© Rimac Automobili
Тест-драйвы

Последователь Теслы: интервью с одним из главных новаторов Европы

Спустя год мы снова навестили хорватскую компанию Rimac - посмотреть, что изменилось за это время и расспросить о планах на будущее. Заодно узнали, как гонять по Пайкс Пик без тормозов, чем плох Porsche 911 и почему люди - идиоты.

Когда хорватская компания Rimac Automobili только появилась на горизонте, казалось, что все развивается по классическому сценарию: футуристичного вида гиперкар из бывшей Югославии обещал космические характеристики, позор всем известным старожилам сегмента, ценник в миллион долларов и "уникальные передовые технологии". Воспринималось это со скепсисом: сколько маленьких гаражных автопроизводителей бесславно исчезли после аналогичных заявлений!

Однако на самом деле стратегия оказалась иной. Собрав команду талантливых инженеров, основатель компании Мате Римак в первую очередь предложил автомобильной индустрии новые технические решения. И только когда воротилы бизнеса проявили к компании серьезный интерес, Римак решился сделать суперкар - в качестве дополнительной демонстрации своего потенциала.

Таким образом производство суперкара не было изначально коммерческой идеей, а разработка и продажа инновационных инженерных решений позволила проекту получать стабильное финансирование и развиваться.

Поэтому все планы, о которых Римак и его команда рассказывали мне в прошлом году, были реализованы. Собран и продан первый товарный образец Concept_One - его счастливый владелец рассекает где-то в Калифорнии. Расширен отдел сборки: если раньше это было небольшое похожее на сарай помещение, то теперь - просторный ангар, где одновременно на сборке могут стоять до пяти автомобилей. Полным ходом ведется подготовка помещений для новой модели гиперкара, а персонала стало уже так много, что штаб-квартира Rimac под Загребом вот-вот прирастет еще одним большим зданием, которое строят с нуля.

От увлечения – к серьезному проекту. Еще в студенческие годы Мате самостоятельно собрал электромобиль на базе старой "трешки" BMW. 550 колесных сил, 900 Нм крутящего момента при массе 1150 кг. Разгон до сотни занимал 3,3 секунды, максимальная скорость – 280 км/ч. 

На этот раз я приехал не для того, чтобы покататься на машине, да и погода не позволила: проливные дожди, накрывшие Загреб, сделали поездку на уникальном сверхмощном гиперкаре без страховки весьма сомнительным занятием. Теперь же я приехал просто оценить, как развивается компания, и в непринужденной обстановке поболтать с ее основателем, Мате Римаком, которого издание Financial Times включило в сотню ведущих новаторов Европы. Итак, вот что рассказал мне Мате Римак.

Сам суперкар тоже времени зря не терял: за этот год Concept_One успел утереть нос парочке гиперкаров с мировым именем, таким как LaFerrari и Porsche 918. 

 

"

 

Об участии в Pikes Peak


Работать над проектом автомобиля для международной гонки Pikes Peak мы начали в декабре 2014 года, причем автомобиль требовалось подготовить к концу весны - потом надо было гнать машину в Америку на тесты, а само соревнование проходило уже в июне. Так что у нас было всего четыре месяца на постройку машины с нуля, но мы справились. У нас получился самый мощный автомобиль, который мы когда-либо делали. Это был наш первый опыт выступления на Пайкс Пик, и в тот раз мы пришли вторыми в общем зачете. Таджима – шикарный гонщик. В той гонке, кстати, он отметил 65-й день рождения. А добиться победы не удалось потому, что во время заезда с машиной случилась "маленькая" проблема - у нее полностью отказали тормоза, и Таджима гнал по серпантину, тормозя только моторами.

Таджима ехал "педаль в пол" всего около двух секунд за весь заезд. Мы словно притащили гранатомет на соревнование по стрельбе по тарелочкам.

После той гонки мы поняли, что для улучшения результата надо кардинально переделать машину. Она была с одной стороны слишком тяжелой, а с другой - слишком мощной: изучив телеметрию, мы поняли, что Таджима ехал "педаль в пол" всего около двух секунд за весь заезд. Мы словно притащили гранатомет на соревнование по стрельбе по тарелочкам.

Так быстро подготовить автомобиль удалось, использовав уже разработанную силовую установку. Просто отдачу сделали еще более дикой: 1475 лошадиных сил обеспечивают разгон до сотни за 2,2 секунды, а уже через 5,4 секунды после старта с места автомобиль разгоняется до 200 километров в час.

Кроме того, всплыла и еще одна проблема, довольно необычная, и связана он была с нашей системой изменения вектора тяги. Таджима гонялся на Пайкс Пик с моего рождения, он опытнейший пилот, и у него очень агрессивный, раллийный стиль вождения – он любит управляемые заносы, а нашу систему изменения вектора тяги это сбивало, и она начинала только мешать. Поэтому потребовалось эту систему перенастроить. После гонки мы собрали все данные, и спустя какое-то время у нас уже начал вырисовываться проект нового автомобиля, на 500 кг более легкого.

Но, к сожалению, автомобиль нового поколения остался только на чертежах: у нас на постройку бюджета не было, спонсоры со стороны Таджимы его тоже не потянули. Поэтому в 2016 году мы выступали на той же машине, но с более емкими батареями и перенастроенной системой изменения вектора тяги. К сожалению, на этот раз Таджима допустил стратегическую ошибку. Мы идеально настроили подвеску, автомобиль ехал отлично, показал грандиозный потенциал на тестах, однако в последний момент Таджима выдал что-то типа фразы Райкконена "Отстаньте от меня, я знаю, что делаю" - и потребовал изменить кастор. Зря. Во-первых, сами настройки оказались неэффективны, во-вторых, Таджима не успел к ним привыкнуть. Так что в этом году заезд можно считать неудачным: третье место в зачете электромобилей, и пятое - в генеральной классификации. А в следующем мы и выступать не будем - у нас появились более интересные и перспективные проекты, а бюджет, увы, не резиновый.

Перед стартом Pikes Peak 2016 года.

Если мы соревнуемся – мы боремся за победу. Таджима, возможно, и будет выступать, но без нас. Компания мы небольшая, все сразу охватить не можем. В "Формуле Е" мы тоже выступаем только как поставщик. Слишком много ограничений, нет возможности для развития, доработок, а ведь мы занимаемся именно технологиями и инновациями. К тому же мы не можем позволить себе просто посадить за руль гонщика-звезду, а без хорошего пилота успеха не видать. Так что, как ни крути, а в полноценном участии в чемпионате "Формулы Е" смысла для нас нет.

"

 

О гиперкаре Concept_One

По сути, проект Concept_One закончен только сейчас, пережив пять поколений. Красный, белый (белого мы воспринимаем как второе поколение, хотя там только силовая установка наша, автомобиль сделан для другой компании). Третье поколение было заморожено, мы переключились на "четверку" - голубого цвета. Пятый – серого цвета, первая полностью товарная модель, причем собранная под конкретный заказ. От первой версии до финальной – просто бездна по всем параметрам.

Я просто хотел сделать автомобиль, и мы с Адриано оказались достаточно безумны для того, чтобы взяться за это.

Все началось со знакомства с Адриано, который на тот момент работал дизайнером в концерне General Motors. Я просто хотел создать автомобиль, и мы с Адриано оказались достаточно безумны для того, чтобы взяться за это. Когда мы начинали, мы почти ничего не знали о нюансах производства. Мы делали ошибки, учились, работали на другие компании, чтобы получить деньги и набраться опыта.

Напомним, что представляет собой гиперкар Concept_One. Четыре электромотора (по одному на каждое колесо) суммарно развивают 1088 лошадиных сил и 1600 Нм крутящего момента, чего хватает для разгона до сотни за 2,5 секунды. Максимальная скорость достигает 355 километров в час. Стоимость первого товарного Concept_One составила 750 000 евро.

Электромобили создаются теми, кто стремится просто решить задачу передвижения в пространстве, сэкономить топливо, снизить уровень выбросов. Мы же – фанаты. Мы делали автомобиль ради удовольствия от вождения, и это был определяющий фактор при создании Concept_One, пускай он порой и приводил к довольно странным решениям. Например, сначала мы поставили электроусилитель руля. Мы пытались довести его до совершенства, но ему постоянно чего-то не хватало - ощущение искусственности оставалось, реакция была не та. И мы решили поставить гидроусилитель. Да, это электрический суперкар, но с гидроусилителем. Даже у нового Porsche 911 стоит электроусилитель, и многие, имевшие дело с этой машиной, говорят, что усилитель этот - полное дерьмо.

От одного Concept_One к другому мы делали автомобиль все лучше. Что-то изменить легко – например, мультимедийную систему или программное обеспечение. Что-то изменить сложно – например, я понимаю, что внутреннего пространства кабины явно не хватает, она должна быть просторнее, но с этим особо ничего уже не сделаешь.

Даже у нового Porsche 911 стоит электроусилитель, и многие, имевшие дело с машиной, говорят, что усилитель этот - полное дерьмо.

К финальной версии Concept_One, которую купил наш клиент из Калифорнии, мы добились оптимальной работы всех систем. Наша последняя машина отличается от предыдущих прототипов гораздо более продвинутой системой охлаждения. Здесь семь разных контуров. У электромоторов – масляная система охлаждения, также есть водяная система охлаждения, плюс есть еще один контур со специальной диеэлектрической охлаждающей жидкостью - он охлаждает батареи. Моторы передней оси работают в паре с редукторами, моторы задней - с двухскоростными коробками передач с двумя сцеплениями. Коробки синхронизированы, на обоих колесах задней оси – всегда одна передача. Мы рекомендуем ездить на второй передаче - мощности вполне достаточно. Первая передача нужна для максимальной отдачи моторов при ускорении. В принципе, можно ехать и на первой передаче, не переключаясь, но тогда максимальная скорость будет ограничена.

А это - еще более дикий вариант гиперкара под названием Concept_S. Уже 1384 л.с. и 1800 Нм крутящего момента. Динамика разгона - все те же 2,5 секунды, но основные улучшения здесь произведены по части шасси и аэродинамики. Абсолютный трековый монстр...

На сегодняшний день наши возможности уже гораздо шире, чем были не старте. Но все они будут применены при создании следующей модели. Concept_One официально закончен. А вот когда мы увидим новый автомобиль – к сожалению, пока точно сказать не могу. У нас куча проектов идет параллельно, многие – для других компаний. Поэтому пока что работа по новому проекту несколько замедлилась – там много всего надо сделать: разработка шасси, дизайн и так далее. Надеюсь, что через пару-тройку лет мы увидим новый гиперкар.
Адриано по-прежнему работает в нашей компании, возглавляет дизайнерский отдел. Но у нас теперь стало больше инженеров и технического персонала, потому что мы практически все делаем здесь, в пределах одного предприятия. Таков мой принцип был изначально - все производить самостоятельно. Этого принципа я намерен твердо придерживаться и в дальнейшем.

У нас много кто хочет работать. Для нас главное – энтузиазм. Мы понимаем, что люди, которые к нам приходят, зачастую не имеют нужного опыта. Мы позволяем делать им ошибки, позволяем работать медленно. "Формула студент" - вот откуда приходят многие ценные кадры. Нередко к нам приходят студенты-старшекурсники проходить стажировку, мы такое только приветствуем. По-настоящему перспективные ребята частенько возвращаются к нам после стажировки.

Абсолютная чистота - это не постановка ради красивого кадра. С автомобилями работают в практически стерильных условиях, как в McLaren. Это культура производства, которой следуют сотрудники всех сборочных подразделений.

"

 

Мысли о будущем автопрома

В будущем люди вообще не будут водить, а у автомобилей не будет рулевого управления. Автопилот гораздо безопаснее, экономичнее, беспилотный трафик движется логичнее и оптимизированнее. Беспилотные машины снизят уровень аварийности и сделают трафик эффективнее, что скажется на экономике – транспортный вопрос будет занимать меньше времени. Более того, автомобили станут важной частью энергетической инфраструктуры. Они будут не только забирать энергию, но и отдавать ее.

Надеюсь, что холодный синтез выстрелит. Даже несмотря на то, что люди - идиоты.



Вот все приводят в пример ситуацию, в которой автоматика якобы должна будет принять решение, кого сбивать - двух взрослых или одного ребенка. Или спасти пассажиров, уйдя от столкновения, но сбив при этом пешехода. Но сама вероятность таких ситуаций ничтожно мала на фоне общего количества аварий. Миллионы людей гибнут на дорогах.

***

Мы уже создали беспилотник для другой компании в 2015 году. В дальнейшем мы будем развиваться в этом направлении, и следующий наш проект будет обладать такой функцией. Я уверен.

Гиперкары, живущие в компании Rimac, не стоят без дела ни секунды. Их частенько выгуливают, а сам Мате даже периодически ездит на Concep_One на рынок, закупаться овощами и фруктами.

***

Если разобраться, в мире не так много мест, где можно реально получать удовольствие от вождения, да и еще вопрос, сколько времени за рулем мы реально проводим в свое удовольствие. Тебе, например, нравится по Москве ездить? Вот в том-то и дело... Я сам автолюбитель и фанат вождения, но если взвесить все за и против, то обычные автомобили явно не в выигрышном положении. Так что вымирание привычных нам машин - лишь вопрос времени. Хотя, надеюсь, для энтузиастов останутся гоночные трассы и специальные дороги.

***

Грядет определенный переходный период, когда обычный человеческий трафик будет един с автопилотируемым. Не уверен, правда, что в Москве это получится (смеется).

Еще один весьма успешный сторонний проект от компании Rimac - электровелосипеды Greyp Bikes. Это альтернативный экологически чистый транспорт, который способен разгоняться до 90 км/ч и проезжать около 100 километров без подзарядки. Отличный вариант для поездок по городу.

***

Надеюсь, что будущее – за атомной энергией, хотя люди для этого слишком глупы. Взять хотя бы Германию – немцы закрывают атомные станции. Зеленые просто не понимают их преимуществ! Страх перед Чернобыльской трагедией  - прекрасный пример иррационального мышления. Да, это страшная катастрофа. Огромное количество людей облучилось, погибло, стали инвалидами, - сразу или со временем. Но кто-нибудь подсчитывал, сколько человек погибло на угольных шахтах, сколько хронических заболеваний развилось из-за грязной энергетической промышленности? Надеюсь, холодный синтез рано или поздно выстрелит. Даже несмотря на то, что люди - идиоты.

"Вдруг Великобритания выйдет из состава Евросоюза, а Трамп станет президентом США", - сказал он, и мы оба искренне рассмеялись...

***

Еще одна интересная альтеранитва - солнечная энергия и энергия ветра. При эффективной реализации технологии поле ветряков и солнечных батарей размером с Нью-Йорк вполне может снабжать энергией всю территорию США.

***

Помню, мы как-то общались с топ-менеджером одной из компаний, для которой впоследствии выступили в роли поставщика. Мы как раз обсудили возможные условия сотрудничества, отлично пообщались, и я напоследок уточнил, на какие объемы производства они рассчитывают. "Конечно, нам интересно работать с большими партиями. Хотя, знаешь, в индустрии всякое может случиться. Вдруг Великобритания выйдет из состава Евросоюза, а Трамп станет президентом США", - сказал он, и мы оба искренне рассмеялись...

Первый взгляд на Mercedes E-Class кабриолет и электрический Smart без крыши Теплый сезон в этом году выдался очень коротким. В Mercedes-Benz явно это предвидели, поэтому их новый кабриолет E-класса приехал в Россию только осенью. Впрочем, у него есть все необходимое, чтобы вы получали удовольствие от отсутствия крыши независимо от температуры воздуха.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.