© Jaguar
Хит-парад

Хит-парад. Дикие сердцем, Или "дорожные" машины с гоночными моторами

Гоночный мотор создан совсем не для той мирной жизни, что движок "гражданского" автомобиля. Он "живет" в борьбе, на красной линии тахометра и пределе своих сил. Но иногда эти "дикие сердца" все же попадают и под капот машин для дорог общего пользования. АвтоВести вспомнили самые известные из них.

№1

BMW M3 E30

1985–1992 гг.

Самая первая BMW M3 в кузове E30 – классический пример использования спортивного опыта в серийном "гражданском" автомобиле. Вот и в М3 сошлись наработки гоночного  отделения BMW из "кузовных" чемпионатов вроде DTM и WTCC, и даже из "Формулы-1". Именно туда уходят корни установленного на эту М3 двигателя S14, первого и последнего 4-цилиндрового мотора для этой модели. И в основе его – смесь "формульного" полуторалитрового турбомотора М12 команды Brabham и 3,5-литрового двигателя от гоночного BMW М1.

Разумеется, под более мощный мотор у М3 были доработаны подвеска, тормоза и рулевое управление, а кузов имел более развитый аэродинамический обвес. Двигатель сочетался с 5-ступенчатой МКПП, а задний мост оснащался "самоблоком". Кстати, М3 Е30 выпускался и в кузове купе, и в виде кабриолета. Всего сделали 16 202 машины.

У серийной М3, правда, не было турбонаддува, объем поначалу был 2,3 л, а мощность с катализатором составляла скромные по нынешним меркам 195 л.с. Но позднее появились версии Evolution без катализатора, где этот двигатель развивал уже 200-220 л.с. А самой "горячей" версией М3 Е30 в итоге стала модификация Sport Evolution, представленная в 1989 году. Она развивала с катализатором уже 238 л.с., разгон до 100 км/час занимал чуть более 6 секунд, а максимальная скорость достигала 250 км/час.   

№ 2

Chevrolet Camaro ZL1

1969 год

Этот Camaro у компании Chevrolet фактически выпросили местные дилеры. А прославился он облеченным 7-литровым алюминиевым мотором ZL1, который для "гражданских" автомобилей не предназначался и выпускался концерном GM только для гонок серии Can-Am и дрэг-рейсинга. Тем не менее, Chevrolet выпустил под дилерский заказ 69 "дорожных" Camaro ZL1 с этим двигателем V8. В базовом исполнении он выдавал 435 л.с. и 610 Нм крутящего момента, но легко перенастраивался умельцами до 500 и более "лошадей".    

Это в 60-70-х годах Chevrolet Camaro ZL1 продавался кое-как. А сейчас за этим раритетом гоняются коллекционеры. И еще 10 лет назад он уже стоил на аукционах под $500 000.

Camaro ZL1 надолго стал самым быстрым Chevrolet для дорог общего пользования. При этом завод не поскупился и дал 5-летнюю гарантию на машину. Но продажи шли вяло. Спорткар был оценен в совсем немалые $7200, из которых сам мотор стоил около $4000. Цену на движок накручивала и его ручная сборка, занимавшая 16 часов. Хотя это и не мешало двигателю капризничать: первые две машины, поставленные дилеру в Иллинойс, просто не завелись из-за холодной погоды. В итоге Camaro ZL1 надолго "зависали" у дилеров (последние машины распродали в 1972 году), которые, бывало, даже возвращали спорткары на завод, либо меняли дорогой гоночный V8 на более дешевые двигатели.   

№ 3

Ferrari F50

1995-1997 гг.

Знаменитый родстер Ferrari F50 со съемной жесткой крышей изначально не был рожден для гонок, но он нес в настоящий "формульный" мотор! Если точнее, то это был атмосферный V12 от болида "Формулы-1" Ferrari 641. Кстати, в сезоне 1990 года на этой машине Ален Прост и Найджел Мэнселл выиграли 6 гонок и взяли три "поула".

За время производства Ferrari выпустила F50 тиражом 349 штук.

Но для гражданского F50 объем мотора нарастили с 3,5 до 4,7 л ради повышения крутящего момента, который составлял 470 Нм. А мощность для увеличения надежности мотора, наоборот, понизили с "формульных" 689 до 513 л.с. (на гоночном прототипе F50 GT с мотора снимали под 750 л.с.) Но если учесть, что в "сухом" виде F50 весила всего 1,2 т, проблем с динамикой не возникло: "сотня" набиралась за 4 секунды, а максимальная скорость составляла 312 км/час. И все это – под аккомпанемент характерного и сумасшедшего "формульного" воя, обязательно послушайте его на видео внизу! 

№ 4

Jaguar XJ220

1992-1994 гг.

Держатель рекорда книги Гиннесса с 1994 по 1999 годы в категории "самый быстрый стандартный серийный автомобиль" с результатом 347 км/час. Самый быстрый серийный автомобиль Нюрбургринга с 1992 по 2000 годы. И один из самых сумасшедших, бескомпромиссных и "продвинутых" спорткаров в истории компании Jaguar. Все это – легендарная модель XJ220. Которая сначала родилась в конце 80-х годов в виде полноприводного концепта с мотором V12 от лемановского гоночного прототипа Jaguar XJR-9. Хотя в серию пошла уже совсем в другом виде.

Всего компания Jaguar выпустила 271 экземпляр XJ220, каждый из которых в начале 90-х годов стоил примерно по 470 000 фунтов стерлингов.

Гоночный 6,2-литровый V12 оказался тяжелым, а полный привод – сложным в реализации. В итоге XJ220 получил только задний привод и лишился "гильотинных" дверей, задних управляемых колес и регулируемой по высоте подвески, которые были на концепте. Мотор тоже "ополовинили": вместо V12 серийный XJ220 оснастили 3,5-литровым V6 с двумя турбокомпрессорами. А вот "донором" для постройки этого двигателя стал агрегат фирмы Cosworth от другого гоночного болида – раллийного MG Metro 6R4 из знаменитой группы В, где гонялись настоящие монстры. Вот и 550-сильный мотор серийного XJ220, выбравшись из турбоямы, тоже начинал рвать и метать: разгон до 100 км/час занимал 3,9 секунды, а максимальная скорость с катализаторами и ограничителем оборотов превышала 340 км/час.          

№ 5

Porsche Carrera GT

2004-2007 гг.

Впервые имя Carrera (в переводе с испанского – "гонка") появилось в названиях ряда машин Porsche еще в 50-е годы. Но самый навороченный Porsche под этим именем вышел уже в этом веке. И его корни тоже уходят в наработки компании по "Формуле-1" и кузовным гонкам. Для команды Footwork F1 к сезону 1992 года в Porsche создали 3,5-литровый мотор V10, но проект не пошел. Тогда в Porsche решили "перековать" этот мотор для лемановских прототипов LMP1 конца 90-х годов, увеличив его объем до 5,5 л. Но и тогда не сложилось, так как все силы компании были брошены на запуск "Кайена".   

Из запланированных 1500 Porsche Carrera GT в компании успели построить 1270 штук. Да, за рулем машины на фото - тот самый Вальтер Рерль.

Только после того, как Cayenne "выстрелил" и на счета компании потекла прибыль, в Porsche задумались о создании нового имиджевого гиперкара. Тут-то и пригодился ждавший своего часа гоночный мотор! И на свет появилась центральномоторная Carrera GT с расположенным по центру тем самым атмосферным V10, объем которого увеличили до 5,7 л. В итоге – 612 л.с. и 590 Нм, 6-ступенчатая МКПП с 2-дисковым керамическим сцеплением, задний привод, карбоно-керамические тормоза, разгон до 100 км/час за 3,9 секунды и "максималка" в 330 км/час. И тоже под характерное завывание, как у гоночного монстра…

Автор Александр Евдокимов