© Citroen

9 июня 2016 21:00

Хит-парад 3088

Хит-парад. Не все то Volkswagen, что GTI

Знаменитая аббревиатура GTI у многих автолюбителей прочно ассоциируется с маркой Volkswagen и ее моделями Golf или Polo. Но первым ее применил вовсе не VW, и не только он ее носил. Мы вспомнили другие известные машины с приставкой GTI, которые не были "Фольксвагенами". И сюда затесался даже "АвтоВАЗ"!

№ 1

Maserati 3500 GTi

Годы выпуска: 1961-1964 гг.

Volkswagen Golf получил аббревиатуру GTI лишь в 1975 году. Но самыми первыми ее применили в начале 60-х, и не немцы, а итальянцы из Maserati. Они взяли привычное обозначение GT (итальянское Gran Turismo) и добавили к нему букву "i", обозначавшую инжекторный впрыск топлива (Iniezione на итальянском и Injection на английском). Так и закрепилось обозначение GTI или GTi, которое после больших купе уже начали лепить на все подряд.

Maserati 3500 GTi

А первой у Maserati это обозначение получила 2-местная модель 3500 GTI, выпускавшаяся в виде купе и открытого спайдера и представленная в 1960 году в Женеве. Рядная 3,5-литровая бензиновая "шестерка" получила вместо трех карбюраторов Weber у обычной версии GT механический инжекторный распределенный впрыск фирмы Lukas, который увеличил мощность мотора с 220 до 235 л.с. Кстати, эта же модель стала и первым серийным итальянским автомобилем с инжекторным впрыском.   

№ 2

Lada 1106 (21106) GTI 2.0 16V

Годы выпуска: 1997-2007 гг.

Эта "заряженная" вазовская модель с магическим обозначением GTI была самой вожделенной и загадочной "десяткой" того времени, про которую почти все слышали, но мало кто видел. Знаменитую "сто шестую" создавали в рамках омологации под автоспорт и предлагали не только обычным покупателям, но и в ГАИ и МВД. Машину выпускали мелкими партиями на фирмах "Лада-Тул" и "Моторика", сделав за 10 лет, по разным данным, всего около 170 машин.

Наш GTI выпускали в виде не только в виде седана, но и как купе (верхнее фото).

Сначала под капот ставили 2-литровый атмосферный бензиновый мотор Opel C20XE от "Калибры" мощностью 150 л.с. в паре с опелевской же 5-ступенчатой МКПП. Машина весила 1,1 т, поэтому динамика для вазовского автомобиля была ого-го какая – 9,5 секунд до "сотни" и максимальная скорость в 205 км/час! Такая Lada 1106 отличалась оригинальным обвесом кузова с антикрылом, более спортивными передними креслами и 15-дюймовые колесными дисками. Плюс расширенная колея, доработанные подвеска, тормоза и рулевая система с гидроусилителем. Сам мотор стоял на специальном подрамнике и был прикрыт снизу защитой, при этом клиренс составлял солидные 170 мм. Позднее на "наш ответ буржуям" ставили менее дорогой 2-литровый мотор от Opel Vectra и Omega, выдающий 135 л.с. Но больших объемов производства российский GTI так и не увидел. Как, кстати, и "наш ответ Subaru" в виде Lada 111 GTI 2.0 4x4.   

№ 3

Citroen СХ 25 GTI Turbo

Годы выпуска: 1984-1986 гг.

Свои GTI были и у компании Citroen. Причем на таких моделях, применение к которым "горячей" идеологии GTI смотрелось, мягко говоря, неожиданно. Самой известной такой машиной был большой и очень вальяжный с виду семейный фастбек CX, выпускавшийся с 1974 по 1991 годы. Унаследовавший, кстати, от легендарной "Богини" DS концепции обводов кузова и гидропневматической подвески.

Citroen СХ 25 GTI Turbo

И вот эту совсем не маленькую на вид "баржу" длиной 4,6 метра французы на полном серьезе пытались "разгорячить"! Сначала CX GTI получил в 1977 году 128-сильный впрысковый бензиновый мотор. Причем на таких машинах даже участвовали в ралли! Но самой ядреной была версия СХ 25 GTI Turbo, запущенная в серию осенью 1984 года. Она оснащалась 2,5-литровым бензиновым мотором с турбонаддувом отдачей в 168 л.с. и 294 Нм. Коробка передач – 5-ступенчатая МКПП, разгон до 100 км/час – за 8 секунд, и максимальная скорость в 220 км/час. Неплохо для "баржи", правда?    

№ 4

Peugeot 205 GTI

Годы выпуска: 1984-1994 гг.

Компанию Peugeot можно смело записывать в рекордсмены по числу "подогретых" моделей, носивших приставку GTI. Их было аж 9 штук: 106, 206, 207, 208,  306, 308, 309 и 505! Но самой известной и откровенно культовой среди них стала только одна – легендарная 205 GTI, которую специалисты и фанаты называют чуть ли не лучшим хот-хэтчем всех времен.

От обычных 205-х версия GTI отличалась расширителями арок под более крупные колеса, агрессивными бамперами, широкими молдингами на дверях, а также заниженной подвеской с более жесткими пружинами.

Выпускать 205 GTI начали в 1984 году и на первых порах она оснащалась 1,6-литровым мотором в 105 л.с., который позднее форсировали до 117 л.с. С 1986 года параллельно начали выпускать машину уже с 1,9-литровым мотором в 122 л.с. (с катализатором). От 1,6-литрового собрата эта модель отличалась не только более мощным мотором, но и дисковыми тормозами "по кругу", сиденьями с кожаными вставками и 15-дюймовыми колесами. Кстати, несмотря на почетный возраст, 205 GTI остается для Peugeot эталоном управляемости, с оглядкой на которого до сих пор настраивают современные хот-хэтчи компании.

№ 5

Nissan Pulsar/Sunny GTI-R

Годы выпуска: 1990-1995 гг.

Обозначение GTI носили не только "европейцы", но и "азиаты". В частности – Nissan. Самой знаменитой у которого остается "заряженная" модель GTI-R в кузове N14 модели Pulsar (он же Sunny для Европы), созданная в рамках омологации под раллийную группу А.  

От обычной трехдверки GTI-R отличался большим антикрылом и "горбом" воздухозаборника на капоте. За все время выпуска с конвейера сошли, по разным данным, от 12 000 до 15 000 "Пульсаров" (верхнее фото) и менее тысячи моделей Sunny GTI-R для Европы.

Этот 3-дверный хот-хэтч оснащался 2-литровым турбомотором, развивавшим 227 л.с. и крутящий момент в 280 Нм. Причем машина была полноприводная, за счет чего и "пуляла" до 100 км/час всего за 5 секунд, а максимальная скорость составляла 232 км/час. А еще у данной модели было две версии. "Дорожное" исполнение RA имело в базовом оснащении кондиционер, АБС и электропакет. Но самой крутой была "омологационная" версия RA, из которой все вышеуказанное было выкинуто для снижения веса (минус 30 кг и снаряженная масса в 1,19 т), передаточные числа в коробке были "короче", а в переднем ведущем редукторе стоял самоблокирующийся дифференциал. Так что было, чем ответить "Фольксвагену"!

Автор Александр Евдокимов, источники фото Google, autowp.ru и фирмы-производители