© SsangYong
Хит-парад

Хит-парад. Внедорожники, которые "опаркетились"

Фанатов Jeep Wrangler сейчас чем только не пугают: грозили убрать у преемника мосты и раму, сделать алюминиевым кузов… Теперь обещают атмосферный V6 заменить на турбо и 4 цилиндра. АвтоВести вспомнили другие внедорожники, которых со сменой поколений уже изменили - в "паркетную" сторону.

Традиционные внедорожники, не пасующие на бездорожье, отступают под натиском кроссоверов: эти новомодные машины легче (а значит экономичнее), лучше рулятся, комфортнее едут по асфальту и т.д. А внедорожные таланты машины сегодня нужно немногим, которые основную кассу продаж не делают. Вот и превращаются заслуженные и легендарные внедорожники "с именем" в "паркетные" поделки...

№ 1

Ford Explorer

Годы выпуска как внедорожника: 1990-2010 гг.

Ford Explorer – один из американских долгожителей в стане вседорожников. Первое поколение, построенное на узлах и агрегатах пикапа Ranger, начали выпускать в 1990 году (верхнее фото). Всего этот рамный внедорожник прожил четыре поколения, причем в трех из них предлагали еще и механическую КПП Mazda. Последняя, четвертая генерация, выпускалась в 2005-2010 годах, и конструкция была чин по чину: рама, "понижайка", неразрезной задний мост и подключаемый передний мост. Базовым мотором был 4-литровый V6, а для любителей побольше предлагался такой же 4,6-литровый V8, как и у "Мустанга".

Ford Explorer четвертого поколения - последний "Эксплорер", который еще можно было назвать внедорожником.

Но мода на кроссоверы добралась и до него. Глядя на почти "чешущий" землю передний бампер "Эксплорера" пятого поколения (выпускается с 2010 года), непонятно, как вообще на нем съезжать с дороги. А если и съехал, то уже надо осторожничать: прежней высокой посадки кузова нет, рамы нет, пониженной тоже нет, а подключающую передний ведущий мост многодисковую муфту можно и перегреть. Короче, еще один "паркет". После недавнего рестайлинга передний бампер ему все же малость подпилили. Но, тестируя такой Explorer в Чечне, на бездорожье мы уже соваться опасались…  

№ 2

Kia Sportage и Sorento

Годы выпуска как внедорожника: 1993-2011 гг.

Сейчас не все помнят, но первое поколение известного Kia Sportage было полноценным внедорожником! Рама, жестко подключаемый передний мост (part-time) и балка-мост сзади, пониженная передача в раздатке… Эту более комфортную и мощную корейскую альтернативу "Ниве" выпускали с 1993 года и до середины 2000-х годов, причем не только в Корее, но и в Германии на заводе Karmann, а также на калининградском "Автоторе", который, собственно, стал последним местом производства этой модели. Оснащали Sportage тремя маздовскими бензиновыми и дизельным моторами объемом 2 л в паре с 5-ступенчатой МКПП или 4-диапазонным автоматом.

Первое поколение Kia Sportage выпускалось в трех кузовах: "пятидверка" с коротким или удлиненным (Sportage Grand) багажником, а также экзотический 3-дверный кабриолет с откидным мягким верхом (верхнее фото).

По таким же канонам было сделано и первое поколение среднеразмерного Kia Sorento. Тоже рама, неразрезной мост сзади, пониженная передача, но только полный привод был двух видов: с жестким подключением переднего моста, и автоматическим - через блокируемую муфту. А еще у первого Sorento была куча двигателей: 2,5-литровый дизель, базовая бензиновая "четверка" в 2,4 литра, а также V6 объемом 3,3, 3,5 и 3,8 литра. Плюс 5-ступенчатая "механика" и два автомата (4, а позднее и 5 ступеней).   

Первое поколение Kia Sorento выпускали с 2003 по 2010 годы в Корее, а в 2007-2011 годах – в России, на "ИжАвто".

Но со сменой поколений вся эта внедорожная тема закончилась и превратилась в городской "паркет". И Sportage, и Sorento, начиная со второй генерации, лишились рам, "понижаек" и неразрезных мостов. Основной привод стал передним, а задний ведущий мост подключается автоматически через муфту. По бездорожью так беззаботно, как раньше, уже не полазаешь. 

№ 3

Nissan Pathfinder

Годы выпуска как внедорожника: 1985-2012 гг.

Первое поколение "Следопыта" (он же Terrano) появилось в модельной гамме Nissan еще в 1985 году. Причем сначала этот внедорожник, построенный на базе пикапа, выпускали только в стильном двухдверном кузове, а пятидверки пошли только через 4 года. Сделан он был по привычным канонам (рама, "понижайка", балка-мост сзади) и только во втором поколении (1995-2004 годы) ниссановцы пытались отойти от них, сделав несущий кузов с интегрированной в него рамой.

Третье поколение Nissan Pathfinder после последнего рестайлинга 2010 года.

Но в третьем поколении Pathfinder японцы снова вернулись к кузову на отдельной раме, хотя заднюю подвеску ради улучшения управляемости на асфальте и сделали независимой. Зато во внедорожном арсенале числилась даже жесткая блокировка заднего межколесного дифференциала! Однако с появлением в 2013 году четвертого Pathfinder все кардинально изменилось. И подтянутый внедорожник превратился в оплывший городской кроссовер с несущим кузовом, успев получить прозвище "машина для домохозяек". Вместе с рамой из нового Pathfinder выкинули дизели, механические КПП и гидромеханические автоматы, заменив все это на вариатор, единственный в моторной гамме бензиновый V6 и гибридную версию с 2,5-литровым компрессорным мотором. Последний гвоздь в крышку забили в 2013 году, выпустив новый Nissan Terrano. Который оказался банально перелицованным Renault Duster. Дальше осталось добить и "опаркетить" только Patrol…     

№ 4

SsangYong Actyon

Годы выпуска как внедорожника: 2005 и п.н.в.

Когда в 2005 году корейский SsangYong запустил новый внедорожник Actyon, мнения о нем разделились. Одним очень своеобразный дизайн и пропорции с обрубленной кормой нравились. Другие считали, что это не дизайн, а страх Божий. В любом случае, внешность точно получилась не скучной! Зато в конструкции обошлись без экспериментов, тут сплошная классика: рама, жестко подключаемый полный привод с пониженным рядом и неразрезной мост сзади. Под капотом – лицензионные мерседесовские 4-цилиндровые бензиновые и дизельные моторы в сочетании с МКПП и автоматами. Еще бы клиренс под "мордой" побольше, а так получился вполне приличный внедорожник с удобным форм-фактором. Причем автомобиль пришелся ко двору и тем, кто с дороги съезжает нечасто, и тем, кто без бездорожья жизни не мыслит и не ленится эту машину дополнительно "строить" под выезды "в поля".  

В Казахстане рестайлинговый SsangYong Actyon выпускают под именем Nomad ("кочевник").

А вот появившийся в 2010 году новый Actyon (на других рынках его также называют Korando) с внедорожником уже имеет мало общего. Кузов – несущий, все подвески – независимые и "заточенные" под асфальтовую управляемость и комфорт, пониженного ряда нет, а задний мост подключается муфтой. Кстати, этот Actyon в Россию пока и вовсе не завозят – сказались кризис и спад продаж, несмотря на производство модели в России.

Но еще хуже, что из-за нового кроссовера Actyon из России зачем-то убрали одноименный внедорожник. Что мешало продавать их параллельно? Да-да, рамный внедорожник Actyon  до сих производится и продается в некоторых странах! Например, в Китае. Да что далеко ходить? Под именем Nomad его сегодня выпускают в соседнем Казахстане, где он стоит от $12 000. До кризиса даже были планы по их ввозу в Россию (и при хорошей цене спрос явно был бы), но дело заглохло.    

№ 5

Suzuki Vitara

Годы выпуска как внедорожника: 1988 и п.н.в.

Этот знаменитый "проходимец" появился в модельном ряду Suzuki в 1988 году. Носил разные имена (Escudo, Sidekick, Tracker), выпускался под разными марками (Chevrolet/GMC, Mazda, Geo, Santana) и имел все атрибуты внедорожника: рама, "честный" полный привод, неразрезной мост, пониженная передача, высокий клиренс. Так что эти машины разных годов выпуска и степени "тюнингованности" до сих пор встречаются на внедорожных покатушках.  

Нынешняя Grand Vitara выпускается не только в пятидверном, но и в трехдверном кузове.

Но к третьему поколению, которое выпускается с 2005 года, Vitara заметно "опаркетилась": все подвески сделали независимыми, а старую добрую раму заменили на схему unibody, где усиливающие лонжероны вварены в сам кузов. Хорошо хоть пока остались "понижайка" и постоянный полный привод с жесткой блокировкой межосевого дифференциала. И сама Grand Vitara пока еще выпускается, хотя уже представлена новая Vitara, которая являет собой чистый городской "паркетник". При этом будущее "старой" Grand Vitara туманно, держится она только за счет нескольких рынков сбыта и если ее все же отправят на покой, то из внедорожников у Suzuki останется только немолодой малыш Jimny на раме и мостах. Его вроде пока не трогают. Надолго ли?

Автор Александр Евдокимов, фото компаний-производителей