© McLaren
Хит-парад

Хит-парад. Машины, где сидят "не как у всех"

Казалось бы, что необычного может быть в том, как пассажиры сидят в машине? Однако в истории автопрома есть немало автомобилей с нетрадиционной схемой посадки. АвтоВести вспомнили самые известные образцы, где пассажиры сидят "не как у всех".

№ 1

Subaru Brat

Садись в кузов, брат!

Думаете, в открытом грузовом кузове возить людей нельзя, если только это не суровые военные, которым можно? Как бы не так! Например, в истории компании Subaru была одна модель, где люди ездили в грузовом отсеке вполне легально. Машина эта звалась Brat (один из вариантов перевода – "сорванец", "проказник") и представляла собой легкий двухдверный купе-пикап типа coupe utility ("утилитарное купе"), вроде знаменитого Chevrolet El Camino.

Subaru Brat (он же 284, Brumby, Shifter, MV, Targa и MPV на разных рынках) выпускался с 1978 года, в США импортировался до 1987 года, а в Европу, Австралию и Латинскую Америку его поставляли аж до 1994 года. Полноприводный пикапчик оснащался бензиновыми "оппозитами" объемом 1,6 и 1,8 л (была и версия с турбонаддувом).

Созданный на агрегатах универсала Leone, полноприводный Brat делался с прицелом на американский рынок. Да вот незадача: в 1963 году США ввели знаменитый "куриный налог" (chicken tax), по которому ввозимые в Америку легкие грузовики облагались "защитной" таможенной пошлиной в 25% (знакомо, правда?). Но в Subaru нашли лазейку. Они просто поставили в грузовой кузов два дополнительных сиденья с ремнями безопасности – и сертифицировали пикап Brat как пассажирский автомобиль, пошлина на который составляла всего 2,5 процента!      

№ 2

BAC Mono

Спорткар для эгоиста

Двухместные автомобили часто называют "машинами для эгоистов". Врут. Потому что в настоящем эгоист-каре, простите за тавтологию, нет места для второго места! Как, например, в спорткаре Mono от британской фирмы Briggs Automotive Company (BAC), где уже даже по названию ясно, что это тачка для одного человека. Который в гордом одиночестве сидит по центру, как в настоящем болиде для кольцевых гонок. Причем водительское кресло и рулевое колесо подгоняют под анатомические особенности каждого конкретного будущего владельца.

В конструкции BAC Mono хватает гоночных решений. У двигателя – сухой картер, кузов построен на стальном пространственном каркасе с карбоновыми панелями, а подвеска с регулируемыми амортизаторами Sachs сделана по схеме pushrod с толкающими штангами. Коробка передач – 6-ступенчатая полуавтоматическая "секвенталка" Hewland с электропневматическим переключением.

Хотя BAC Mono имеет чисто трековую ориентацию, он полностью легализован для езды по дорогам общего пользования. И если что, то на светофорных гонках Mono "порвет" многих. Потому что в сухом виде он весит всего 580 кг, оснащается 2,5-литровым бензиновым атмосферным мотором отдачей в 305 л.с. и имеет соотношение мощности к весу 525 л.с./т. Максимальная скорость, возможно, и не поразит (272 км/час), но на разгон до 97 км/час эта "карманная ракета" тратит всего 2,8 секунды. Цена? Примерно от 175 000 евро.

№ 3

McLaren F1

Для троих смелых

Легендарный среднемоторный суперкар McLaren F1 вмуровал свое имя в историю и пантеон автомобильной славы еще при жизни. Детище конструктора "Формулы-1" Гордона Мюррея тогда казалось самолетом с колесами, и до сих пор способности этого гиперкара вызывают восхищение! Первый серийный автомобиль с монококом, целиком сделанным из карбона, и снаряженная масса чуть более 1,1 тонны. Атмосферный 6,1-литровый мотор V12 от BMW Motorsport отдачей в 627 л.с. и 6-ступенчатая МКПП с 3-дисковым карбоновым сцеплением. И золотая фольга в моторном отсеке в качестве теплоотражателя!

McLaren F1 выпускали с 1992 по 1998 годы и за это время сделали всего 106 штук, тратя примерно по 3,5 месяца на каждую. Всего произвели 64 "дорожных" спорткара, 28 гоночных модификаций GTR и 14 прототипов, среди которых были 5 облегченных и форсированных до 689 л.с. спецверсий LM в честь побед McLaren F1 GTR в Ле-Мане.

С момента рождения и до появления Bugatti Veyron именно McLaren F1 носил титул быстрейшего серийного автомобиля планеты. Разгон до 100 км/час занимал у него 3,6 секунды, а максимальная скорость составляла рекордные на тот момент 372 км/час. Да и то лишь потому, что ограничитель оборотов мотора был установлен на 7500 об/мин. Без этого ограничителя в апреле 1998 года McLaren F1 сумели разогнать почти до 391 км/час! Но самое любопытное, что владелец F1 мог поделиться безумием своего гиперкара не с одним, а сразу с двумя пассажирами, что совершенно нетипично для подобных автомобилей! Потому что в F1 водитель сидит в центре, а еще два смельчака располагаются по бокам и чуть позади него. И хорошо, если пассажиры попались не слабонервные. Ведь страхующая электроника в F1 отсутствовала (нет даже усилителей руля и тормозов!), и водитель был с этим зверем один на один…

№ 4

Geely GE

Трономобиль

Принято считать, что два задних раздельных кресла в представительских автомобилях и лимузинах – это круто, особый шик. Но по-настоящему круто – это когда сзади такое кресло всего одно, для главного пассажира. Так думали в том числе и в китайской компании Geely, когда в 2008 году представляли концептуальный лимузин GE, где сзади стояло одно кресло-трон, дающее пассажиру просто царский простор и комфорт!

Над головой пассажира Geely GE есть даже "звездный" потолок, явно "слизанный" у Rolls-Royce. Но стоимость несопоставима: у Geely GE предварительно заявленные цены не дотягивали даже до $50 000.

Правда, с первым угловатым Geely GE вышел конфуз. Компания Rolls-Royce углядела в GE почти неприкрытую копию своего "Фантома", поднялся шум… Поэтому к 2010 году дизайн скандальной машины изрядно переделали. А вот огромные габариты фактически не изменились: длина – почти 5,4 метра, колесная база – 3,1 метра. Под капотом - предположительно мотор V6, поскольку GE пока только планируется производить.

№ 5

Tramontana

Езда тандемом

Кто сказал, что в автомобиле пассажиры могут сидеть только рядом с водителем? Инженеры из компании испанской компании Tramontana, выпускающей одноименные суперкары, тоже так не думают. Поэтому водителя и пассажира они посадили тандемом, то есть друг за другом. Похоже на мотоциклетную посадку, но еще ближе сравнение с авиацией, где второй пилот сзади и выше первого. Только в случае с автомобилями такая посадка работает, в том числе, на равномерное распределение веса и удобство компоновки агрегатов.

Спорткары Tramontana могут быть как с открытым, так и с закрытым кузовом. В год строят всего по несколько десятков машин (точная цифра не афишируется) под конкретного заказчика. Цена - около $500 000 год ожидания.

При этом по своим данным спорткары Tramontana вполне сойдут за наземный самолет. Так, сегодня для самой "слабой" версии заявлен атмосферный бензиновый V10 объемом 5,2 л и мощностью 600 л.с. А вот самая безумная модель под именем XTR, появившаяся в 2015 году, оснащается мерседесовским V12 с двумя турбокомпрессорами и работает в связке с роботизированной КПП. При объеме 5,5 л мотор выдает 888 л.с. и 920 Нм тяги, сама машина весит всего около 1,3 тонны, так что динамика получается просто пушечная: максимальная скорость составляет 350 км/час, а разгон до 100 км/час занимает менее 3,5 секунд.  

Автор Александр Евдокимов, источники фото autowp.ru, фирмы-производители, Google