© АвтоВАЗ
Хит-парад

Хит-парад. "Пиналы" и "тормозилы", или 5 вялых "роботов"

В последние месяцы наши автомобильные СМИ и блогосфера активно перемывают шестерни Lada Vesta с роботизированной КПП. Упрекают ее в медлительности и "кивках" на переключениях. Но Vesta такая не одна: мы вспомнили еще несколько "роботов", которые тоже не тянут на титул "Мистер расторопность".

Автоматизированные механические трансмиссии (сокращенно – АМТ или Automated Manual Transmission) появились не вчера: автопроизводители начали разрабатывать их еще в 30-е годы прошлого века. Но общий принцип их с тех пор сильно не изменился. За основу берется обычная механическая коробка передач с обычным фрикционным сцеплением. Только вместо водителя передачи в коробке переключают электромеханические или электрогидравлические исполнительные механизмы (бывает и пневмопривод). Сцепление тоже выжимает и отпускает сервопривод, так что третьей педали в машине уже нет.

По сравнению с традиционными гидромеханическими автоматами, у "роботов" есть ряд плюсов. Они легче, конструктивно проще, дешевле в производстве, эксплуатации и ремонте. При этом экономичность – такая же, как с и обычной "механикой", ведь здесь отсутствует гидротрансформатор, на который приходится немало механических потерь в традиционном автомате. Да и сама разработка автоматизированной механической КПП дешевле и проще. Берется серийная "механика", вместо рычага ставится модуль с актуаторами, добавляются датчики (например, скорости вращения валов в коробке), сервопривод сцепления и блок управления всем этим электронным "хозяйством". И "двухпедальная" версия машины готова!

Разумеется, мимо такого сочетания качеств многие автопроизводители пройти не смогли и начали активно внедрять роботизированные КПП с одним сцеплением. Но у них есть общий недостаток. Автоматика настроена так, чтобы беречь сцепление и коробку от ударных включений и перегрева. А сверхбыстрые сервоприводы в таких КПП обычно не применяются из-за их дороговизны. Поэтому процесс выжима/отпускания сцепления и переключения передач у такого "робота" часто происходит плавно и неспешно. И эта "заторможенность" нередко способна довести до белого каления! При этом на многих "роботах" такого типа перед сменой передач автоматика сбрасывает газ, не размыкая сцепления, из-за чего машина клюет "носом". То же самое происходит при резком обгоне: водитель дает газ, в ответ – клевок, замедление из-за сброса оборотов, потом пауза на переключение и только затем коробка переходит на пониженную. Да и пинки-толчки при включении сцепления совсем не редкость.

В общем, в отличие от классического автомата, роботизированная коробка передач с одним сцеплением – агрегат специфический, со своим характером и особенностями, к которым надо привыкать. И не все терпят эти "затыки" безропотно. Ниже мы приводим несколько примеров таких "роботов" на разных автомобилях с отзывами их владельцев и обозревателей АвтоВестей, тестировавших эти машины.   

№ 1

Selespeed

Alfa Romeo, Fiat

Пяти и шестиступенчатую роботизированную "механику" с одним сцеплением и электрогидравлическим механизмом переключениея передач для Fiat разрабатывала знаменитая итальянская фирма Magneti Marelli, известная еще и как поставщик компонентов для "Формулы-1" и раллийного чемпионата WRC. Коробка, получившая название Selespeed, дебютировала в 1999 году на модели Alfa Romeo 156. Поначалу передачи можно было "щелкать" вручную не только селектором КПП, но и кнопками на руле. А когда в 2000 году вышел хэтч Alfa Romeo 147, на нем кнопки переключения передач заменили уже на подрулевые "лепестки".

"Робот" Selespeed ставили на кучу "Альф" и на несколько моделей Fiat. Так, у Alfa Romeo с этой коробкой выпускались модели 156 (2,0 TS и 2,0 JTS), 156 GTA (3,2 GTA), 147 (2,0 TS), 147 GTA (3,2  GTA), GT (2,0 JTS), а также 159-я, Brera и Spider (все три – в версии 2,2 JTS). У "Фиата" - модели Punto с 1,2-литровым 16-клапанником и "заряженный" Fiat Stilo Abarth с 5-цилиндровым мотором объемом 2,4 л.      

Однако работа автоматизированной коробки Selespeed далеко не всех восторгала. Ниже – отзывы владельцев с сайта auto.ru, а также обозревателей АвтоВестей, которым доводилось тестировать итальянские машин с "Селеспидом".

Я столкнулся с "Селеспидом" на прекрасном седане 159 и был просто шокирован. Отличный автомобиль, оборотистый двигатель 2,2 л в 185 л. с. - и совершенно невнятная работа "робота". Медленные переключения, задержки при стартах, клевки... В итоге, нормально ехать на такой машине можно было только временами, когда настроение робота совпадало с настроением водителя. Правда, когда я отдавал машину, менеджер начал рассказывать мне, что к "роботу" нужно привыкнуть, научиться им правильно пользоваться. Может быть и так, но судя по отзывам владельцев, и в сравнении с такой же машиной на "механике", все-таки дело было, как говорится, не в бобине...

Павел Блюденов, главный редактор АвтоВести 

А что думают сами автовладельцы?

"Робот туповат до 6000 об/мин, потом он, как мне кажется, начинает втыкать с недовыжимом, по крайней мере переключения происходят быстрее чем на низких оборотах".

Пользователь Sitnikov1976, Fiat Stilo Abarth

"Машина отличная. Но есть беда – это "робот"! То же самое на 147-й и 156-й! В новом поколения 159 и Brera таких проблем уже не заметил: все плавно, быстро, и без глюков!!! Было пять "Альф", итог и вывод – лучше "механика"!

Пользователь splinkss#, Alfa Romeo GT

В Alfa Romeo эти отзывы явно не пропускали мимо ушей. И от "роботов" с одним сцеплением итальянцы уже давно отказались! Так, нынешние модели MiTo, 4С и Giulietta оснащаются более расторопной автоматизированной преселективной коробкой ТСТ (Twin Clutch Transmission) с двумя сцеплениями.

№ 2

Easytronic

Opel/Vauxhall

Пятиступенчатую автоматизированную коробку передач Easytronic для автомобилей Opel/Vauxhall выпускал немецкий концерн ZF. "Робота" модели  F13MTA ставили на Corsa C и D, и компактвен Meriva. Коробка серии F17MTA применялась на Astra C и H, минивене Zafira B, Meriva, а также модели Vectra C и Signum. Оснащалась "роботом" и Tigra. На "Опелях" эти КПП сочетались с бензиновыми моторами объемом 1, 1,2, 1,4, 1,6 и 1,8 л, а также с дизелем в 1,3 л.   

Сотрудник "Автовестей", ранее имевший дело с минивеном Zafira на "Изитронике" описал свои впечатления так:

Трансмиссия Easytronic - классический пример попытки "Опеля" удешевить производство автоматизированной коробки, которая в итоге с грохотом и провалилась. Передачи переключались с многозначительными паузами и неприятными толчками, все это порядком выводило из себя. Компания Opel поняла ошибку и похоронила своего "робота", оставив его лишь на отдельных версиях нескольких моделей (например, Adam, Corsa, Karl) и переведя остальные на более-менее адекватные 6-ступенчатые автоматы Hydra-Matic.

Влад Бахман, обозреватель АвтоВестей

"Роботизированной" Zafira досталось и от владельцев. 

Машинка ускоряется неравномерно, ощутимые "нырки" при переключении передач. Дети укачиваются через полчаса, взрослые – попозже.

Тихон Хренников, Zafira

 

Нет "автоматной" плавности хода. Плавность – как на "механике": акцентированные разрывы тяги при интенсивном ускорении".

Пользователь  -=FranticR=-, Opel Corsa 1,2

 

№ 3

Softtip/Softtouch

Smart

Для городской двухместной "букашки" Smart Fortwo автоматизированные коробки передач разрабатывала немецкая компания Getrag. Первое поколение "Смарта" (1998-2007 годы) оснащалось 6-ступенчатым "роботом", вторая генерация (2007-2014 годы) – уже 5-ступенчатой коробкой серии 5AMT130. Сами коробки тоже существовали в двух версиях: Softtip, где надо было толкать рычаг КПП, давая электронике команду на смену передач, и исполнение Softtouch с полностью автоматическим переключением и дополнительным ручным режимом.  

С 2009 года для "роботов" стали предлагать новое программное обеспечение блока управления, которое, по задумке, должно было обеспечить более мягкое и быстрое переключение передач. Но, протестировав Smart Fortwo в 2012 году (их тогда как раз начали продавать в России официально) мы особой расторопности не заметили. Более того, по мнению нашего обозревателя, "робот" фактически загубил весь задор этой "карманной ракеты"!

Мотор звучит чертовски провокационно, так и подмывает лишний раз похулиганить! Однако разгуляться на всю катушку мешает откровенно "тормознутая" роботизированная 5-ступенчатая коробка передач с одним сцеплением. При активном ускорении автоматика явно бережет сцепление от ударных нагрузок, поэтому вверх передачи переключаются с большими задержками, сбивая темп разгона. И перевод коробки в ручной режим мало что меняет. Не будь этой заторможенности, до 100 км/час Smart точно "добегал" бы на пару секунд быстрее! Может, на новое поколение "Смарта" инженеры Daimler поставят что-то порасторопнее?

Александр Евдокимов, обозреватель АвтоВестей

Явно такое же мнение и у владельцев "Смартов".

Коробка "тупая", переключает очень долго и с маленькими рывками.

Пользователь Розиев.Т.К 71, Smart Fortwo Coupe 

В автоматическом режиме переключения происходят неадекватно. Для плавного переключения передачи требуется в момент переключения (а его надо еще угадать) отпустить педаль газа на некоторое время. Если этого не сделать, то (особенно с 1-й на 2-ю) автомобиль как бы зависает в раздумье, а вы виснете на ремнях безопасности. Дело спасает ручной режим переключения и особенно хорошо, когда есть подрулевые переключатели. Но и в данном варианте переключения приходиться дольше держать паузу при переключении, "роботу" требуется время на выполнение команды. Для мужчины, который учился и ездил на "механике" проблем вообще не будет, а вот девушке-новичку такой "автомат" подойдет едва ли. Так что задумайтесь об этом при покупке для жены или девушки!

Пользователь id30496081, Smart II кабриолет

К счастью, вопрос про более расторопную КПП для Smart тоже не повис в воздухе. Так, его третье поколение, запущенное в 2014 году и сделанное на базе нового Renault Twingo, получило разработанную в Getrag 6-ступенчатую автоматизированную коробку Twinamic уже с двумя сцеплениями.

№ 4

Sensodrive, EGS, ETG6

Citroen

В начале 2000-х Citroen начал ставить на ряд своих моделей (к примеру, С1, С2, С3) автоматизированную КПП Sensodrive, сделанную на базе серийной "механики", на которую поставили электроприводы смены передач. Позднее эту коробку сменил новый 6-ступенчатый "робот" EGS (Electronic Gear Shift), а сейчас компания использует последнюю эволюцию КПП по имени ETG6 (Efficient Tronic Gearbox 6), оснащенную электрогидравлическим переключением передач.

Сегодня этого "робота" можно встретить на таких моделях, как С1, С3, C4 Cactus, "каблучке" Berlingo, минивенах семейства C4 Picasso. Кстати, в 2014 году АвтоВести как раз тестировали новое, второе поколение C4 Picasso с дизелем и тем самым "роботом" ETG6. И наш обозреватель понадеялся было на резвость 115-сильного дизеля с крутящим моментом 270 Нм…

Позажигаем? Ага, разбежался! Если в дизеле и есть какая-то прыть, то ее напрочь душит 6-ступенчатый "робот" ETG6 с одним сцеплением… Понятие "динамичная езда" с роботизированной трансмиссией звучит как насмешка: задержки при смене передач такие, что паспортный разгон до "сотни" за 12,3 секунды (как и у бензинового мотора) совершенно не удивляет. Если катить в стиле "дедушка Франсуа едет в булочную", то все вроде бы пристойно: даже на горных серпантинах есть запас уверенной тяги, сама коробка работает плавно, а подрулевые "лепестки" позволяет кратковременно вмешиваться в процесс переключения. Но не одни же боязливые домохозяйки и неторопливые пенсионеры ездят за рулем дизельного C4 Picasso! Увы, для любителя прохватить дизель в паре с "роботом" станет серьезным испытанием для нервов. Спортивного режима в коробке нет, ручной режим ситуацию уже не спасает, да и топтать акселератор бесполезно: паузы между переключениями только удлиняются – автоматика бережет сцепление. Причем электроника сначала сбрасывает газ, и уже потом размыкает сцепление, заставляя машину "клевать" в этот момент носом, еще больше сбивая разгон.

Александр Евдокимов, обозреватель АвтоВестей

В общем, на фоне прошлого поколения C4 Picasso прогресс невеликий. У первого C4 Picasso с "роботом" были такие же повадки.

Коробка – медлительная на старте, чуть трогается с первой и сразу же переключается на вторую, с заметной паузой. Ну совсем не для любителей светофорных гонок.

Пользователь Дмитрий, C4 Picasso I, 2 л, дизель 

"Коробка-робот" в целом мне не понравилась своим дерганьем на скорости менее 15 км/час. Для езды по пробкам – просто беда. В целом можно итожить, что "коробка-робот" для меня перечеркнула все плюсы по комфорту данного авто.

Пользователь Acropolis, C4 Picasso I, 2 л, бензин

№ 5

АМТ

АвтоВАЗ

Как видно из приведенных выше примеров, время роботизированных КПП с одним сцеплением уходит. Одни автопроизводители, наслушавшись жалоб от клиентов, перешли на привычные гидромеханические автоматы. Другие начали внедрять более "скорострельные" автоматизированные КПП с двумя сцеплениями и преселективным переключением передач (DSG и иже с ним). Разумеется, они сложнее, тяжелее и дороже "односцепленчатых", но и прежняя раздражающая "тормознутость" и клевки с ними почти ушли в прошлое.

А что же "АвтоВАЗ" на этом фоне? Он похож на опоздавшего пассажира, который едва успел запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Но такой регресс для тольяттинского автозавода – мера вынужденная. Ведь своей гидромеханической АКПП нет и не ожидается. А японский 4-ступенчатый японский автомат Jatco, освоенный в производстве "АвтоВАЗом" в 2012 году, сегодня стал слишком дорог. К "роботам" с двумя сцеплениями из-за цены тоже не подступишься. А "двухпедальную" версию покупателям вынь да положи!

Вот и пошел "АвтоВАЗ" по более дешевому и компромиссному пути. Взял свою серийную пятиступенчатую "механику" – да и приделал к ней и сцеплению актуаторы с блоком управления немецкой фирмы ZF, которая помогала вазовцам разрабатывать и настраивать "робота". Внедрять АМТ "АвтоВАЗ" начал в 2014 году: сначала "робота" получила Priora, затем наступил черед Granta, Kalina, а теперь его примерили новые Vesta и Xray.

Собственно, Vesta с "роботом" совсем недавно пришла на трехмесячные испытания в редакцию "АвтоВестей"! И наши первые впечатления от вазовской автоматизированной коробки пока неоднозначны. Типичную "тормознутость" и клевки при резком ускорении или активном разгоне вазовцы до конца победить тоже не смогли. Хотя в размеренном режиме движения это уже менее заметно и раздражающе. Однако наш процесс вкатывания и знакомства с "роботом" еще продолжается, о чем мы еще обстоятельно расскажем. Следите за нашими публикациями!