© Александр Евдокимов
Тест-драйвы

Тест-драйв Haval H8: ответы на вопросы

Подаваемый как "премиум" кроссовер Haval H8 – живой пример, до какого уровня развилась породившая его компания Great Wall, начинавшая с грузовиков и пикапов всего-то в 1984 году. Н8 вышел заметным и неоднозначным, вызвав у наших читателей немало споров и еще больше вопросов. Будем разбираться.

" -Эй, на "Фольксвагене", забирайте машину, все готово!" - автомойщик, натиравший бока тестовому Haval H8, тоже попался на эту дизайнерскую удочку, приняв "китайца" за "немца". А узнав, что перед ним за аппарат, удивленно ходил вокруг машины, пытаясь правильно приладить ударение к названию на решетке радиатора. Таких удивленных за время теста Н8 мы видели немало. И во внешнее сходство с Volkswagen Touareg (может и висел его плакат в дизайн-центре Haval, кто ж знает…) только ленивый не ткнул.

Минимальная цена

2 050 000

Максимальная цена

2 100 000

 
 

Но, несмотря на свою "похожесть", Н8 получился нахально-приметным и неожиданным для "китайца", вызвав бурную реакцию и массу вопросов. Ведь самой компании Great Wall всего чуть больше 30 лет от роду – и вдруг в марте 2014 года она презентует новый бренд Haval и дерзко заявляет его не куда-то, а сразу в премиум-класс! Да-да, "премиум" от той самой Great Wall, которая ранее прославилась у нас утилитарными внедорожниками Н3/Н5 – сборной "солянкой" из рамного шасси от Toyota 4Runner второго поколения, лицензионными моторами Mitsubishi и кузовом а-ля Isuzu Axiom. И пусть с дебютным Haval H8 у китайцев получилось не все и не везде, по нему сразу видно, что последние лет 10 в Great Wall не сидели, сложа руки. Чтобы подкрепить свою первую заявку на премиум чем-то еще, кроме смеси амбиций и нахальства.             

?

Вопрос от nick_ultrex (Instagram)

Запах в салоне, обзорность, эргономика рабочего места? 

Времена характерных фенольных миазмов в интерьерах "китайцев" постепенно уходят в прошлое. Вот и в салоне Н8 пахнет работой над ошибками, качественными мягкими пластиками на торпедо и дверях и приятной кожей на сиденьях. По сравнению с недавней эволюцией Great Wall H3 Turbo – это даже не шаг, а скачок на другой уровень по отделке!

Диски на 19 дюймов, подножки, релинги на крыше, биксеноновые фары с омывателем - все это входит в комплектацию Elite, в которой Haval H8 продается в России.

Как и во внедорожнике Н9, у модели Н8 удобные мягкие подлокотники на дверях, светодиодное освещение салона, много места над головой, настройка руля по углу и вылету, приличный диапазон регулировок сидений… И передние кресла Н8 даже мягче, уютнее, более "обволакивающие". Из приятных мелочей – автоматическое запирание дверей на ходу, функция кратковременного мигания поворотниками, а ночью на землю у машины тоже проецируется пижонская надпись Haval.  

А что на другой чаше весов? Н8 не хватает ручек на стойках дверей. И сами двери, кстати, не всегда закрываются легко и с первого раза. Автоматические стеклоподъемники есть везде, но управляет ими только водитель.

Интерьер Н8 отчасти повторяет убранство старшей модели Н9. Но вместо ручника - "ножник", и вся центральная консоль у Н8 своя. Хотя наклонными кнопками управления "климата" и другими функциями пользоваться не так удобно, как в Н9 - мешает рычаг КПП. Кстати, подушки и ремни безопасности поставляет шведская фирма Autoliv.   

Акселератор слишком придвинут к трансмиссионному тоннелю и нога в крупной обуви трется по обшивке. Толстыми кусками шумоизоляции тоже щедро проложены полости кузова, и двигатель на Н8 радует тихой работой даже на высоких оборотах. И отделка салона тоже упрямо "молчит", хотя мы и пытались "разговорить" ее на кочках. Но виброизоляция похуже рамного Н9: на полу, руле и селекторе можно почувствовать легкий зуд от мотора. И шум все же пролезает в салон через тонкие боковые стекла: солируют шипованные покрышки Goodyear Ultragrip Ice Arctic, а в потоке к ним добавляется шум от соседних машин. А зуммер пятой двери при ее подъеме и опускании сервоприводом пищит так, словно на стройплощадке задом сдает здоровенный самосвал.

 
  1. У экранчика копьютера - сочная и четкая картинка с красивой графикой.
  2. Китайцы не поленились отрисовать красочный сигнал падения уровня "омывайки", но он выводится в основном меню сообщений и не горит на панели постоянно - можно и забыть про необходимость долива.
  3. Щиток приборов унифицирован с Н9. Остались и забавные переводы надписей, заставляющие улыбнуться.  Маршрутный компьютер назван "Проезжим", спортивный режим электроники - "Подвижным", напоминалка о ТО предлагает "Содержать машину", а когда топливо заканчивается, появляется надпись "Мало горючки" :)
 

К обзорности поначалу претензий нет. Стойки лобового стекла не толще, чем у других, большие подогреваемые зеркала дают нормальный обзор и складываются сервоприводом, а на стоянке помогает камера заднего вида с подсказками для парковки как вдоль, так и поперек. Но подогрев заднего стекла долго оттаивает наледь. А со стеклоомывателями – вообще беда! Задний омыватель просто льет жидкость, вообще не распыляя ее. С передним омывателем не лучше: из-за дохленького насоса форсунки тоже не распыляют, а лишь слабо льют "незамерзкайку" даже на стоящей машине. Ну а на скорости эти вялые струйки вообще сдувает набегающим потоком, прижимая их к низу лобового стекла. Очень надеемся, что китайцы это просчет оперативно исправят, ведь в зимнюю грязь и слякоть он просто опасен!

?

Вопрос от greatdem (Instagram)

Как едет с этим мотором, мощности достаточно?

Под капотом у Haval H8 – тот же 4-цилиндровый 2-литровый бензиновый мотор серии GW4C20, что и на внедорожнике Н9. На сайте производителя его отдачу заявляют на уровне 218 л.с. и 324 Нм при 2000-4000 об/мин. И в руководстве по эксплуатации эти 218 "сил" (или 160 кВт) записаны как номинальная мощность. А в графе "максимальная полезная мощность", прописаны уже 211 л.с. (155 кВт) и крутящий момент не 324, а 315 Нм. Кстати, в ПТС тоже внесены 211 лошадиных сил, за которые в Москве извольте отдать 13 715 рублей налога.

 
  1. Компоновочный сюрприз: аккумулятор – под передним пассажирским креслом!
  2. Для "прикуривания" аккумулятора под капот выведены дополнительные клеммы.
  3. Турбомотор GW4C20 с прямым впрыском и фазовращателями на впускных и выпускных клапанах китайцы заявляют как свою разработку. И здесь немало деталей от именитых компаний. Valeo и Delco Remy поставляет стартер и генератор, Mahle – поршни и клапаны, Borg Warner – турбокомпрессор, Delphi – топливную систему и блок управления движком.
 

В любом случае, на нехватку тяги Н8 не жалуется. Хотя и весит в снаряженном виде 2,2 тонны (рамный Н9 примерно на 120 кг тяжелее). Больше всего характер мотора понравился на трассе. Идешь по скоростному участку М-4 "Дон" под 140 км/час, поддаешь газу, коробка "падает" вниз на 1-2 ступени – и турбомоторчик разгоняет здоровяка Н8 так, что ускорение еще и слегка вжимает в кресла! Обгоны, ускорения с ходу даже на подъем, динамичное течение в потоке – на трассе Н8 выполняет это с легкостью, неожиданной для его массы и габаритов. И на длинные магистральные подъемы даже груженный кроссовер уверенно залетал на шестой передаче. Так что увесистый "китаец" с "турбопакетом" под капотом – совсем "не овощ" на трассе.

А вот в городе и вялотекущем заметнее становятся "турбояма" (двигатель подхватывает примерно после 2200 об/мин) и вялые реакции на очень длинноходный акселератор, который не сильно "бодреет" даже в спортивном режиме. В пробке или на старте со светофора давишь на газ, стремясь нырнуть в открывшееся "окно" потока, а движок "просыпается", когда часто уже поздно. Не зря в России специализированные фирмы уже предлагают чип-тюнинг моторов Haval Н8, обещая заметное обострение реакций на газ. Кстати, попутно сулят и увеличение отдачи движка до 235 л.с. и 380 Нм. Но выдержит ли такой прирост автоматическая КПП? Про нее расскажем отдельно.  

?

Вопрос от nick_ultrex (Instagram)

Как работает коробка в городе и на "пересеченке"?

У Haval Н9 и Н8 одинаковы не только моторы, но и 6-ступенчатый гидромеханический автомат 6HP21фирмы ZF, выпускаемый в Китае. И его модификация для вседорожников Haval явно сделана с запасом! Российские сервисмены сообщили нам, что по сервисно-технической документации для этих коробок заявлен входной крутящий момент до 560 Нм. Стандартная версия этой КПП, по данным компании ZF, выдерживает лишь до 440 Нм.

 
  1. Венгерская компания NNG делает для Н8 программу навигации iGo Primo с картографией от Navteq (США).
  2. На монитор "мультимедии" можно вывести, в том числе, температуру рабочей жидкости в автомате.
  3. Головное устройство мультимедийной системы поставляет фирма Clarion.
 

Настроенная на комфорт коробка в целом понравилась. Переключается мягко, "соображает" нормально: если слегка придавливать газ, то АКПП  старается держать высшую передачу на ускорении, экономя топливо, но стоит толкнуть газ чуть порезче – и автомат сразу послушно переключается "вниз" на 1-2 ступени. В целом быстродействия коробки хватает, причем можно ее чуть "подстегнуть" спортивным режимом. Еще бы газ поострее…

Из мелких претензий – бывает, КПП "подвисает" при переходе на повышенные ступени под сброс газа. Из претензий крупнее – подвывания при старте с места и езде на малых скоростях. И передачи можно переключать подрулевыми "лепестками" только в ручном режиме коробки (так же и в Н9). Это прокол, потому что нередко хочется кратковременно вмешаться и сменить передачу самому, не дожидаясь, пока коробка "додумается". Сам "мануальный" режим не до конца "честный": на больших оборотах коробка так и норовит переключиться "вверх". Резко пойти на разгон в ручном режиме тоже не выйдет, так как нет режима "кик-даун", и сколько газ не топчи, АКПП останется на выбранной ступени.

Производителем сидений заявлена американская Johnson Controls, хотя на моторчике сервопривода кресла нашлось еще и клеймо французской фирмы Faurecia. Кресло по-американски мягкое и широкое, хотя кому-то покажется чуть короткой подушка. Есть память положения и регулируемый сервоприводом поясничный подпор. А вот подогрев слабоват и долго греется, да и включать его не слишком удобно: сначала надо вывести меню на сенсорный экран, а потом выбрать один из двух режимов "прожарки".

Вне дорог "короткая" первая передача (ее передаточное число – 4,17), призвана несколько компенсировать модели Н8 отсутствие у нее пониженного ряда в раздатке. Если без фанатизма, то на легком бездорожье тяги на первой ступени вполне хватает. А вот мешает все то же: "тормозной" акселератор, которым непросто дозировать тягу.  

Система полного привода от фирмы Borg Warner скроена так же, как и у модели Н9: передний мост автоматически подключается многодисковой муфтой при ускорении или пробуксовке задних колес. Но если у Н9 эта муфта блокируется при включении "понижайки", то у Н8 такой блокировки нет вообще. Нет и "внедорожных" режимов электроники, как у Н9. Хотя и без них Н8 не сильно тушуется, как оказалось! Да, на старте чувствуется, что на передние колеса тяга перетекает с задержкой: задний мост при пробуксовке успевает чуть стащить вбок.

 
  1. Автоматические стеклоподъемники есть на всех дверях, но работают эта функция только с пульта водителя.
  2. На заднем ряду - свой пульт управления "климатом" и дефлекторы воздуха в ногах.
  3. Посадка на заднем диване ниже, чем в Н9, но места хватает и сидеть удобно. Подогрев дивана - опция.
 

Зато понравились настройки электронной имитации межколесных блокировок. Безо всяких спецрежимов эти "имитаторы" легко вытащили Н8 из диагональных вывешиваний, быстро и эффективно срабатывая даже на небольших оборотах мотора. Ассистент езды на спуске тоже порадовал почти бесшумной работой. На подъеме стоящий в положении D автомат не держит машину и позволяет ей откатиться, но в этой ситуации поможет противооткатная система, входящая в оснащение Н8.

?

Вопрос от yarikboychuk (Instagram)

Какой расход топлива?

За время теста Haval H8 снова доказал нам, что модные нынче малолитражные турбомоторчики бензин отнюдь не нюхают. Педаль газа на тесте мы не топтали, но и не гладили, ездили довольно динамично. В итоге на длинных перегонах магистрали М-4 получили расход от 13 до 16,4 л/100 км (с пассажирами и багажом).

 
  1. Для омывателя фар есть свой бачок и отдельная кнопка на включение форсунок, но они все равно включаются через несколько вместе с омывателем лобового стекла, опустошая емкость. И придется доливать: без жидкости насос омывателя громко завывает.
  2. Дальний свет (на фото) мощностью не поразит, ближний светит поярче.
  3. Биксеноновые адаптивно-поворотные фары поставляет Hella.
 

В городе аппетит легко поднялся к 20 л/100 км, а общий расход на почти 1800 км пробега у нас составил 17,7-18 л/100 км. Или почти 11 000 рублей на 95-й бензин, который требуется для китайского турбодвижка. Хотя после обкатки и при более спокойной езде расход можно снизить.

?

Вопрос от greatdem (Instagram)

Как на дороге стоит, какие ходовые качества? Раскачивается, плавает, кренится?

Когда весной 2015 года я испытывал Н8 на ямах полигончика Haval в Китае, его независимая подвеска (сдвоенные рычаги спереди, "многорычажка" сзади) не впечатлила, показавшись слишком мягкой и расхлябанной на неровностях. Как и рулевое управление, "словно живущее отдельно от машины". Но тестовый Н8 показал себя лучше, чем я от него заранее ожидал. Китайцы читали отзывы российских журналистов и изменили настройки ходовой для России?   

По ощущениям, подвеску заметно "зажали": Н8 поехал собраннее, на трассе стабилен и не плавает, крены есть, но не пугающие. И на ямах подвеска уже лучше держит удар, не похожа на прежнее желе. Обратная сторона – далеко не безоблачный ход. На "уплотненной" подвеске и низкопрофильной резине Н8 чует дорожную "мелочь", вздрагивает на поперечных стыках, отдает ощутимыми ударами и дрожью кузова и руля на крупных ямах и кочках.

 
  1. Розетка на 220 вольт и USB-зарядка в багажнике – опция.
  2. Под полом даже в российской версии – только докатка размерностью 155/90 R18.
  3. У Н8 задний диван складывается иначе, чем у Н9, поэтому и пол в багажнике получается ровный, без ступенек.
 

Впрочем, это было предсказуемо: ждать так понравившейся нам  энергоемкости подвески Н9 тут просто наивно. Кстати, вместе с Н8 к нам на тест попал и новый Kia Sorento Prime с мотором V6. И мы просто не могли удержаться от сравнения их плавности хода, загнав оба кроссовера на одни и те же колдобины. И Haval H8 переиграл своего более именитого корейского собрата: подвеска Kia Sorento оказалось определенно жестче, трясет с ней сильнее и гремит она громче.        

Зато после Н8 руль Sorento за счет электроусилителя кажется просто невесомым на всех режимах! У "китайца" же руль с гидроусилителем (его по лицензии  фирмы ZF выпускают в Китае), но даже на малом ходу или парковке его одним пальчиком небрежно не покрутишь – слишком увесист. А на трассе – еще и заметная "зона бесчувственности" в околонулевом положении, когда на небольшие отклонения руля кроссовер почти не реагирует. Хотя рулится все равно лучше, чем тестовый Н8 в Китае, у которого, казалось, рулевой вал просто резиновый.      

Тормоза? Их хваткости и мощности хватает, усилие нарастает прогнозируемо, педаль плотная и без большого свободного хода. Как водится, при резком торможении машина включает "аварийку", но сама же и выключает ее – не надо делать это самому. 

?

Вопрос от Ivanescence

Какой клиренс? И когда в России выйдет Haval H6 Coupe?

Облазив Haval Н8 с рулеткой, под пластиковой защитой мотора мы намерили минимум 20 см, под серебристой накладкой переднего бампера – уже 33 см. Задний ведущий мост и "банку" глушителя отделяют от земли 23 см, под нижней точкой заднего нижнего рычага – 19 см. И к разгару теста с асфальта мы съезжали без опасений. Ползали по обледенелым колеям, лазали по буеракам, проверяя машину диагональными вывешиваниями… Временами казалось, что сейчас либо на днище повиснем, либо что-то погнем-оторвем-потеряем. Обошлось: это не Н9, конечно, но для большого "паркетного" кроссовера с длинной базой и немалым задним свесом получилось совсем неплохо. 

Жесткости кузова на кручение хватает: после такой "диагонали" все двери легко открылись.

Что до дебютировавшего в прошлом году в Шанхае нового "купеподобного" кроссовер H6 Coupe , то он уже вовсю продается в Китае. У него тот же 2-литровый бензиновый турбомотор, что и у моделей Н8/Н9, но дефорсированный до 194 л.с. и 315 Нм. Базовая  6-ступенчатая "механика" сочетается с передним или полным приводом и стоит от 142 000 и от 160 000 юаней, соответственно. Есть и 6-ступенчатый "робот" DCT от Getrag с двумя "мокрыми" сцеплениями, но он идет только с передним приводом и стоит от 162 000 юаней. Планировались и поставки H6 Coupe в России, но из-за экономической ситуации китайцы пока думают и раскручивают у нас более популярные модели Н2 (от 890 000 рублей) и Н6 (от 979 000 рублей).

?

Вопрос от Alexey Chuvaev

Интересно узнать размерность шин и давление в них, пробег между сервисными обслуживаниями и стоимость ТО.

Кроме России и Китая, Haval H8 сегодня продается в Австралии, ЮАР, Азербайджане и Грузии. В этих странах кроссовер доступен в нескольких комплектациях и базовый размер шин – 235/60 R18. Но в нашу страну Haval H8 пока возят только в дорогом исполнении Elite, где колеса уже размерностью 255/50 R19. Рабочее давление – 2,2 атмосферы.

Интервалы техобслуживания – 10 000 км (первое, обкаточное ТО на 5000 км пробега проводится бесплатно). И стоимость их фактически та же, что и у внедорожника Н9. Второе ТО обойдется примерно в 8 000 рублей, самое дешевое ТО (около 7 000 рублей) придется на 50 000 км. С пробега в 20 000 км средняя "вилка" цен на ТО – 11 000 – 13 000 рублей, а самым дорогим станет обслуживание на отметке в 90 000 км, придется отдать в районе 30 000 рублей.

Альтернатив у Haval H8 немало, но ряд из них дороже и проще по оснащению "в базе". Рамный Kia Mohave и новый Sorento - от 2 320 000 рублей, Hyundai Grand Santa Fe - от 2 184 000, новый Mitsubishi Outlander V6 - 1 920 000 рублей, прошлый Ford Explorer - от 2 449 000 рублей. Можно замахнуться даже на Toyota LC Prado (от 1 929 000 рублей), но базовые версии - только с МКПП, вариант с автоматом - от 2 604 рублей за мотор 2,7 л.

От вопроса стоимости ТО плавно переходим к финалу – соотношению цена-оснащение самого автомобиля. Haval H8, продаваемый в России в единственной комплектации Elite, оборудован богато. Есть 6 подушек и система стабилизации с ассистентами езды на спуске и подъеме, кожаный салон с подогревом передних кресел, электропакетом и 3-зонным "климатом", биксеноновые фары, парктроники "по кругу" и камера заднего вида, мультимедийная система с 8-дюймовым экраном и аудиосистема Infinity с 10 колонками. Плюс сервопривод двери багажника, куча датчиков (света, дождя, давления в шинах), бесключевой доступ и запуск мотора, и даже система контроля за усталостью водителя.

Кстати, это не предел. В Китае для Н8 еще предлагают подогрев и сервопривод руля, отделку кожей Nappa, передние кресла с массажем и вентиляцией, ионизатор воздуха, видеокамеры кругового обзора, потолочный DVD-плеер и даже функция управления передним  пассажирским сиденьем с заднего дивана. Представляете себе такой набор для китайского автомобиля еще лет 5 назад?!

Но цена… Вместе с опционным пакетом Technic за 50 000 рублей (навигация, подогрев заднего дивана и 220-вольтовая розетка в багажнике) испытанный нами Haval Н8 стоит 2 100 000 рублей. И это похоже на приговор! Да, этот ценник – следствие двукратного падения рубля к юаню и необходимости растаможить машины (автомобили Haval пока импортируются к нам из Китая). Да, несмотря на некоторые огрехи, новый Haval Н8 – это практически прорыв для китайского автопрома по уровню комфорта, качества, подхода к созданию автомобилю и его оснащению. Да, по цене-оборудованию Haval Н8 переигрывает почти всех одноклассников.

Что до устойчивости к перегреву автомата и межосевой муфты, то на фотосъемках мы долго "пахали" снег, потом, отключив систему стабилизации (ее, кстати, поставляет Bosch), долго "дрифтили" по замерзшем пруду… Подогретыми фрикционами пованивало, конечно, но коробка и муфта в раздатке ни разу не сдались.

Но как горошина, ощущаемая через все перины, так и все эти "да" кроет одно "но": больше 2 миллионов рублей за "китайца" (пусть даже и премиального) российский покупатель платить пока не готов. Еще не до конца доверяет молодому бренду без истории. Еще не считает его настолько крутым и престижным. Опасается за потери ликвидности на вторичном рынке. И побаивается в плане надежности "железа", несмотря на кучу именитых поставщиков компонентов. О том, что наш покупатель пока "не дозрел", красноречиво говорит и статистика продаж: по данным газеты "Авторевю", за 2015 год в России нашлись всего одиннадцать покупателей на Haval H8 (в Китае за прошлый год, для сравнения, продали 8 985 этих кроссоверов).

Внедорожник Haval H9 стартовал в России раньше модели Н8 и втрое успешнее – с лета и до конца 2015 года проданы 39 машин (и 14 011 штук в Китае за прошлый год). И продавцы признают: клиенты приходят в салон за моделью Н8, а уезжают на Н9, который в той же версии Elite всего на 50 000 рублей дороже! Если все это сложить вместе, то будущее кроссовера Н8 в России выглядит туманно. Как бы не повторилась судьба тайваньского Luxgen7 SUV! Впрочем, китайцы пока еще не отказываются от российских продаж Haval вообще и Н8 – в частности. Как и от своих планов по строительству своего завода под Тулой. В разгар кризиса – завидный оптимизм! Но хватит ли его надолго? 

Автор Александр Евдокимов, фото автора
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.