© Mercedes-Benz
Хит-парад

Хит-парад. Граждане спортсмены, или "Дорожные" версии гоночных монстров

Поставить себе в гараж кольцевой спорт-прототип или ралли-рейдового монстра? Ничего невозможного: автопроизводители уже давно выпускают для "гражданских" специальные "дорожные" версии своих гоночных болидов. Вариантов много, всех не охватишь, так что АвтоВести вспомнили самые известные из них.

Создание "гражданских" версий гоночных монстров, которым официально разрешена езда по дорогам общего пользования, всегда преследует цель номер один. Это получение так называемой омологации (или, проще говоря, допуска) гоночного автомобиля для выступления в определенном классе автоспортивной дисциплины. Потому что в зависимости от этого самого класса, производителя гоночного автомобиля часто обязывают выпустить в свободную продажу заданную по объему партию машин, чтобы на их примере подтвердить некоторую "серийность" применяемых в "боевой" машине технических решений. 

В принципе, создание "дорожной" (road legal) версии гоночного автомобиля технически не слишком сложно и проходит по упрощенной процедуре сертификации. Спартанский интерьер "декорируется" травмобезопасными панелями и более цивильной отделкой, ставятся разные блага цивилизации вроде кондиционера или хорошей аудиосистемы, двигатель "подкручивается" в плане экологии и оснащается не таким громогласным выхлопом, чтобы не пугать прохожих.

Правда, в силу мизерности объема производства и заоблачной конечной цены, выпуск подобных машин всегда идет в убыток производителю. Зато эти слегка "причесанные" чудища всегда привлекают к себе массу внимания фанатов и прессы, рекламируя инженерный потенциал изготовителя. И в этом случае, имидж - все!      

№ 1

Dodge Charger Daytona

Годы выпуска: 1969

Странный "нос" клином, словно снятый с другой машины и наспех прилепленный в гараже, огромное несуразное антикрыло, наклейки по кузову… Нет, это не "колхоз-тюнинг". Так выглядит один из самых знаменитых и редких спорткаров Америки, и имя ему – Dodge Charger Daytona. Его представили в 1969 году как срочный ответ "Крайслера" на доминирование более обтекаемых Ford и Mercury на скоростных овальных треках гоночной серии NASCAR.

Из 503 выпущенных Dodge Daytona только 70 штук (сейчас они самые редкие и ценные) оснащались 7-литровым мотором Hemi V8 с двумя карбюраторами, который показывал на стенде около 433 "сил" и 640 Нм. Остальные оснащались 7,2-литровым мотором Magnum V8 с одним карбюратором, развивавшим "всего" около 375 л.с. 

Появлению Charger Daytona предшествовали долгие исследования в аэродинамической трубе. После которых автомобиль и обзавелся тем самым острым стальным "носом" (он давал очень низкий коэффициент лобового сопротивления) и огромным антикрылом, которое увеличивало прижимную силу и повышало устойчивость автомобиля на высоких скоростях. Кстати, именно из-за антикрыла за Daytona закрепилось прозвище "Крылатые воины". И эффект от аэродинамики не заставил себя ждать: новая машина сходу выиграла две гонки в 1969 году, и еще 4 – в 1970 году. А еще в 1970 году гоночный Charger Daytona стал первым в истории NASCAR болидом, который перешагнул за отметку в 200 миль/час (320 км/час).

Громить соперников в NASCAR модели Dodge Charger Daytona помогал его "брат" Plymouth Road Runner Superbird, который выпускался только в 1970 году и оснащался аналогичными агрегатами. Но из-за изменения спортивного регламента в том же году, для омологации гоночной версии пришлось выпустить уже не 500, а почти вчетверо больше "Супер-птиц".    

Для допуска Dodge Charger Daytona к гонкам полагалось выпустить партию из более, чем 500 "дорожных" машин для свободной продажи в частные руки. Chrysler выпустил 503, взяв за основу серийный Charger R/T 1969 года. И сейчас каждая из этих машин – раритет, за которыми сейчас охотятся и за которые на аукционах платят сотни тысяч долларов. Потому что уцелели не все и не со всех "Дайтон" их владельцы сдували пылинки. Например, в конце 2015 года в штате Алабама нашли полусгнивший заброшенный Charger Daytona, который несколько десятилетий простоял в сарае…    

№ 2

Lancia Stratos HF Stradale

Годы выпуска: 1973-1975

Знаменитый ралли-кар Lancia Stratos HF (High Fidelity, то есть "высокая точность"), нарисованный в ателье Bertone не менее известным дизайнером Марчелло Гандини, был представлен в виде прототипа еще на Туринском автосалоне 1971 года. Причем Stratos не только сразил всех своим дизайном, но и открыл новую эру, став первым автомобилем, изначально созданным для раллийных первенств. В которых эта модель более, чем преуспела, выиграв подряд три раллийных чемпионата WRC с 1974 под 1976 годы.

В 2010 году была сделана попытка возродить Lancia Stratos. Тогда итальянское кузовное ателье Pininfarina сделало реплику "Стратоса" для немецкого бизнесмена Михаэля Строшека. В качестве "донора" платформы и мотора была использована Ferrari F430. Но в Ferrari отказались официально помогать своими технологиями, что и похоронило всю затею.

Для омологации новой Stratos HF к чемпионату сезона 1974 года производитель должен был выпустить 500 серийных машин. Но в 1975 году правила переписали, снизив количество требуемых машин до 400. К дебютному раллийному сезону 1974 года Stratos HF допуск все же получил, однако один из функционеров FIA, принимавший машины на заводе, позже признался, что нужное для омологации количество машин в Lancia к сроку построить так и не успели. Ходила байка, что приемщикам показывали одну и ту же партию машин, просто переставляя их местами, когда проверяющие уходили на обед…

По схожим со Stratos лекалам в середине 80-х Ford создавал RS200 для "отмороженной" раллийной группы В: маленький, легкий кузов с пластиковыми панелями, мощный мотор по центру... Правда, привод был уже полный, мотор - 4-цилиндровый Cosworth с турбонаддувом. На "гражданских" машинах 1,8-литровый движок выдавал 250 л.с., на раллийных - под 450. Под омологацию сделали 200 "дорожных" RS200, из которых 24 были переделаны в еще более "дикую" версию Evolution с мотором 2,1 л и потенциалом под 650 л.с.!    

Как бы то ни было, до 1975 года в Lancia построили 492 "дорожные" версии Stratos HF, которые получили приставку Stradale ("дорога") в названии. Как и раллийная модификация, Stratos HF Stradale имела стеклопластиковый кузов на стальном пространственном каркасе, задний привод и центральномоторную компоновку с поперечно установленным 2,4-литровым V6 от Ferrari Dino 246 GT/GTS. Правда, для Stradale его дефорсировали до 190 л.с., но сама машина весила всего 980 кг, так что мотора вполне хватало для разгона до 100 км/час за 6,8 и набора максимальной скорости в 232 км/час.

№ 3

Mercedes-Benz CLK-GTR

Годы выпуска: 1998-1999

Этот гоночный болид спортивное отделение Mercedes-AMG строило под топовый класс GT1 нового кузовного чемпионата FIA GT, который начали проводить в 1997 году. Но по правилам, требовалась омологационная партия "гражданских" машин минимум в 25 штук. Первую построили в том же 1997 году, но эта машина так и осталась у Mercedes-Benz. Поэтому между зимой 1998 и летом 1999 годов сделали еще 25 "дорожных" машин, который мало чем отличались от гоночного спорт-прототипа. Чтобы было комфортнее, поставили кондиционер, пару "бардачков", добавили кожаную отделку, а чтобы машина не пугала владельца каждую секунду своим диким нравом, внедрили противобуксовочную систему.

Из 26 построенных "гражданских" Mercedes-Benz CLK-GTR, два были с правым рулем (родстер и купе). Их построили для султана Брунея Хассанала Болкиаха, а в 2009 году продали на аукционе в Лондоне: родстер ушел почти за $974 000, купе – почти за $825 000.

Но в остальном сохранился сплошной гоночный хардкор! Осталась центральномоторная компоновка, независимые подвески на двойных рычагах с толкающими штангами амортизаторов (push-rod) и алюминиево-карбоновый монокок. Атмосферный мотор V12 объемом 6,9 л выдавал 611 л.с. и 775 Нм тяги. Двигатель работал в паре с 6-ступенчатой секвентальной КПП, "пулял" машина весом 1,4 тонны до 100 км/час всего за 3,8 секунды, а максимальная скорость составляла 344 км/час! Была еще более зверская версия CLK-GTR Super Sport с 7,3-литровым V12 отдачей в 664 л.с. и 786 Нм (ехал до 100 км/час за 3,5 секунды), но с таким мотором сделали всего две машины (под порядковыми номерами 3 и 17).  

Почти одновременно с CLK-GTR появился Porsche 911 GT1 Straßenversion – "уличная" версия одноименного гоночного болида для Ле-Мена и серии FIA GT. Шестицилиндровый оппозитный битурбомотор объемом 3,2 л развивал 544 л.с., в "сухом" виде машина весила 1150 кг, разгон до 100 км/час занимал 3,9 секунды, а максимальная скорость составляла 308 км/час. Выпустили всего две машины.

"Гражданский" CLK-GTR оценили в сумму более $1,5 миллиона, из-за чего он даже попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в мире серийный автомобиль того времени! Всего выпустили 26 машин, из которых 20 были в кузове купе, а еще 6 CLK-GTR – в виде родстера (верхнее фото). Практически все машины разошлись по частным коллекциям.    

№ 4

Mitsubishi Pajero Evolution

Годы выпуска: 1997-1999

Разумеется, "гражданские" версии спортивных болидов строили и строят не только из шоссейно-кольцевых автомобилей. Ведь есть желающие носиться на крутых тачках не только по асфальту, но и вне его. И тут нет равных подготовленным внедорожникам и прототипам, которые "гоняются" в ралли-рейдах вроде знаменитого марафона "Дакар". Ведь их конструкция и запас прочности позволяют "валить" по серьезному бездорожью практически на легковых скоростях. Оставалось только дождаться, когда кто-то решится сделать "гражданскую" версию такого "внедорожного спорткара".

От обычного "Паджеро" версия Evolution, выпускавшаяся только в трехдверном виде и с правым рулем, отличалась оригинальным обвесом кузова и расширителями колесных арок под более крупные покрышки 265/70 R16. Капот с воздухозаборниками у "Эвика" тоже свой, алюминиевый, днище прикрыто дополнительной защитой. В салоне –  спортивные "ковши" Recaro.

И прецеденты были. Так, к концу 90-х годов подсуетилась Mitsubishi. Чтобы заявиться в категорию Т2 (спортивные болиды на базе серийных автомобилей) ралли-марафона "Дакар", компании тоже требовалось выпустить партию "гражданских" машин для получения омологации на машины "боевые". Так в 1997 году и появился легендарный Pajero Evolution, который выпускали до 1999 года, сделав в общей сложности 2500 машин. И от обычного серийного Pajero спецверсия Evolution отличалась кардинально!

Штатный бензиновый 3,5-литровый мотор V6 серии 6G74 был форсирован под 280 л.с. (348 Нм) и сочетался как с механической, так и с автоматической КПП с ручным режимом. Для повышения управляемости и энергоемкости вся подвеска была полностью переделана. У обычного Pajero – независимая схема с торсионами спереди и мост на пружинах сзади. У Pajero Evolution – уже пружинная подвеска с двойными рычагами спереди и независимая "многорычажка" сзади. Плюс расширенная колея, другие пружины и амортизаторы, постоянный полный привод Super Select, но с "самоблоком" на задней оси вместо обычной жесткой блокировки. И все это ехало до 100 км/час менее, чем за 8 секунд и лишь немного не дотягивало до 200 км/час! Кстати, немало "Эвиков" через Дальний Восток неофициально завозили и в Россию. И эти машины до сих пор встречаются у нас в продаже.        

№ 5

Bowler EXR-S

Годы выпуска: с 2010

Британская компания Bowler еще с 1985 года строит спортивные внедорожники для ралли-рейдов (в том числе и для "Дакара"), используя узлы фирмы Land Rover, с которой в 2012 году даже заключили договор о сотрудничестве. Известность этой компании ранее принесли болиды Wildcat ("дикая кошка"), "выведенные" из агрегатов серийного Land Rover Defender. Но сейчас у компании есть еще более ядреная модель собственной разработки, которая предлагается и в гражданском исполнении.  

В основе EXR-S – укороченная и доработанная рама от серийного Range Rover Sport с интегрированным каркасом безопасности. От внедорожников компании Land Rover также взяты моторы, элементы рулевого управления и независимых подвесок. Кузовные панели – оригинальные, из легких композитных материалов. В цену машины уже входят 2-зонный "климат", аудиосистема, подогревы стекол и зеркал, электрический ручник.

Сначала этот появившийся в 2007 году ралли-рейдовый аппарат назывался Nemesis ("Немезида"). Сейчас его гоночная версия носит менее звучное имя EXR, а представленная в 2010 году модель для дорог общего пользования называется EXR-S. Причем по некоторым своим данным она даже превосходит своего чисто спортивного собрата! У того под капотом стоит атмосферный 5-литровый V8, который выдает "всего" 300 л.с. и 580 Нм. Однако "гражданский" EXR-S оснащается уже компрессорным V8, который выдает 550 л.с. и 625 Нм момента! В итоге EXR-S разгоняется до 100 км/час за 4,2 секунды (EXR – за 3,8), а максимальная скорость равна 250 км/час (у EXR – 225 км/час).

Рейдовый EXR оснащается гоночной секвентальной КПП фирмы Sadev, его "дорожная" версия – 6-ступенчатым автоматом ZF с подрулевыми переключателями. У EXR – одноступенчатая раздатка и самоблокирующиеся дифференциалы. У EXR-S раздатка уже с пониженной передачей, а блокировками "диффов" заведует электроника. Подвески у обоих – независимые, на сдвоенных рычагах, но у EXR-S более простые амортизаторы Bilstein, хотя ходы подвески больше: 285 мм против 250 мм у EXR, который "зажат" регламентом FIA. Цена? EXR-S обойдется почти $223 000, и это без налогов и самовывозом с фабрики. В списке опций – 6-точечные ремни безопасности, более энергоемкие настраиваемые амортизаторы Donerre, усиленный каркас безопасности и даже гидродомкрат, поднимающий машину для облегчения обслуживания или замены колес (штатные на 22 дюйма, опционные - на 18 или 20 дюймов).       

Автор Александр Евдокимов, источники фото autowp.ru, фирмы-производители, Google