© oneimagef1.wordpress.com
Хит-парад

Хит-парад. Топ-5 запрещенных гоночных болидов

Гонки мощностей и технологий в автоспорте - обычное дело. Но часто тут появляются такие аппараты, которые превосходят соперников на голову и их доминирование приходится пресекать законодательно. АвтоВести вспомнили известных гоночных монстров, которые были так круты, что их пришлось запрещать.

№ 1

Lotus 56

Годы участия: 1968

На знаменитую американскую трековую гонку Indianapolis 500 1968 года британцы из Lotus заявили новый болид под названием 56. На фоне сигарообразных соперников Lotus 56 резко выделялся необычным  клиновидным кузовом с новым уровнем аэродинамики, а еще имел полный привод – и газотурбинный вертолетный двигатель компании Pratt & Whitney отдачей в полтысячи "лошадей"!

После провала в США модернизированный Lotus 56В ездил в нескольких гонках "Формулы-1" сезона 1971 года. Но тоже без успеха. Основной проблемой газотурбинного мотора была "турбояма", когда задержка в реакции на газ доходила до 6 сек. Ее сократили до 3 сек, но начал расти расход топлива и вес. На фото - Lotus 56 и Грэм Хилл.

Но машины (тогда их построили 4 штуки) получились "сырые" и несчастливые. В одной из них на тренировке перед гонкой погиб пилот Майк Спенс, которому в голову попало оторвавшееся от удара о стену колесо. Вторую машину уже в самой гонке разбил знаменитый Грэм Хилл, а два оставшихся болида просто сломались, хотя один из них долгое время шел в лидерах и "умер" всего за несколько кругов до финиша и-за поломки топливного насоса. Но даже в таком недоработанном виде в Lotus 56 явно ощущался немалый потенциал. Понимали это и американские  функционеры от автоспорта. Которые предпочли по-быстрому запретить к сезону 1969 года и полный привод, и газотурбинные моторы.

№ 2

Chaparral 2J

Годы участия: 1970


Мировая история автогонок знает немало примеров необычных конструкций болидов. Но полный привод или три оси – это так, мелочи, были и машины куда экзотичнее. Например, американский Chaparral 2J, который выступал в гоночной серии Can-Am всего один сезон в 1970 году. И вся его откровенно странная форма была нацелена на одно – создание максимальной прижимной силы! И решения для этого были применены своеобразные. Так, в заднем "сундуке" разместили два вытяжных вентилятора, которые крутил 2-цилиндровый 2-тактный мотор, а сам болид имел по периметру пластиковую "юбку" почти вплотную к земле, чтобы ограничить доступ воздуха под машину.

Chaparral 2J был двухмоторным болидом. Один, собственно, крутил "пылесосы", а вторым, основным двигателем был 7,6-литровый V8 фирмы Chevrolet, форсированный до 650 л.с.

А далее эти два "пылесоса" выкачивала из-под днища Chaparral 2J воздух, создавая там разряжение и обеспечивая беспрецедентную и, главное, неизменную прижимную силу на любых скоростях. Но, несмотря на весь потенциал идеи, сама машина оказалась ненадежной и в гонках так и не блеснула. А тут еще конкуренты начали жаловаться, что езда вслед за "пылесосящим" трассу Chaparral 2J может закончиться прилетом камня в шлем. В общем, чтобы "пылесосы", став надежнее, не начали однажды доминировать на Can-Am и прочих американских сериях, такие машины с сезона 1971 года благополучно запретили. Кстати, в сезоне 1978 года команда Brabham тоже пыталась протащить в европейскую "Формулу-1" идею "пылесоса" на своем болиде BT46B, но эти хитрости быстро пресекли. 

№ 3

Porsche 917/30

Годы участия: 1973

Porsche 917 – одна из самых удачных гоночных моделей в спортивной истории немецкой компании. Это на 917-х Porsche впервые выиграли "24 часа Ле-Мана" в начале 70-х. Всего существовали как минимум 11 вариантов этой машины, но самой свирепой и одной из самых мощных в мировой истории автогонок стала модификация Porsche 917/30 для заокеанской серии Can-Am.

Учитывая, что сам Porsche 917/30 весил всего 820 кг, динамика у него была просто ураганная. Разгон до 100 км/час занимал всего 2,3 секунды, а максимальная скорость на треке доходила до 390 км/час.

Этот монстр оснащался 12-цилиндровым мотором с двумя турбокомпрессорами. С рабочего объема 5,4 литра для гонки снимали около 1100 л.с., а в квалификационной конфигурации мотор выдавал до 1580 лошадиных сил! Весь сезон 1973 года Porsche 917/30 безраздельно доминировал в серии Can-Am, что, конечно, не могло пройти безнаказанно. А тут еще топливный кризис подкрался… В итоге, чтобы обуздать монополию Porsche и гонку мощностей, которая только повышала градус опасности на трассе, с сезона 1974 был введен лимит на расход топлива в гонке, в который Porsche 917/30 уже никак не укладывался, и был вынужден уйти на покой.    

№ 4

Williams FW14B

Годы участия: 1992

В сезоне 1992 года команда "Формулы-1" Williams была неудержима! И все благодаря прорывному болиду FW14B, который совершил в Королевских гонках очередной переворот. Машина имел полуавтоматическую КПП и АБС, но главным оружием были противобуксовочная система, позволявшая эффективнее стартовать и ускоряться на выходе из медленных поворотов, а также управляемая электроникой активная подвеска, которая поддерживала постоянный клиренс.

Williams FW14B оснащался 3,5-литровым атмосферным V10, который развивал 730 л.с. Сам болид вместе с пилотом весил всего около 510 кг.

В итоге Williams FW14B буквально задавил соперников. В 1992 году из 16 гонок сезона команда выиграла 10, причем девять из них завоевал славившийся агрессивной манерой пилотажа Найджелл Мэнселл. Разумеется, Кубок конструкторов того года Williams тоже взяла "в одну калитку". Естественно, соперники, глядя на такое превосходство, тоже бросились внедрять на своих болидах такие же технические решения. Но с сезона 1993 года всю эту вольницу прикрыли: активные подвески и электронные помощники попали под запрет.

№ 5

DAF Turbo Twin

Годы участия: 1984-1988 гг.

Да-да, и среди гоночных грузовиков тоже встречались такие монстры, доминирование которых приходилось пресекать законодательно! Так, в 1984 году на знаменитый внедорожный ралли-марафон "Дакар" впервые выехал один из самых знаменитых и необычных грузовиков того времени – двухмоторный голландский DAF Twincab общей мощностью 800 л.с. В 1986 году модернизированный DAF 3600 Turbo Twin (верхнее фото) выдавал уже 1 000 л.с., а в 1987 году Ян де Роой на облегченном Turbo Twin II выиграл грузовой зачет "Дакара". Причем де Роой "валил" по трассе так, что занял 11 место в общем зачете марафона, а финишировавший вторым Карел Лопраис на Tatra проиграл Яну больше 14 часов!

DAF Turbo Twin X2 и Х1

Но апофеозом развития двухмоторных DAF стал выставленный на старт "Дакара" в 1988 году  новый Turbo Twin X1. У него было шесть турбин, суммарная отдача двух 11,6-литровых двигателей достигала 1200 л.с. (4700 Нм), а максимальная скорость – 240 км/час! Знатоки автоспорта до сих пор помнят кадры, как весящий 11 тонн Turbo Twin X1 на скорости за 200 легко держится рядом с прототипом Peugeot 405 Turbo лидера легкового зачета Ари Ватанена… Однако "Дакар-88" закончился для команды DAF трагически. 9 января на одном из спецучастков прошлогодний 1000-сильный Turbo Twin X2 на скорости около 170 км/час перевернулся из-за серии подбросов на мелких дюнах, сделав шесть полных оборотов вокруг своей оси. Штурмана выбросило через лобовое стекло и он погиб на месте. После этого команда сняла с гонки Яна де Рооя, и на 10 лет DAF полностью ушел из автоспорта. А в 1990 году регламентом гонки запретили и подобные монстроидальные грузовики.

Автор Александр Евдокимов