.  

№ 5

"Нива"-скалолаз

Восхождение на Эверест и Тибет

За длинную историю вазовского внедорожника куда только на нем не залезали! Например, летом 1998 году случилось, в прямом смысле слова, высочайшее достижение: две длиннобазные серийные "Нивы" в ходе экспедиции "Санкт-Петербург - Эверест", поставили рекорд, доехав своим ходом до базового лагеря на высоте 5200 метров! То есть по полному бездорожью и в условиях кислородного голодания, когда задыхаются не только люди, но и моторы.

Но уже в 1999 году этот рекорд был "Нивой" же и побит. При восхождении на Тибете в рамках одноименной экспедиции вазовский внедорожник умудрился вскарабкаться на высоту в 5726 метров (верхнее фото), став первым колесным автомобилем, забравшимся своим ходом на такую высоту!