© Smart
Тест-драйвы

Tecт-драйв новых Smart Electric Drive: маленькие автомобили c большой идеей

Если даже смартфоны без подзарядки не доживают до полдника, то какой прок от электрокара с батареей на 160 км, которую можно высадить за 2-3 часа пути? Но здесь интересен не пробег: АвтоВести поездили на Smart ED нового поколения и узнали, как на них можно заработать живые деньги.

Символичная нарисовалась картина. Слева от меня стоит самый шумный, прожорливый и вредительский с точки зрения выбросов в атмосферу транспортный проект Франции за всю историю. Это грациозный сверхзвуковой авиалайнер "Конкорд", встречающий посетителей музея Aeroscopie в Тулузе и выведенный из эксплуатации в 2005 году за расточительность. А справа на прилегающей парковке - самые чистые и тихие ситикары линейки Smart Electric Drive нового поколения, размером с кресло в бизнес-классе "Конкорда". И время таких электрических "Смартов" только начинается.

В сегодняшних Smart французской "крови" больше, чем немецкой. Обе версии построены на одной платформе с Renault Twingo. Двухместный Fortwo выпускается на заводе Smart в Амбахе, Франция, а четырехместный Forfour сходит с конвейера Renault в словенском Ново Место.

Как ни странно, рассказ о технических деталях прямо "из-за руля" был бы несостоятельным в отрыве от общей концепции, которой "Мерседес" туго обвязал премьеру Smart ED. Ведь производитель не столько продает вам автомобиль, сколько предлагает новую микросистему взаимодействия с ним. Речь идет о перспективной модели коллективного использования. Слышали о каршеринге? Так вот Smart предлагает не пользоваться услугой от крупных городских операторов, а самому предоставлять ее друзьям, родственникам или просто незнакомым людям. Нечто вроде популярного сервиса Airbnb, только для автомобилей.

"Мерседес" не впервые выступает в качестве оператора околоавтомобильных услуг. Коммерческое подразделение Mercedes-Benz активно развивает логистические сервисы и создает отдельную экосистему для линейки футуристичных электрогрузовиков Urban eTruck

"Мерседес" знает о каршеринге все или почти все. В рамках популярного в Европе сервиса car2go автомобили Smart накатали более 35 млн километров. Конкретно этот экземпляр был запечатлен автором во Франкфурте.

Как это работает? В рамках фирменной программы "Smart ready2share" можно будет установить на Smart Fortwo или Forfour ED специальный электронный модуль, работающий в связке с бесключевым доступом в салон и мобильным приложением на смартфоне для разблокировки доступа. Владелец "Смарта" просто устанавливает интервал времени, когда автомобиль будет свободен для использования, максимальный радиус поездок и "домашнюю зону", в которой "малыша" необходимо припарковать по окончанию бронирования. Каршеринг - в массы, деньги - в кассы, а точнее, в личный карман владельца.

Четырехместный Forfour ED адресован тем, кто принципиально не смотрел на маленький "Смарт" из-за двухместной компоновки.

Учитывая, что автомобили в среднем используются только пару часов в сутки, а все остальные 80% времени простаивают без дела, модель "частного каршеринга" может оказаться вполне жизнеспособной. По крайней мере, в Европе, где машина воспринимается все больше как средство комфортного передвижения из пункта А в пункт Б, а не показушный символ того, что человек "пришел к успеху".

55% покупателей Smart ED уже имеют в семейном гараже как минимум один традиционный автомобиль для поездок на дальние расстояния. Поэтому электрический ситикар - не замена, а удобное дополнение в персональный автопарк.

Вообще идея доступа к "Смарту" третьих лиц открывает много интересных возможностей. В числе уже воплощенных - программа доставки онлайн-покупок "ready2drop", когда почтовая служба (на сегодня речь идет о сотрудничестве с DHL) получает доступ к багажнику без присутствия владельца. Пока заказчик занят своими делами, курьер просто открывает крышку отсека с помощью приложения и оставляет в нем покупки. Удобный сервис в бета-режиме уже доступен владельцам новых Smart в Штутгарте, Кельне, Берлине и Бонне, а позже распространится и на другие города Германии. 

Навигационная система проложит кратчайший путь до зарядочной колонки, как только заряд батареи упадет до критического минимума. Да и вообще все маршруты навигация по желанию водителя может прокладывать вблизи от зарядок.

Ну а если вы принципиально не готовы терпеть за рулем личного автомобиля посторонних людей или пускать в багажник местного почтальона Печкина (а уж с нашей ментальностью точно не захотите), нет проблем. Просто не нужно сходу покупать Smart, а можно взять его в аренду прямо у официальных дилеров Mercedes-Benz. Во Франции и Германии заработала гибкая программа, в соответствии с которой срок использования любой модели Smart варьируется от одного дня до трех месяцев. 

Париж, Пекин, Мадрид, Лондон - лет эдак через 5-10 эти и многие другие европейские мегаполисы откажутся от использования автомобилей с ДВС в черте города - в пользу электрокаров с нулевыми выбросами СО2.

И знаете, коль уж Mercedes-Benz изобретает миллион способов, чтобы пересадить человечество на новые "Смарты", этим просто грешно не воспользоваться. Как минимум для того, чтобы лично попробовать и понять, как задорно на самом деле едет электрический Fortwo ED. Даю голову на отсечение - гораздо интереснее, чем простые бензиновые версии!

Разгон до 100 км/ч

11,5-12,7

секунды

Мощность

81

л.с.

Максимальная скорость

130

км/ч

 

Профит предопределяет компоновка: у электрического варианта прямо под полом расположена новая литий-ионная батарея емкостью 17,6 кВт/ч, которая здорово снижает центр тяжести, позитивно влияет на управляемость и повышает устойчивость в поворотах. И хотя версия Electric Drive на 140 кг тяжелее стандартного Fortwo, подвеска стала отрабатывать дорожные огрехи более "мясисто" и благородно. В поведении "Смарта" появилась приятная тягучесть, которой не хватает более легким и прыгучим бензиновым машинам. 

Электроусилитель руля здесь по-прежнему настроен несколько безжизненно, и на узких улочках Тулузы это ощущается особенно остро. С другой стороны, синтетическое усилие соседствует с остротой реакций и просто сумасшедшей маневренностью. Если говорить о двухместном Smart Fortwo, то радиус разворота от бордюра до бордюра здесь составляет всего 6,95 м, а от стены до стены по внешнему габариту - 7,30 м.

 
  1. Клавиша переключения между "нормальным" и "эко" режимами езды находится слева от селектора КП. Роль трансмиссии в электрическом "Смарте" выполняет одноступенчатый редуктор. 
  2. Заднемоторная компоновка дает больше возможностей для обустройства зон программируемой деформции при ДТП. Все "Смарты" имеют сверхпрочную силовую "капсулу" кузова. По итогам краш-тестов EuroNCAP новое поколение Smart заработало 4 звезды - для столь компактного автомобиля это очень приличный результат. 
  3. Аналоговый указатель слева от приборного щитка позволяет следить за уровнем зарядки батареи и процессом рекуперации. 
 

Четырехместный Smart Forfour дает очень похожие ощущения от вождения, но с поправкой на увеличенную колесную базу. Стабильность на прямой здесь выше, вертикальных колебаний при проезде неровностей и "лежачих полицейских" - еще меньше. Но нет в "форфоре" такой же феноменальной вертлявости, как у двухместного коротыша Fortwo. Да, более удобный и практичный "Смарт" тоже едет классно и очень бодрит, но вот этих фирменных ощущений пляски вокруг собственной оси, конечно, не дарит.

Smart ED по умолчанию оснащается специальным радарным датчиком, который следит за дорожной обстановкой перед автомобилем. В зависимости от загруженности дороги Smart самостоятельно либо уменьшает, либо увеличивает интенсивность рекуперации энергии в рамках 5 уровней. В режиме ECO активируется самый интенсивный режим. Хотя даже максимальный уровень показал очень уж слабенький замедляющий эффект.

Несмотря на увеличившуюся массу, в городских условиях динамики Smart Electric Drive хватает за глаза. Тяговый электромотор мощностью 81 л.с. позволяет разгоняться до 100 км/ч за вполне уверенные для ситикара 11,5 секунд, причем независимо от того, что вы утром ели на завтрак. Но куда важнее, что 160 Нм крутящего момента напористо тянут розеточный Smart уже с того момента, как только прикасаешься к педали акселератора.

А по удобству управления тягой электрическая силовая установка вообще даст фору любой среднестатистической связке ДВС+автомат. Правда, нужно быть готовым к тому, что после 80 км/ч дальнейший разгон превращается в некое подобие slow motion, но такой провал по динамике присущ любому электрокару.

Интересно, что в США и Норвегии линейка Smart будет состоять исключительно из электрических версий.

С помощью мобильного приложения "smart control" можно дистанционно устанавливать время начала и окончания зарядки, активировать климат-контроль перед поездкой и контролировать многие бортовые параметры электрокара.

Кстати, езда на скоростях свыше сотни тоже противопоказана большинству электрических машин, поскольку для поддержания трехзначных цифр на спидометре двигатель тратит колоссальное количество энергии, и Smart ED здесь - не исключение. Полностью заряженная батарея нового "Смарта" должна обеспечивать увеличенный на 15 км запас хода в 160 км (155 км для версии Smart Forfour), но заявленная производителем цифра соответствует только издевательски-тепличному циклу NEDC. На реальных дорогах лучше не рисковать и ориентироваться на 130-140 км, а дальше бежать к зарядной колонке.

В мультимедийной системе "Смарта" с 7-дюймовым тачскрином легко угадывается "реношная" цифровая архитектура и логика управления. Руль регулируется по высоте, и в целом к эргономике нет никаких претензий.

В спокойных городских условиях - а в полдень на дорогах умиротворяющего французского городка не особо суетно и многолюдно - индикатор оставшегося пробега на щитке приборов работает подчеркнуто логично. Сколько километров проехал - на столько и падает запас хода. Но стоит попасть в вечерний час пик, потолкаться в пробках, а затем выскочить на магистраль, и рваный ритм эту логику напрочь убивает: каждый пройденный километр сокращает запас на два.

Места в салоне Smart, как и диапазона регулировки сидений хватает даже рослым седокам. Сразу за креслами расположена символичная ниша для мелкой поклажи.

На логичный вопрос, почему бы не поставить более емкую батарею, чтобы увеличить пробег хотя бы до 250-300 км, представители Smart отвечают по-разному. Маркетологи приводят в пример цифру 35 км - именно столько в среднем по больнице ежедневно проезжает европейский автовладелец. То есть, за всю рабочую неделю необходимо подзаряжать Smart ED только один раз. А увеличенный запас хода вроде как непременно разбалует покупателя, владельцы будут пробовать ездить "на дальняк" и непременно где-нибудь в глуши встанут с пустой батареей.

Высоковольтная батарея - производства дочерней компании "Даймлера" Deutsche Accumotive (Каменц, Саксония). Литий-ионный блок сформирован из 96 ячеек и из соображений безопасности заключен в специальную защитную раму. В случае серьезной аварии вся "клетка" смещается целиком, предотвращая деформацию самой батареи, а следовательно - и риск возгорания.

Технари за кулисами официальной презентации вполголоса объясняют мне свою правду: более массивная и тяжелая батарея на компактном автомобиле себя не оправдает​. Только ухудшит общий баланс Smart ED, заметно снизит его энергоэффективность и элементарно приведет к удорожанию. Склонны считать, что истины в словах технических специалистов куда больше, чем пиарщиков. Все-таки большинство электрокаров - таких, как обновленный e-Golf, Renault Zoe или BMW i3 - уже подобрались к отметке 300 км, и никто не боится "отпускать" их слегка за пределы города.

Smart - единственный производитель, каждая модель в линейке которого имеет полностью электрическую версию. Хотя не стоит забывать, что Fortwo, Forfour и Cabrio являются по сути тремя разновидностями одной и той же платформы.

Впрочем, сегодня для нас более важным видится другой факт. На международный тест-драйв электрической линейки Smart российская группа журналистов отправились не ради праздного интереса или расширения кругозора. Если электро-Смарты прошлого поколения были представлены здесь лишь несколькими демо-экземплярами, то новое поколение семейства Smart Electric Drive будет официально продаваться в России.

От скоростной трехфазной зарядной колонки на 22 кВт (например, от фирменного "воллбокса") батарею Smart ED можно зарядить от 0 до 80% всего за 45 минут. А вот в случае с обычной домашней розеткой автомобиль придется оставлять надолго - зарядка до максимума может отнять около 7-8 часов.

Сроки запуска - октябрь 2017 года, хотя о рублевых ценах на городские "электрички" говорить пока рано. Если принимать во внимание в качестве ориентира европейский рынок, где электрическая двухдверка Fortwo стартует с 21 950 евро, мы бы осмелились спрогнозировать начальный прайс на уровне никак не менее 1,5 млн рублей, что тоже неплохо.

Остается дождаться осени и пожелать отечественному адепту электромобилей терпения, а нашим чиновникам - трезвомыслия. Возможность объезжать пробки по выделенкам, без сомнений, станет куда более сильным аргументом для увеличения парка "розеточных" машин, чем запас хода. А уж бесплатное парковочное место и лишняя розетка для Smart ED найдутся даже сегодня - было бы, что заряжать.

Автор Влад Бахман, фото автора и Smart
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Дневник Lada Xray: шинный вопрос Извечный философский вопрос "шип или не шип" в этом зимнем сезоне стал особенно актуальным: в европейскую часть России вроде бы вернулась настоящая зима, но скачки температуры и дорожные реагенты делают свое дело: характер дорожного покрытия меняется каждый день. Не ошиблись ли мы с выбором шин?
Дневник Lada Xray: заведется ли в мороз? Дед Мороз в этом году постарался на славу: в центральной части России температура бьет рекорд за рекордом, опускаясь все ниже и ниже. "Крокодилы" для прикуривания стали дефицитным товаром - далеко не всем удается завестись в мороз. Получится ли завести нашу Lada Xray?