© Fotostation.ru, Александр Суворов

26 июля 2016 21:35

Простые вопросы 9272

Что такое "кастер" и для чего он нужен?

О важности таких параметров как сход и развал начинающие автомобилисты зачастую узнают еще до момента получения прав. Однако в науке под названием "углы установки колес" есть еще один, третий пункт. О котором производители часто умалчивают, а автолюбители - просто не знают.

Развал и схождение обычно ходят парой и в представлении начинающего автомобилиста, и в понимании отпетого профессионала. Однако в англоязычном изложении в эту компанию часто внедряется некто третий: toe, camber and caster. Что же это за "кастер" такой? И почему автопроизводители вспоминают о нем крайне редко, хотя услышать это иноязычное слово нередко можно из уст людей, увлеченных тюнингом или быстрой ездой.

По-русски этот параметр правильно называется "угол продольного наклона оси поворота колеса". Сразу можно сделать вывод, что на подавляющем большинстве автомобилей "кастер" можно обнаружить и измерить только на передних колесах. Увидеть этот продольный наклон проще всего, если речь идет о классической схеме подвески "мак-ферсон". Если снять одно из передних колес. мы увидим, что амортизатор расположен не строго вертикально, а под определенным углом. Этот угол - и есть тот самый "кастер".

На гоночных машинах кастер заметно больше, чем на серийных: раллийный VW Polo - один из многочисленных примеров. Обратите внимание, как сильно завален амортизатор.

Автопроизводители о нем редко упоминает, так как регулировка этого параметра предусмотрена разве что на гипер-экзотических машинах вроде британских спорткаров, выпускающихся тиражом 10 штук в год. Возня с кастером - удел создателей машин, предназначенных для быстрой езды.

Дело в том, что с увеличением "угла продольного наклона оси поворота колеса" будет усиливаться эффект самовыравнивания - стремление колес встать прямо. А при агрессивных маневрах на высокой скорости этот эффект должен быть ощутимо сильнее, чем на обычной машине. Поэтому при превращении серийной машины в гоночную инженеры часто заменяют стандартные верхние опоры стоек на продвинутые, с возможностью регулировки кастера.

Обычно комплект верхних опор дает возможность регулировать и развал, и кастер.

Регулировка кастера на дорожных машинах лишена смысла. Дело в том, что увеличение угла приводит к ощутимому увеличению усилия на руле и делает реакции машины на руль более резкими, дергаными.

Инженеры давно научились просчитывать компромиссные настройки, когда и эфффект самовыравнивания имеется, и усилие на руле остается приемлемым. Причем точки эти даже на принципиально разных машинах укладываются в весьма узкий диапазон. Поэтому по "углу продольного наклона оси поворота колеса" современные автомобили отличаются не слишком сильно.

Склонность машины быстро выпрямлять траекторию особенно ценится в дрифте - на так называемых перекладках, когда на коротком отрезке идущую в глубоком заносе машину надо резко переложить в столь же глубокий занос, но в противоположную сторону.

P.S. АвтоВести до сих пор не ответили на простой вопрос, интересующий лично вас? Тогда оставьте этот вопрос в комментариях. Но не забудьте перед этим свериться с полным списком материалов этой рубрики.

Простые вопросы: как устроено зеркало заднего вида с автозатемнением Самозатемняющиеся зеркала заднего вида умеют в нужный момент темнеть и проясняться, избавляя водителя от риска ослепления позади идущими автомобилями. Что за сложные процессы происходят внутри такого простого, на первый взгляд, механизма?