© Renault
Хит-парад

Хит-парад. Взлет на дачу, или Самые свирепые минивэны

"Заряжать" семейные универсалы - уже давно обычное дело. А вот еще более семейные минивэны, наоборот, считаются скучным болотом, годным только для домохозяек. Ой ли?! АвтоВести собрали некоторые ядерные образцы "заряженных" минивэнов, к которым были вовремя приложены очумелые, но талантливые тюнинг-ручки...

№ 1

Ford Transit Supervan

Великобритания

Ford Transit определенно тянет на титул самого популярного микроавтобуса для тюнинг-экспериментов. Чего только на его базе не строили! Например, заднеприводный "дрифтобус" с 440-сильным V8 от BMW M5. Или периодически выпускаемые спецверсии  от спортивных отделений самого Ford, вроде полураллийного World Rally Transit с 200-сильным дизелем… Но самым известным в истории стал Ford Transit Supervan, у которого было сразу три поколения!

Ford Transit Supervan первого поколения

Первый Transit Supervan дебютировал в 1971 году на британском гоночном треке Брэндс-Хэтч. Машину предназначалась для рекламных целей, а для компании Ford ее строила спортивная команда Terry Drury Racing. Они взяли обычный цельнометаллический Transit первого поколения с характерными круглыми фарами – и "свапнули" его, поставив по центру кузова карбюраторный 5-литровый V8 от знаменитого спорткара GT40, развивавший 400 л.с.! От GT40 также взяли 5-ступенчатую КПП, дисковые тормоза, независимые подвески и рулевое управление. Громогласно ревущий фургон производил неизгладимое впечатление на публику: невиданная для такой машины динамика (максимальная скорость - 240 км/час, да и та была ограничена только аэродинамикой кузова), огромные гоночные "слики" в расширенных арках –  и не менее огромные крены в поворотах, где "супервэн" нередко вывешивал внутреннее к дуге колесо.

Ford Transit Supervan 2

Следующее поколение Supervan появилось в 1984 году и только внешне походило на Transit второй генерации. Создатели учли ошибки первой "бешеной буханки", и Supervan 2 уже был более спортивным автомобилем. Заниженный и более обтекаемый кузов в аэродинамических "латах" был сделан из композитов, а в основе машины лежала пространственная рама от гоночного прототипа Ford C100. "Формульный" мотор Cosworth DFL V8 при объеме 3,9 л выдавал 500 л.с., коробка, тормоза и подвеска были взяты от С100, разгон до 96 км/час занимал всего 3,4 секунды, а на тестах в Сильверстоуне Supervan 2 разогнался до 280 км/час. Все, предел?

Ford Transit Supervan 3

Как бы не так! В 1994 году, ради продвижения рестайлинговой версии Transit второго поколения, на свет появился Supervan 3. Правда, по сути это был прежний Supervan 2, которому переделали кузов и форсировали мотор до 650 л.с. Аппарат весил всего 950 кг, пулял до 100 км/час уже за 3,2 секунды – и в одном из заездов, по слухам, довел пилота до потери сознания из-за перегрузок.

№ 2

Honda Odyssey Pikes Peak

Bisimoto Honda Odyssey

США

Как вы думаете, что может быть общего у американской горной гонки Pikes Peak Hill Climb и у насквозь семейного минивэна Honda Odyssey (у него даже встроенный пылесос есть) для того же рынка США? Просто в 2013 году два этих полярных явления встретились. Нет, не на парковке: данный минивэн Odyssey реально "заряжали" под эту гонку (верхнее фото)! Строить его помогало американское спортивное отделение Honda, а за руль посадили пилота кольцевой серии IndyCar Симона Пажено. Под капот поставили оснащенный турбонаддувом 3,5-литровый V6, с которого сняли 532 л.с. и 620 Нм тяги, в выпотрошенный кузов внедрили каркас безопасности, спортивные кресла и 6-ступенчатую "механику", перетряхнули подвеску, поставили тормоза Brembo, поменяли колеса…

Внешне Bisimoto Honda Odyssey выдают разве что колеса и огромный нештатный радиатор.

Круто? Нет, это только цветочки. Потому что к тюнинг-шоу SEMA 2013 года в ателье Bisimoto Engineering построило Honda Odyssey, который оказался мощнее, чем Bugatti Veyron! На стандартный 3,5-литровый двигатель V6 в Bisimoto поставили два турбокомпрессора, поменяли поршни, шатуны, впуск и выпуск, усилили трансмиссию – и в итоге выжали из мотора сразу 1 029 л.с., причем минивэн остался переднеприводным! Штатную подвеску заменили на пневматическую с регулируемым просветом, поставили в салон 6 раздельных кресел – и тоже вварили в кузов каркас безопасности. Очень нужная вещь для такого "бешеного комода", ведь его скорость, по неофициальным данным, превышает 300 км/час.

№ 3

Renault Espace F1

Франция

Ford Supervan был далеко не единственной попыткой затолкать в микроавтобус гоночный мотор. Так, в 1994 году на свет появился Renault Espace F1 – помесь одноименного минивэна с "формульным" болидом. Создавала это чудище французская инжиниринговая компания Matra, отметившая таким образом 10-летие как самой модели Espace (три поколения которой Matra и выпускала), так и участие Renault в "Формуле-1" (сама Matra  участвовала в "Королевских гонках" в сезонах 1967-1972 годов).    

Известно как минимум о двух построенных Renault Espace F1, один из которых стоит в музее фирмы Matra во Франции. Во время промоутерских компаний "гонялками" за рулем Renault Espace F1 отметился знаменитый гонщик Ален Прост, а пилот Williams Дэвид Култхард катал на бешеном минивэне своего босса – главу команды Фрэнка Уильямса.

За основу супервэна взяли карбоновое "формульное" шасси, на которое натянули усиленный кузов от Espace второго поколения. А по центру поставили 3,5-литровый мотор V10 серии RS5 от болидаWilliams-Renault FW15C 1993 года. Причем если на "формульной" машине этот мотор выдавал 700 л.с., то на минивэне стояла его версия, форсированная уже до 800 л.с.! Мотор сочетался с гоночной 6-ступенчатой полуавтоматической КПП и "выстреливал" заднеприводный минивэн до 100 км/час всего за 2,8 секунды. Максимальная скорость составляла 312 км/час, тормоза были карбоно-керамические, а на разгон до 270 км/час и полную остановку этому монстру хватало всего 600 метров. При этом машина была 4-местной: сзади стояли два раздельных кресла, а между ними торчал мотор, прикрытый прозрачной панелью.

№ 4

Toyota Sienna R-Tuned

Toyota Ultimate Utility Vehicle

США

В США у минивэна Honda Odyssey есть "заклятый друг" в лице Toyota Sienna. В стандартном виде – тоже тоска зеленая: большая, вальяжная семейная "баржа"… Но Toyota однажды решили эту машину "подбодрить". И на тюнинг-шоу SEMA 2015 года выкатили концептуальную Sienna R-Tuned (верхнее фото), которая на треке объехала на секунду по времени круга Chevrolet Camaro SS с мотором V8! Для этого штатный бензиновый V6 минивэна "накрутили" до мощности выше 300 л.с., ободрали салон до металла, выкинув задние сиденья и облегчив машину сразу на 362 кг, доработали впуск и выпуск, поставили другие колеса, тормоза – и спортивную регулируемую подвеску.

Обратите внимание: передние двери у Toyota Ultimate Utility Vehicle открываются против хода движения. 

Но если припавшую к земле Toyota Sienna R-Tuned изначально "затачивали" под трек, то представленную на том же шоу SEMA концептуальную Toyota Ultimate Utility Vehicle готовили уже как "командный центр" и автомобиль сопровождения для длительной (более 26 000 км) экспедиции Toyota Ever-Better по США. А чтобы машина, везущая на себе кучу оборудования для связи, на повисла на брюхе где-то на задворках Техаса или Алабамы, минивэн поставили на шасси от пикапа Toyota Tacoma, дополненное "грязевыми" колесами и более длинноходной подвеской. Кстати, в этот длинный поход Toyota отправила своих инженеров, чтобы они могли оказаться на месте и на дорогах своих покупателей, чтобы потом учитывать пережитое при разработке новых моделей. Может, инженеров наших автозаводов тоже куда-то отправить?   

№ 5

Volkswagen TH2RS

Германия

Этот не бросающийся в глаза "бусик" от Volkswagen может здорово удивить на старте со светофора не только соседа на обычном Polo, но и даже владельца Porsche. Потому что если на бортах минивэна нет шильдиков берлинского тюнинг-ателье TH Automobile, то сразу и не поймешь, что под "шкурой" этого Volkswagen Transporter прячется… именно Porsche! Кстати, это не новость: в музее коммерческих автомобилей Volkswagen один такой "ПоршеВаген" из 80-х годов мы уже видели. Только на фоне изделия от TH Automobile он кажется тихоходной повозкой для почтальона…

За топовую версию TH2RS (на фото) ателье TH Automobile просит около 180 000 евро. Есть модели поскромнее и подешевле - с моторами от 420 л.с., и не только с задним, но и полным приводом. В гамме есть даже 4-дверный пикап с удлиненной колесной базой.

Просто несколько цифр. Самая свирепая версия "Транспортера" от этого ателье носит индекс TH2RS (это он в зеленом на фото). На нее установлены битурбовый 6-цилиндровый "оппозит" и детали подвески от Porsche 996/997. Только сам мотор еще дополнительно "прокачан" в ателье 9ff и выдает до 800 л.с. и 930 Нм тяги. Причем все это - на заднем приводе. Разгон до 100 км/час занимает всего 4,4 секунды, а максимальная скорость достигает 311 км/час! Удивительно и то, что сам водитель сидит по центру, как в McLaren F1, а в пассажирском отсеке - четыре раздельных гоночных кресла-ковша из карбона. И яйца у пассажиров этого монстра тоже должны быть карбоновые…   

Автор Александр Евдокимов, фото фирм-производителей и speedhunters.com