© GM
Хит-парад

Хит-парад. На "портах", или Самые известные внедорожники с редукторными мостами

На днях в АвтоВести приехал на тест диковинный серийный вездеход Mercedes-Benz G 500 4х4 на не менее экзотических портальных мостах. Чем не повод вспомнить самые известные внедорожники с такой же конструкцией осей и напомнить, что это, собственно, за железка такая и какой от нее прок?

Суть так называемого портального моста - это установка на ведущую ось ступичного редуктора, за счет которого ось привода оказывается выше оси самого колеса. Причем такие редукторы ставят и на неразрезные мосты, и на технику с независимой подвеской. Но сам принцип работы такого узла от этого не меняется: полуось крутит колесо не напрямую, а через промежуточные шестерни. 

На фото - ступичный редуктор суперпикапа Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6.

Зачем это нужно? Ступичные редукторы позволяют серьезно увеличить клиренс под мостом даже на штатной резине. При этом за счет понижающего передаточного числа такие редукторы попутно повышают тягу на бездорожье и снижают нагрузки на трансмиссию. Но вместе с тягой такой редуктор повышает и уровень шума, одновременно снижая скорость на трассе. Поэтому портальные мосты, в силу своих особенностей, в основном остаются уделом спецтранспорта - сельхозтехники, грузовиков-вездеходов (например, Mercedes-Benz Unimog), военных броневиков вроде российского ГАЗ "Тигр" или легких армейских транспортеров типа австрийских Pinzgauer и Haflinger.

Но иногда эти решения добираются и до "гражданских" автомобилей, которые выпускаются серийно. Хотя их число невелико, и подчас эти машины - настоящая экзотика.   

№ 1

Hummer H1

Годы выпуска: 1992-2006

Один из таких экзотических аппаратов - всемирно известный Hummer H1, история появления которого похожа на сказку про Золушку. Сначала в 80-годы он начал тянуть армейскую лямку в виде транспортера Humvee. Потом война в Ираке, телевизионная слава - и очередь из богатых (и знаменитых) желающих его купить. Выпускавшая Humvee компания AM General быстро смекнула, что запахло коммерцией, и спешно выпустила гражданскую версию прославленного вояки, которая и получила торговое имя Hummer. Но покорял он не только адским видом и звучным именем. Несмотря на приземистый кузов, клиренс Hummer H1 достигал 40 см - как раз за счет ступичных редукторов, которые сочетались с независимой подвеской.

Hummer H1 делали в виде пикапа (2 или 4 двери), универсала, хэтчбека и даже кабриолета (на фото), оснащали дизельными двигателями V8 в 6,2, 6,5 и 6,6 л, и бензиновым мотором (V8, 5,7 л), автоматической КПП и постоянным полным приводом с блокируемым межосевым дифферециалом. Межколесные "диффы" сначала были самоблокирующимися, потом получили принудительные блокировки. И да, он продавался в России. Правда, для езды на нем нужна категория С, ведь полная масса этого "американца" доходит до 4,6 тонн. 

За счет этого "Хаммер" мог штурмовать метровые сугробы и броды в 76 см без подготовки. Еще одной уникальной "фишкой" для гражданского автомобиля, взятой от военной версии, была система изменения давления в шинах и колесные диски с бандажами, позволявшими ехать на проколотых колесах! Вместе с тем Hummer H1 вышел очень дорогим, тяжелым, медлительным и неповоротливым, а огромный алюминиевый кузов сочетался с тесной посадкой пассажиров. В итоге этот вездеход так и остался экзотикой для джиперов и любителей эпатажа: за годы выпуска было продано менее 12 000 машин.           

№ 2

Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6

Годы выпуска: 2013-2015

Еще до выхода G 500 4x4 компания Mercedes-Benz успела "отжечь" выпуском в 2013 году чудовищного 3-осного пикапа G 63 AMG 6x6, который создали на базе вездехода G-Wagen 300 CDI 6х6 для армии Австралии. Но даже армейская версия смотрелась доходягой на фоне этого "гражданского" изделия. Потому что у машины от ателье AMG на "чулки" штатных мостов были привинчены ступичные редукторы, которые вместе с покрышками наружным диаметров 94 см увеличили клиренс с 260 до 460 мм, а глубину проходимого брода – до 1 метра!  

Mercedes-Benz G 63 AMG 6x6 можно смело зачислять в коллекционные автомобили: по некоторым данным, компания выпустила всего около 100 этих монстров. Порядка 20 из них осели в России, хотя в конце 2014 году за этот суперпикап просили почти 28 млн рублей! Кстати, для его управления тоже нужна "грузовая" категория С в правах.

Мотор – тоже полная противоположность армейскому прародителю. Вместо экономичного дизеля - битурбовый бензиновый V8 объемом 5,5 литра и отдачей в 544 л.с. Заменили и коробку – вместо 5-ступенчатого автомат установлен 7-диапазонный. Разгон до "сотни"? Весящий 3850 кг аппарат тратил на это всего 6 секунд, набирая максимальную скорости в 160 км/час! Штатные амортизаторы заменили на спортивные, фирмы Ohlins, и сохранили постоянный полный привод с блокировкой всех дифференциалов (их тут 5 штук). А еще поставили систему изменения давления в шинах! У военного G-Wagen 6x6, кстати, этой "фишки" нет. И до появления G 63 AMG 6x6 на гражданских серийных внедорожниках такая система была только у Hummer H1. 

№ 3

Toyota Mega Cruiser

Годы выпуска: 1995-2002

В середине 90-х у компании Toyota появился самый крутой "Крузак" в ее истории, на фоне которого Land Cruiser 200 и даже исполинская Sequoia смотрятся малолитражками! Аппарат с красноречивым именем Mega Cruiser стал японским ответом американскому Hummer H1. Как и в случае с Hummer, гражданский Mega Cruiser был "выращен" из армейского транспортера для сухопутных войск Японии. Конструктив тоже был похож: широченный кузов, постоянный полный привод с жесткими блокировками трех дифференциалов, независимая подвеска всех колес – и те же ступичные портальные модули, увеличивавшие клиренс.

Гражданская Toyota Mega Cruiser была только праворульной, официально продавалась небольшими тиражами лишь в Японии и была запрещена к вывозу из страны. Что, разумеется, не мешало этому вездеходу попадать на вторичный авторынок России и других стран. Причем в последний год к нам стали возить даже военные 170-сильные версии BXD10 из консервации или с небольшим пробегом. Их завозят в виде машинокомплектов, правда, в России такую технику получается оформить только как снегоболотоход. И для управления уже нужны "тракторные" права. 

Причем у Mega Cruiser дорожный просвет получился даже больше – 42 см против 40 см у Hummer H1. И по маневренности тойтовский супервнедорожник тоже превосходил "американца" за счет задних колес, которые поворачивались на малых скоростях. Мотор, правда, был поскромнее: вместо громадного V8 у Hummer – 4-цилиндровый грузовой дизелек в 4,1 л (155 л.с.) в паре с 4-ступенчатым автоматом от Land Cruiser 80. И систему регулирования давления в шинах имели только армейские версии.        

№ 4

ЛуАЗ-969/1302

Годы выпуска: 1971-2001

Знаменитый украинский "ЛуАЗик", созданный на агрегатах "Запорожца" специально "для нужд жителей" села, в особом представлении не нуждается. Однако не все знают, что на нем тоже применялись колесные редукторы, которые повышали клиренс до 280 мм! Вместе с "зубастыми" колесами, длинноходной подвеской, жесткой блокировкой заднего дифференциала и весом около тонны это давало "ЛуАЗу" очень достойную проходимость, за которую он до сих пор имеет немало поклонников.

"ЛуАЗ-969" и его более современный вариант 1302 выпускали 30 лет, но за все это время сделали всего чуть более 200 000 штук. Хотя на вторичном рынке их до сих пор можно легко найти - в разной степени "ушатанности".

Ступичные редукторы не только увеличивали клиренс. Они, вместе с пониженной передачей, как раз помогали крутить колеса, ведь слабым местом "ЛуАЗа" был не самый мощный двигатель – сначала 877-кубовый 30-сильный "воздушник", потом мотор в 1,2 л (40 л.с.) и далее двигатель объемом 1,1 л (53 л.с.) от "Таврии". Но ценили этот простой и дешевый автомобильчик явно не за динамику…

№ 5

УАЗ-496/3151

Годы выпуска: 1973-2002

Ну как же в таком обзоре - и без УАЗа?! Ведь уже для нескольких поколений наших автомобилистов, уазоводов и матерых джиперов фразы "УАЗ на "вояках" или "УАЗ на редукторах" - это не пустой звук, а уже почти магическое словосочетание! Которому мы вновь обязаны армии: при создании знаменитого "козлика" УАЗ-469 Минобороны СССР требовало от него возможности сопровождать по бездорожью танковую колонну. Для чего обычных осей уже было маловато…

УАЗы на редукторных осях уже давно не выпускаются, но сами портальные  мосты для них сегодня найти в продаже не проблема. Основная категория покупателей – джиперы, строящие машины для соревнований или "покатушек" по совсем уж тотальному бездорожью. Мнения по надежности ульяновских мостов – полярные, но на фоне западных аналогов (например, оси от легких Mercedes-Benz Unimog или военного вездехода Volvo Laplander) они берут ценой и распространенностью в России.

Поэтому кроме традиционных осей (в народе – "колхозные") на УАЗе для военных были разработаны и оригинальные мосты со ступичными редукторами. Клиренс увеличивали не только они, но и меньший по размеру картер дифференциалов. И в итоге под ним получался просвет до 30 см против 22 у внедорожника на "гражданских" мостах. А еще в "военниках" стояли межколесные самоблокирующиеся дифференциалы, с которыми такой УАЗ пер по бездорожью еще увереннее. Неудивительно, что такой "редукторный" УАЗ считался удачной покупкой и поводом для гордости.       

Автор Александр Евдокимов