© toyota

7 дек 2016 09:53

Простые вопросы 11154

Простые вопросы: как устроено зеркало заднего вида с автозатемнением

Самозатемняющиеся зеркала заднего вида умеют в нужный момент темнеть и проясняться, избавляя водителя от риска ослепления позади идущими автомобилями. Что за сложные процессы происходят внутри такого простого, на первый взгляд, механизма?

Это может показаться забавным, но зеркала заднего вида - одни из немногих деталей, которые сквозь столетие добрались до наших дней без каких-то фундаментальных изменений. Такими, какими мы их знаем сегодня, зеркала были и 105-110 лет назад, когда впервые появились на автомобиле. Вообще в начале прошлого века плотность движения транспорта была столь низкой, что заруливать в повороты можно было вообще не глядя, ведь соседей по потоку просто не существовало. По одной из версий, первой ставить с водительской стороны маленькое зеркальце на тоненькой ножке начала компания Rolls-Royce в 1906 году - да и то не в массовом порядке, а на отдельные экземпляры Silver Ghost. 

Другая теория гласит, что изобретателями зеркала заднего вида в 1911 году стали американские гонщики Рэй Харроун и Сайрус Хатчке. Накануне старта гонки "500 миль Индианаполиса" спортсмены решили установить на свой болид Marmon Model 32 зеркало в стальном корпусе на четырех неуклюжих штангах. Выглядело так себе, тряслось на старой "кирпичнице", говорят, вообще ужасно. А скорость болида позволяла и так не оглядываться назад. Короче говоря, ту гонку Харроун и Хатчке выиграли, однако сомневаемся, что в этом была хоть какая-то заслуга зеркала. В массовое производство зеркала заднего вида пошли в 1921 году после того, как товарный образец этой детали запатентовал Элмер Бергер.

С годами автомобили обрастали современными технологиями, а вот зеркала по сути вообще никак не менялись - конструкторы "играли" лишь с формами корпусов в угоду аэродинамике, добавляли электроприводы, встроенные поворотники, функцию складывания да обогрева. У внутрисалонного зеркала было всего две ступени эволюции. Первый - это появление призматического стекла, у которого в поперечном сечении передняя и задняя плоскости не параллельны. С помощью специального рычажка можно было перещелкнуть зеркало в "ночной режим", когда менялся угол наклона стекла, а вместе с ним и отражающие (антибликовые) свойства. Впервые такое зеркало было применено компанией Chrysler еще в 1958 году. 

Правда, когда стало понятно, что в "ночном" антибликовом положении такой оптический элемент имеет слабую видимость, автомобильным инженером пришлось искать более технологичное решение проблемы ослепления водителя. И оно было найдено! Речь идет о зеркалах с автоматическим затемнением, в котором используются электрохромный элемент с переменной прозрачностью. Конструкция такого зеркала представляет из себя своего рода сэндвич из двух стекол, пространство между которыми заполнено специальным электрохромным гелем.

Под воздействием подаваемого через электроды электрического тока кристаллы изменяют свой цвет и степень прозрачности, существенно снижая отражающие свойства зеркала без ухудшения видимости. Насколько именно в конкретной ситуации нужно усилить антибликовый эффект, решает специальный микроконтроллер, исходя из сигналов от двух датчиков - освещенности и бликов. Датчик освещенности расположен в передней части корпуса зеркала и "смотрит" вперед по направлению движения. Датчик бликов расположен на противоположной лицевой стороне и оценивает интенсивность освещения сзади. Если в темное время суток сенсор фиксирует световой пучок от фар позади идущего автомобиля, то на электрохромный элемент подается напряжение, снижающее коэффициент отражения. В результате водитель не чувствует усталости от ослепления светом фар, поэтому повышается безопасность на дорогах.

Кстати, производители очень любят отдельно выделять зеркала с автоматическим затемнением в своих комплектациях, расширяя таким способом списки оснащения за счет "ненастоящих" опций. В этом же "черном" списке - подстаканники, крючки для верхней одежды, часы и тому подобные мелочи.

Задние барабанные тормоза - прошлый век или логичное решение? Красивые фотографии, на которых изображены мощные тормоза спорткаров, - диски огромного диаметра и мощные суппорты - заставили многих из нас вообще забыть о существовании другого типа тормозов - барабанных. Однако это решение до сих пор в ходу у автопроизводителей. Что же ими движет - жадность или забота о клиенте?
Почему автопроизводители разлюбили задний привод? Автомобили с задними ведущими колесами еще не стали роскошью, однако входной билет в заднеприводный клуб становится все дороже и дороже. А ведь раньше кардан крутился под днищем что у престижных машин, что у бюджетников. Кому же он помешал?
Из какого количества деталей состоит автомобиль? Автомобиль - пожалуй, самый сложный предмет, которым можем владеть среднестатистический, не являющийся миллионером человек. Ведь даже квартира с конструктивной точки зрения состоит из сравнительно небольшого количества элементов. А вот если начать считать детали, из которых состоит машина, остановиться получится ой как нескоро...