© Citroen

16 февр 2016 20:54

Простые вопросы 55535

Откуда в имени марки Citroen буква "ё"?

Все давно в курсе, что французский язык - красивый, но замороченный. Читаются слова совсем не так, как пишутся. То над буквами, то под ними регулярно появляются разные странные закорючки. А то среди чистокровной латиницы всплывет буква, которую и фанаты кириллицы используют не всегда.

Машинам марки Citroen есть чем впечатлить и потенциальных покупателей, и простых зевак. Одни могут часами рассматривать экстравагантные очертания новейших концепт-каров и элегантные силуэты классических моделей, другие восхищаются инженерной изощренностью гидропневматической подвески (пусть сам производитель в ней уже успел разочароваться), третьи с удовольствием понимают, что бюджетный C-Elysee на 99,9 % совпадает с их представлением об идеальном семейном автомобиле. 

В процессе восхищения далеко не все замечают, что на шильдиках имя марки выглядит немного не так, как в любых посвященных французским автомобилям текстах. Обычно - что наши авторы в материалах АвтоВестей, что сами французы в инструкциях по эксплуатации - пишут просто Citroen, но на шильдиках можно увидеть на латинской буквой "е" две точки, которые превращают ее чуть ли не в русскую "ё"! Откуда же они взялись и что значат? Особо загадочно эти две точки выглядят, так как даже изучающие французский язык необычную, похожую на "ё" букву в своих учебниках и словарях встречают крайне редко. Может быть, она пришла из какого-то экзотического языка и как-то связана с происхождением инженера Андре Ситроена? А может, основатель компании добавил две точки штуки ради - и не связана ли тогда эта шутка с судьбой какого-нибудь работавшего с Ситроеном русского эмигранта?

Увы, "приключенческих" причин появления похожей на наше "ё" буквы в названии французской марки нет - только лингвистические. Ведь на самом деле две точки регулярно встречаются в европейских алфавитах. Вспомнить хотя бы немецкие умлауты - к примеру, знаменитое в восьмидесятых годах тюнинг-ателье, где строили диковинные тогда битурбовые Ferrari, официально называлось Koenig Specials, но в фамилии ее основателя Вилли Кенига второй буквой была "о" с двумя точками. Также аналогичные "диакритические" звуки можно найти в фамилии Вольфганга Дюрхаймера - босса Bentley - или Маттиаса Мюллера, после "дизельгейта" вставшего у руля концерна Volkswagen.

Андре Ситроен родился в семье еврея и польки, проживавших в Голландии, - но те самые две точки в фамилию знаменитого промышленника и современный французский попали и не из польского, и не из идиш, и не из голландского - а из старофранцузского языка.

Во французском языке эти две точки называются "трема" и "подсказывают" знающему человеку, что читать слово с отступлением от типовых правил. Не будь их - и произносить имя знаменитой марки пришлось бы как "Ситроан". Пожалуй, первое по популярности слово с трема над "е" - Noёl - "Рождество". Но кроме названия знаменитой марки автомобилей, популярного праздника (а еще - марки шампанского Moёt & Chandon) во французском языке практически нет широкоупотребительных слов с буквой, похожей на "ё". Именно поэтому написание Citroёn кажется нам экзотическим. Другое дело, если бы эта марка появилась на свет в Албании: ведь в албанском языке буква "ё" - не просто популярная, а самая популярная.

Простые вопросы: как устроено зеркало заднего вида с автозатемнением Самозатемняющиеся зеркала заднего вида умеют в нужный момент темнеть и проясняться, избавляя водителя от риска ослепления позади идущими автомобилями. Что за сложные процессы происходят внутри такого простого, на первый взгляд, механизма?
Из какого количества деталей состоит автомобиль? Автомобиль - пожалуй, самый сложный предмет, которым можем владеть среднестатистический, не являющийся миллионером человек. Ведь даже квартира с конструктивной точки зрения состоит из сравнительно небольшого количества элементов. А вот если начать считать детали, из которых состоит машина, остановиться получится ой как нескоро...
Задние барабанные тормоза - прошлый век или логичное решение? Красивые фотографии, на которых изображены мощные тормоза спорткаров, - диски огромного диаметра и мощные суппорты - заставили многих из нас вообще забыть о существовании другого типа тормозов - барабанных. Однако это решение до сих пор в ходу у автопроизводителей. Что же ими движет - жадность или забота о клиенте?