© Makela Auto Tuning
Хит-парад

Хит-парад. Побег с асфальта, или Спорткары, ставшие раллийными автомобилями

Audi, Ford, Lancia, Peugeot, Subaru… У фанатов автоспорта раллийные битвы ассоциируются именно с этими марками. Но в истории этого вида автогонок встречаются и совершенно нетипичные модели, словно заблудившиеся и заехавшие на раллийные трассы с асфальта. АвтоВести вспомнили самые известные из них.

№ 1

Aston Martin V8 Vantage Rally GT

Год: 2006

Про болиды Aston Martin, "гоняющиеся" в шоссейно-кольцевых кузовных чемпионатах, слышали многие. Но знаете ли вы про "Астоны" для ралли? Это для многих как раз сюрприз! А ведь еще в 2006 году Aston Martin совместно со знаменитой британской гоночной мастерской Prodrive создал и выпустил небольшим тиражом заднеприводную раллийную версию Rally GT (верхнее фото) для частных спортивных команд.

Раллийные болиды из Aston Martin V8 Vantage делал не только Prodrive. В 2015 году финская команда Makela Auto Tuning построила машину для участия в раллийной категории R-GT. За основу взяли трековый Vantage GT4 с 4,7-литровым V8, форсировав его до 450-500 л.с.

Rally GT разработан на базе серийного купе V8 Vantage, но, в отличие от "гражданской" машины, раллийный вариант облегчен, имеет каркас безопасности, 18-дюймовые колеса, доработанные тормоза и подвеску с пружинами Eibach и регулируемыми амортизаторами EXE-TC. Штатный бензиновый V8 объемом 4,3 л был форсирован с 380 до 420 л.с. и работал в паре с 6-ступенчатой кулачковой КПП, созданной специально под эту версию.

№ 2

Ferrari 308 GTB

Год: 1978-1985

Ferrari, раскидывающая гравий и грязь на раллийном трассе? Более непривычное зрелище трудно представить, но это было совершенно реально! В 1975 году в Париже представили купе 308 GTB – первая серийная Ferrari со стеклопластиковым кузовом, за счет чего машина весила лишь чуть более 1 тонны. (Такие выпускали до лета 1977 года, сделали всего 808 машин, после чего перешли на стальные кузова, из-за чего машина сразу потяжелела на 150 кг). Мотор V8 (2,9 л, до 1980 года – карбюраторный, после – с впрыском топлива) с "сухим" картером стоял по центру кузова поперек и сочетался с 5-ступенчатой МКПП, подвеска была независимой на двойных рычагах, на задней ведущей оси был установлен "самоблок"…

На фото - Ferrari 308 GTB Quattrovalvole Michelotto для Группы B. Таких построили всего 3.

Собственно, как раз серийные легкие "фибергласовые" Ferrari 308 GTB и стали основой для раллийных болидов сначала Группы 4 (верхнее фото), а потом и знаменитой "безлимитной" Группы В, которую ввели с 1983 года. Например, спортивная фирма Michelotto построила 15 машин под две эти группы. Четыре штуки сделали конкретно для Группы В, оснастив одну машину форсированным до 288 "сил" мотором, а остальные три – двигателем Quattrovalvole с 4 клапанами на цилиндр и отдачей в 310 л.с. За титулами дело тоже не стало: за время своего участия в гонках на Ferrari 308 GTB были выиграны, например, раллийный чемпионат Испании и вице-чемпионство в самой Италии.       

№ 3

Lotus Exige R-GT

Год: 2011

В раллийном чемпионате WRC британский Talbot Sunbeam Lotus побеждал еще в начале 80-х. И вот в 2011 года, спустя 30 лет после тех побед, Lotus снова заявил о раллийных амбициях, презентовав во Франкфурте "боевой" Exige под новую гоночную категорию R-GT. Она допускает участие моноприводных болидов на базе серийных машин, но с установленным на впуске двигателя рестриктором и ограничением соотношения вес/мощность на уровне 3,4 кг/1 л.с.

Увы, раллийная карьера Lotus Exige R-GT оказалась коротка: автомобиль успел поучаствовать только в ралли Португалии в июле 2012 года.

За основу раллийного R-GT в Lotus взяли представленный в том же году среднемоторный заднеприводный спорткар Exige S V6 с компрессорной 3,5-литровой "шестеркой" от Evora S. Мотор развивал 350 л.с. и обеспечивал разгон до 100 км/час за 3,7 сек. Но на Exige R-GT мотор был "задушен" до 302 л.с., а серийную коробку заменили на 6-ступенчатую секвентальную. Кстати, в категорию R-GT нацелился и Fiat: весной 2016 года компания представила раллийную версию Abarth 124 Spider на базе одноименной серийной двухдверки.

№ 4

Mercedes-Benz 450 SLC 5.0

Год: 1978-1980

В истории компании Mercedes-Benz тоже нашлись несколько раллийных страниц. Причем самые яркие – в конце 70-х годов, когда на раллийных "допах" доминировали Lancia Stratos и Ford Escort. Так, против таких грозных соперников немцы в 1978 году выставили модель 450 SLC с 240-сильным  алюминиевым 5-литровым V8, созданную на базе купе SLC С107, которое серийно выпускалось в 1971-81 годах. Причем этот спортивный автомобиль оснащался 3-ступенчатым автоматом! Но за немалый вес ему еще и прилепили прозвище PanzerAutomatik…
Однако раллийный дебют 450 SLC в 1978 году вышел ударным: на нем был сходу выигран южноамериканский 38-дневный (!) марафон протяженностью 28 000 км!

Чтобы получить омологацию на участие в раллийных чемпионатах, Mercedes-Benz выпустил партию "гражданских" 450 SLC 5.0. Всего сделали 1636 машин. Кстати, на этих машинах принимал участие в гонках в Жан Тодт - будущий глава "формульной" Ferrari и FIA.

На волне успеха машину начали модернизировать, делая ее мощнее и легче. В 1980 году 450 SLC заняли весь подиум африканского ралли "Бандама" (Берег Слоновой Кости), далее следуют еще несколько подиумов в ралли Аргентины, Новой Зеландии… Но сезон 1980 года фактически стал последним для заводской раллийной команды Mercedes-Benz. По одной версии, для компании такой вид спорта оказался слишком затратным. По второй – после аварии Вальтера Рерля на тестовой машине для ралли Монте-Карло немцы решили не портить имидж серийному купе.    

№ 5

Porsche 959 Rally

Год: 1984-1986

У компании Porsche, которая вроде бы производит "асфальтовые" суперкары, на самом деле имеется своя раллийная история. И многие даже знаю самый известный ралли-кар компании. Да, это легендарный Porsche 959 с битурбомтором, настоящий автомобиль-прорыв тех лет, строившийся с оглядкой на раллийную Группу В – как лабораторию для будущих спорткаров фирмы. Но ирония в том, баталий в классическом ралли Porsche 959, по сути, так и не увидел – полноценное участие в гоночном сезоне WRC оказалось для компании дороже тех наработок, которые можно было бы получить. А там и Группу В прикрыли, хотя под участие в ней уже была выпущена омологационная партия серийных машин.

Провалившись на "Дакаре-1985", Porsche 959 выиграл "Ралли Фараонов" в том же году.

Но Porsche 959 в гонках все же поучаствовать успел! Пригодились и регулируемая по высоте подвеска, и полный привод – машину выставили на ралли-марафон "Париж-Дакар". Но гонка 1985 года оказалась провальной: все три автомобиля сошли с дистанции. Только в 1986 году Рене Метж смог привести Porsche 959 к победе и на "Дакаре". Кстати, в 1984 году Метж тоже выиграл знаменитый марафон на Porsche, только не на 959-м, а на доработанном под марафон 911-м (машина несла индекс 953) с 300-сильным мотором и полным приводом.        

Автор Александр Евдокимов. Источники фото: фирмы-производители, Makela Auto Tuning, autowp.ru, Google