© Peugeot
Хит-парад

Хит-парад. Асимметрия и крылья, или Самые крутые концепты Женевы

В Женеве сейчас проходит очередной автосалон, традиционно богатый на концепт-кары. Про нынешние новинки мы уже подробно написали в обзоре автосалона, а в этом хит-параде мы вспомним былое - самые необычные концепт-кары Женевского автосалона, показанные в этом веке.

№ 1

Coggiola T-Rex

2000 год

Громадный внедорожный прототип T-Rex от итальянского кузовного ателье Coggiola Carrozziere SpA – тот редкий случай, когда концепты строятся на базе серийных машин. В данном случае под пластиковым кузовом с огромным "амфитеатром" и откидными подножками (иначе в высоченный автомобиль не залезть) скрывалось стальное рамное шасси и агрегаты от американского вездехода Hummer H1. В необъятном салоне с шерстяными коврами и замшей – три ряда сидений, причем два задних VIP-кресла стоят выше остальных.

В оснащение концепта входили два телевизора с DVD, навигация, стереосистема и новейшая по тем временам Nokia 6150 с подключенным через нее к интернету ноутбуком Acer. Coggiola T-Rex планировали с прицелом на богатых покупателей Востока и Азии с ценой около $700 000. На заказ были возможны любые капризы: отделка и планировка салона, бронирование кузова и даже присвоение этому монстру имени его владельца! Но T-Rex так и остался концептом.

Автоматическая КПП в паре с 6,5-литровым турбодизелем V8 мощностью 195 л.с., постоянный полный привод, независимая подвеска всех колес со ступичными редукторами, система изменения давления в шинах и клиренс в 40 см – все это Coggiola T-Rex унаследовал от своего американского донора. Как и неторопливость: максимальная скорость составляла всего 140 км/час. Зато представьте, как этот гигант пер по бездорожью!

№ 2

I.DE.A KAZ

2001 год

Это 4-осное электрическое чудо-юдо под названием KAZ было построено в Женеве итальянским инжиниринговым ателье I.DE.A. А сама аббревиатура КAZ обозначала Keio Advanced Zero-emission vehicle. Восьмиместный минивэн длиной 6,7 метра был спроектирован в японском университете Кэйо под руководством профессора Хироси Симидзу. Колеса первой, второй и четвертой осей были управляемые, а подвеска колес – гидропневматическая.

Каждое колесо I.DE.A KAZ имело свой электродвигатель в 55 кВт и тягой в 100 Нм, которые питала литий-ионная батарея. В сумме получалось 440 кВт или 590 "лошадей", которые разгоняли 3-тонную машину до 300 км/час. Запас хода на средней скорости 100 км/час составлял внушительные 300 км.

Через 4 года идея 8-колесной электрической "многоножки" получит свое продолжением: в 2005 году в Токио был представлен электрический 4-осный концепт Eliica все того же профессора Хироси Симидзу из университета Кэйо. Причем Eliica стала даже быстрее, чем KAZ: ее максимальная скорость достигала 370 км/час!

№ 3

Rinspeed Presto

2002 год

Швейцарское дизайн-ателье Rinspeed традиционно "отжигает" на Женевском автосалоне диковинными концептами. Хотя, их прототип Presto 2002 года с взгляда кажется обычным Smart, который разъелся на сладостях. Но не спешите, это же Rinspeed.

Несмотря на свою необычность, Rinspeed Presto не выставочный макет, а вполне себе самоходный аппарат. Концепт получил 1,7-литровый турбодизель на базе мотора Mercedes-Benz, работающий на смеси природного газа и дизтоплива. Вес раздвижного автомобильчика – всего 865 кг, разгон до 100 км/час занимает 10 секунд, а "максималка" составляет 180 км/час.

Потому что хитрость Presto в том, что он – телескопический! То есть это автомобиль-трансформер, который для облегчения парковки в тесном проеме может складываться до длины менее 3 м (главное – не забыть высадить задних пассажиров). А когда надо, Presto на глазах раздвигается в 4-местный автомобиль длиной 3,7 метра.

№ 4

Peugeot Hoggar

2003 год

Французским автопроизводителям экстравагантности тоже не занимать. Как вам, например, этот концептуальный Hoggar от компании Peugeot? У жутковатого пляжного багги – клиренс в 250 мм, колесные диски на 21 дюйм, карбоновый монокок, а сверху седоков прикрывают две стальные трубы, которые одновременно работают как воздухозаборники для моторов.

Peugeot Hoggar мог бы знатно "вваливать" по бездорожью, ведь на каждое колесо (подвеска – независимая, на сдвоенных алюминиевых рычагах) здесь по два спортивных амортизатора с выносными компенсационными камерами. Жаль, что в серию он не пошел – вышла бы неплохая европейская альтернатива тому же Ford F-150 Raptor, про который мы недавно рассказывали.

Да-да, двигатель тут не один: каждую ведущую ось крутит свой турбодизель объемом 2,2 л и отдачей в 180 л.с. и 400 Нм. Коробок передач тоже две (секвентальные, с электрогидравлическим управлением и автоматическим режимом), а электроника синхронизирует работу обоих силовых агрегатов, показания каждого из которых выведены на отдельный блок приборов в салоне.

№ 5

Sbarro Independent wheel drive

Toyota i-Road

2003 год

2013 год

Женевский автосалон практически не обходится без вариаций на тему мотоциклов и трициклов, в том числе и откровенно экзотических. Например, в 2003 году ателье Sbarro выкатило на суд публики изделие с длинным именем Independent wheel drive. "Фишка" этого похожего на самолет аппарата – ведущее заднее колесо с колесным диском диаметром 22 дюйма, внутрь которого в Sbarro "упаковали" 160-сильный двигатель, коробку передач, систему охлаждения, масляный радиатор, выхлоп, аккумулятор, подвеску, тормоз и даже небольшой бензобак!

Toyota i-Road в продажу так и не поступила. Но около сотни этих трициклов компания выпустила для эксперимента в рамках проекта Ha:Mo по краткосрочной аренде электромобилей в личных целях.

Если трицикл Sbarro – одноместный и открыт всем ветрам, то показанный в 2013 году Toyota i-Road практичнее и ближе к жизни, ведь у него "всепогодный" кузов и два посадочных места. При габаритах 2350х1445х805 мм для i-Road достаточно половинки обычного парковочного места. Закрытый кузов позволяет ездить без мотошлема, а управляется концепт на автомобильный манер: самому наклонять кузов не надо, этим заведует автоматика, водителю лишь остается крутить руль. Пустой концепт весит всего 300 кг и ездит за счет двух электромоторов на 2 кВт (по одному на каждое переднее колесо). "Максималка" – 45 км/час, а заряда литий-ионной батареи на скорости 30 км/час хватит на 50 км. Сама батарея перезаряжается всего за 3 часа.

№ 6

Rinspeed Splash

2004 год

В тот год швейцарцы из Rinspeed привезли в Женеву одно из самых невероятных изделий за историю ателье. Концепт с говорящим именем Splash (всплеск, брызги) представлял собой помесь автомобиля с катером на подводных крыльях. И это был вовсе не макет, а вполне действующая амфибия (мы рассказывали о них в одном из прошлых хит-парадов)! На суше боковые "крылья" прятались в кузов, а заднее поднималось к корме на манер спойлера, а на воде они опускались вниз гидроприводом. 

Rinspeed Splash в серию не пошел, но успел попасть в Книгу рекордов Гиннесса. В 2006 году глава Rinspeed Франц Ридеркнехт поставил на Splash рекорд для амфибий на подводных крыльях, переплыв пролив Ла-Манш между английским портом Дувр и французским городом Сангатт, одолев 36 км за 3 часа и 14 минут. Вам Splash был доработан для рекорда: ему усилили кузов и подводные крылья, и форсировали мотор.

Подводные крылья намного уменьшают гидродинамическое сопротивления, поэтому Splash мог набирать на воде ход порядка 45 морских узлов, что равно 83 км/час! В движение на воде "крылатую" амфибию приводил 3-лопастной гребной винт на выдвижной поворотной колонке. Сам винт и ведущие колеса крутит 2-цилиндровый 750-кубовый турбомотор Weber на природном газе, развивающий 140 л.с. А поскольку углепластиковый Splash весил 825 кг, этого моторчика вполне хватало и на асфальте: до "сотни" родстер ехал всего за 5,9 секунды, а максимальная скорость доходила до 200 км/час.

№ 7

ItalDesign VAD.HO

2007 год

Еще один традиционный возмутитель женевского спокойствия – итальянское дизайн-ателье Italdesign Giugiaro. Которое в 2007 году отметилось ассиметричным концептом VAD.HO. Причем суть аппарата была зашифрована в его же названии: это сокращение из итальянского глагола vado и английского hydrogen буквально означает "я еду на водороде". Собственно, справа от кокпита водителя эта водородная силовая установка и разместилась. Причем сделали ее на базе здоровенного V12 компании BMW!


Но ассеметричная компоновка и водородный двигатель – только половина этого необычного концепта. Оцените еще и авиационные мотивы: прозрачный "фонарь" кабины, посадка друг за другом, пара манипуляторов-джойстиков вместо руля – все это словно взято прямиком из военного истребителя! Кстати, управление рулем, тормозами и прочими узлами – по проводам (drive-by-wire), без каких-либо тяг и механических связей! Это тоже из "крылатых" технологий…