© Brabus
Хит-парад

Хит-парад. Мини-котельная или Многоцилиндровые моторы смешного объема

В одном из прошлых хит-парадов мы уже рассказывали, как даунсайзинг привел к появлению моторов литражом с пакет молока. На самом деле, автопроизводители играются в это еще с середины 20 века. Только были времена, когда малый объем цилиндров вовсе не значил, что и самих "котлов" будет только 3 или 4.

№ 1

Tatra T603

2,5 литра, V8

Чешская компания Tatra успела вписать свое имя в историю не только знаменитыми грузовиками с хребтовой рамой, но и заднемоторными легковыми автомобилями с двигателями воздушного охлаждения.

Tatra T603 выпускалсь с 1956 по 1975 годы. Ее наследница T613 тоже получила воздушный мотор V8, но объемом уже 3,5 л. 

Одна из таких моделей – люксовый седан Tatra 603 – тоже оснащалась таким "воздушником". Но необычным: это был бензиновый карбюраторный V8 объемом всего 2,5 л (развивал сначала 99, а затем 104 "силы"). Причем мотор оказался настолько надежным, что его попутно использовали и на легком военном грузовике Т805, и на спортивной версии Tatra 603, которая за свою карьеру приезжала первой в 60 гонках из 79, в которых участвовала эта модель!

№ 2

Ferrari/Dino 208 GT4

2 литра, V8

Двухлитровым, говорите, бывает только пакет молока? В Ferrari явно думали иначе, представляя в 1975 году в Женеве свое новое спорткупе 208 GT4. Как и старшая модель 308 GT4, это была первая серийная центральномоторная Ferrari с мотором V8 и дизайном от ателье Bertone. Но конкретно 208 GT4 отметилась еще одним моментом.

За годы выпуска (1975-1980 годы) Ferrari/Dino 208 GT4 разошелся по миру тиражом в 840 штук. Дальше на смену пришла модель 208 GTB/GTS с таким же 2-литровым V8, причем как в атмосферном виде, так и в варианте с турбонаддувом.    

В Италии машины с моторами объемом больше 2 литров облагались НДС в размере 38% против обычных 18%. И специально для местного рынка на Ferrari 208 GT4 поставили карбюраторный мотор Dino V8, уменьшив его объем с 3 (как на модели 308 GT4) до 2 литров. Из-за этого 208 GT4 и стала на тот момент первой в истории серийной машиной с таким малолитражным V8. Мощность после такого "даунсайзинга", правда, тоже упала с 255 до 170 л.с., но это не мешало легкой (около 1 тонны) 2-литровой 208 GT4 набирать максимальную скорость в 220 км/час.     

№ 3

Brabus V6 biturbo

1,4 литра, V6

В 2003 году немецкое тюнинг-ателье Brabus, промышляющее, в том числе, и "зарядкой" малолитражек Smart, построило, наверное, самый необычный родстер этой марки. Так, заднеприводный аппарат под названием Brabus V6 biturbo получил наддувный мотор V6 объемом всего 1,4 л! Из-за которого, кстати, пришлось переделывать подвеску и переносить бензобак в багажник.

Родстер Brabus V6 biturbo был создан в честь 100-летия гоночной трассы Солитюд под Штутгартом. Но из-за невозможности сертификации и допуска на дороги общего пользования он так и остался в виде прототипа. Ателье построило всего 10 машин для катания гостей по треку во время разных мероприятий и фестивалей.

А сделали этот мини-V6 из двух штатных 3-цилиндровых турбомоторчиков от этого же самого Smart Roadster Coupe. Но если на серийном родстере такой мотор выдавал максимум 82 л.с., то на версии от Brabus после массы доработок и за счет двух турбин – уже 218 л.с. Учитывая, что Brabus V6 BiTurbo весил всего 840 кг, по соотношению масса-мощность он стоял на одном уровне с Porsche 911 Carrera 4S, и разгонялся до 100 км/час менее, чем за 5 сек.      

№ 4

Ferrari 125 S

1,5 литра, V12

Представленная в 1947 году на автодроме в Пьяченце гоночная Ferrari 125 S (она же просто 125-я или 125 Sport) стала первой машиной, выпущенной под этим знаменитым брэндом. И специально для нее итальянский инженер Джоаккино Коломбо разработал двигатель, который потом будут звать его фамилией и который, с доработками и в разных вариантах по объему, проживет на спорткарах Ferrari аж до середины 80-х годов!

Ferrari выпустила всего две штуки 125 S (на фото), о дальнейшей судьбе которых знатоки спорят до сих пор. По одной информации, обе построенные машины были разобраны и пущены на производство последующих моделей 159 S (сделаны 2 машины) или 166 S (39 штук). А реплику на 125 S, мол, потом делали из 166 Spider Corsa. 

Но тогда, в 1947 году, этот цельноалюминиевый V12 с тремя карбюраторами имел объем всего в 1,5 л! Или 125 "кубиков" на цилиндр, что и было отражено в индексе мотора и самой модели автомобиля. Мощность этого мотора была всего 118 л.с. Только сама Ferrari 125 S весила лишь 650 кг, и в год своего дебюта успела выиграть шесть гонок из 14. Кстати, этот же 1,5-литровый V12, но уже с доработками и механическим компрессором, потом поставят и на первый болид Ferrari для "Формулы-1" – модель 125 F1. И отдача будет повышена сначала до 230, а потом и до 280 л.с.      

№ 5

BRM Type 15

1,48 литра, V16

Напоследок мы оставили настоящего монстра, порожденного "Формулой-1". Вообще, в "формульном" мире малолитражные многоцилиндровые моторы считались делом обычным. Но этот аппарат все равно выделялся. Знакомьтесь: британский болид BRM Type 15, построенный в 1947 году для "Королевских гонок" британской гоночной командой British Racing Motors.

BRM Type 15 на фестивале скорости в Гудвуде.

Его V-образный мотор имел шестнадцать (!) цилиндров, но больше всего удивляет не их количество, а то, что рабочий объем этого чудища был всего 1487 кубических сантиметров! Но, несмотря на такой откровенно смешной литраж, за счет механического компрессора этот V16 развивал 600 "сил". А малый объем позволял "крутить" этот двигатель до 12 000 об/мин! Гонявшийся на BRM Type 15 знаменитый формульный гонщик Хуан Мануэль Фанхио был от него в восторге и говорил, что это самый грозный и острый по ощущениям болид из всех, что он пилотировал в своей карьере…          

Автор Александр Евдокимов, источники фото Google, autowp.ru, Brabus, Houtkamp Collection