© Александр Евдокимов
Тест-драйвы

Тест Lada Vesta с МКПП: 5 доводов за "механику"

В предыдущих дневниках длительного тест Lada Vesta АМТ мы подробно рассказали, что такое вазовский "робот" и с чем его едят. Поэтому сегодня в нашем финальном материале про "Весту" - доводы "за" механическую КПП.

1. Машина с "механикой" – быстрее

Любителям "пришпорить" Lada Vesta с автоматизированной коробкой передач вряд ли приглянется. Несмотря на единый для обеих коробок 106-сильный мотор, машина с "роботом" заметно проигрывает во времени разгона версии с механической КПП: с АМТ он занимает долгие 14,1 сек, тогда как с "механикой" на это надо 11,2 сек.

2. "Механика" не "тупит" на переключениях

Вы, наверное, уже решили, что вся редакция АвтоВестей дружно возненавидела вазовского "робота"? Конечно, мы понимаем те плюсы таких автоматизированных механических коробок, на которые напирает и "АвтоВАЗ", и другие производители таких трансмиссией. Но нас, простите, откровенно расстроила заторможенность "робота" на переключениях передач! Чтобы было понятно, что нас так раздражало, просто приведем фрагмент из предыдущего материала про "двухпедальную" Vesta.

Доставшаяся нам "Веста" с механической КПП уже не так богата в оснащении, как побывавшая у нас ранее машина с "роботом". Мультируля нет, обивка сидений попроще, вместо мультимедийной системы с сенсорным экраном - выдержанная в икс-стиле магнитолка с монохромным дисплеем, USB-портом, слотом под SD-карту, протоколом Bluetooth и функцией hands-free.

"И вот в какой-то момент плавное "течение" в потоке сменяется необходимостью резко ускориться с хода. Давишь на газ – и вот тут вспоминаешь, что под капотом! Перед переходом на пониженную "робот" словно набирает воздуха в грудь, берясь за шестерню, как бурлак на Волге. В ответ на резкое нажатие акселератора электроника сначала обрубает тягу мотора (машина при этом словно утыкается в невидимую стену и "клюет" носом), выключает сцепление, включает нужную ступень, включает сцепление. Открываем сумочку, достаем кошелочку, закрываем  сумочку, открываем кошелочку... В итоге пауза от нажатия газа до ускорения может достигать пары секунд! И переключения "вверх" при активном разгоне тоже идут не намного быстрее. После череды таких разгонов-ускорений метафору про кивающих головой китайских болванчиков начинаешь понимать буквально…"

Цена тестовой машины

599 000

рублей

Общий расход за 3 месяца теста

8,38

л/100 км

Пройдено за время теста

3450

км

 

К слову, так "тупит" не только роботизированная КПП на Lada Vesta – ранее мы писали и про другие подобные машины. Только владельцу "Весты" с механической КПП все эти "тупления-торможения" неведомы. И скорость переключений зависит только от скорости его собственных рук! А коробка этому только помогает: передачи включаются хоть и жестче, чем на Xray, но зато почти по-ружейному четко и безошибочно.

На "Весте" устанавливается механическая коробка серии JR5 альянса Renault-Nissan. Рычаг МКПП отлично лежит в руке.

3. На машине с "механикой" удобнее управлять тягой

Из-за особенностей конструкции и настроек в машине с "роботом" приходится приноравливаться к управлению тягой двигателя. Газ хоть немного нажат – сцепление начинает включаться, газ полностью отпущен – и сцепление тоже размыкается. Помню, как из-за этого не мог сходу заехать в тесный бокс на подъеме. Пробовал несколько раз, пытаясь поймать такое положение газа, когда машине не прыгает вперед и не катится назад, а медленно ползет вперед.

С механической коробкой этот процесс проще, потому что момент схватывания дисков сцепления и газ контролируешь сам, не полагаясь на автоматику. К тому же, в пробках или вялотекущем трафике Vesta с МКПП может неторопливо ползти вперед на первой передаче с отпущенной педалью газа фактически на холостых оборотах. С "роботом" этот номер не пройдет, хотя тяги мотора хватает: стоит на ровной дороге отпустить газ, как сцепление размыкается и машина начинает замедляться.          

4. Машина с МКПП – дешевле

Хотя "робот" и был выбран как альтернатива более дорогому 4-ступенчатому автомату Jatco, Vesta на "механике" все равно хоть немного, но дешевле, чем АМТ. Так, машина с механической КПП стоит от 529 000 до 735 000 рублей. Версия с "роботом" - от 579 000 до 760 000 рублей.

 
  1. Такая, казалось бы, копеечная вещь, как очечник над водителем, предлагается только в версии Luxe.
  2. Только в "Люксе" есть и задние электрические стеклоподъемники.
  3. Фирменный резиновый поддон на полу практичнее ковриков, но его надо закрепить защелками, чтобы не ездил под ногами. Порог двери и ковролин пола прикрыты пластиковой накладкой. У Xray такой нет. 
 

Машина с кондиционером – от 554 000 рублей за "механику" и от 579 000 рублей за версию с "роботом". На разницу в ценах вполне можно прикупить покрышки по сезону или другое допоборудование. 

Примечательно и то, что "Веста" с МКПП на наших тестах оказалась еще и экономичнее. Хотя по заводским техданным машина с "роботом", наоборот, на 0,2-0,3 л экономичнее на всех режимах. Однако у нас общий расход ко всему тестовому пробегу на машине с МКПП составил 8,38 л/100 км, тогда как Vesta с АМТ получилось 8,7 л/100 км. 

5. "Механика" и в ремонте дешевле   

На Vesta с "роботом" ставится вазовская механическая КПП 2180. Только вместо рычага коробки и педали сцепления передачи по команде блока управления переключают два электродвигателя, а еще один сервопривод включает и выключает обычное фрикционное однодисковое сцепление. Все "сервохозяйство" – от немецкой фирмы ZF, которая и помогала вазовцам создавать первого "робота" в истории тольяттинского автогиганта.  

 
  1. На тестовой машине под капотом нашелся удлиненный уплотнитель...
  2. ...но мотор все равно закидывает грязью.
  3. На Vesta с "роботом" рулевой кардан был уже ржавый, но здесь все в порядке.
 

Только недавно мы выяснили, что починить "робота" - это совсем не то же самое, что починить обычную механическую КПП. Вся "засада" - как раз в этих самых сервоприводах переключения передач фирмы ZF. Производитель заявляет, что блок актуаторов – необслуживаемый, ремонту не подлежит и при "кончине" узла придется менять его целиком. А каждый такой актуатор стоит у официальных дилеров аж 56 230 рублей, плюс еще 9 350 рублей необходимо будет потратить на работы по замене и адаптации агрегата!

Отчасти утешает только то, что случаев частой "смерти" этих узлов автоматизированной коробки пока не выявлено. Да и российские умельцы традиционно подсуетятся с ремонтом таких "неремонтопригодных" агрегатов. 

Тестовая Lada Vesta досталась нам в средней комплектации Comfort Optima за 599 000 рублей. В списке оснащения - кондиционер с фильтом салона и охлаждаемым перчаточным ящиком, две фронтальные подушки, система стабилизации, подогрев передних сидений, зеркал и лобового стекла, центральный замок, сервоприводы передних стекол и зеркал.  

В общем, растоптали "робота" в пыль, скажут некоторые наши читатели. Неужели ни одного слова в защиту АМТ не скажете? Скажем, конечно! Критикуя автоматизированную коробку, повторимся, мы не забывали и о ее известных плюсах. Если сравнивать с классическим гидромеханическим автоматом, "робот" легче, конструктивно проще, экономичнее и дешевле в серьезном ремонте (особенно если чиниться у "неофициалов"). К тому же доплата за "двухпедальную" версию у Vesta вдвое ниже, чем у конкурентов - всего 25 тысяч рублей. А если бы был 4-ступенчатый автомат Jatco, который "АвтоВАЗ" сейчас ставит на Granta и Kalina, пришлось бы доплатить уже примерно в 40 000 рублей.

Однако даже в "АвтоВАЗе" явно понимают, что нынешний "робот" - это все-таки спорный и компромиссный вариант, и покупатели все равно надеются на внедрение традиционного автомата. И эти надежды, как оказалось, уже не беспочвенны. Как рассказал в интервью АвтоВестям глава автогиганта Николя Мор, "АвтоВАЗ" сейчас активно изучает возможность внедрения на Vesta такого классического автомата, причем уже 6-ступенчатого! Правда, ждать этой радости предлагается не менее 4-6 лет. Так что пока альтернативы "роботу" нет. Хотя, как признался нам Мор, в сочетании с новым 1,8-литровым мотором, который скоро получат некоторые вазовские модели, коробка АМТ работает явно лучше...      

Автор Александр Евдокимов, фото автора
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.