© commercialmotor.com
Хит-парад

Хит-парад. Самые необычные Land Rover Defender

29 января закрылась еще одна страница истории: с конвейера в Солихалле сошел последний Land Rover Defender, выпускавшийся 68 лет. Утирая скупые слезы, АвтоВести напоследок вспомнили самые яркие, необычные и малоизвестные воплощения в истории знаменитого внедорожника.

Это ведь только в 1990 году легендарный Land Rover Defender обрел это имя, которое переводится как "защитник". А до этого, начиная с 1948 года, он, по мере эволюции и смены поколений, нес другие названия: Series I, II и III, Stage One V8, 1 Ton 109, потом 90, 110, 127 и 130, где цифры традиционно указывали длину колесной базы в дюймах... Не менялась (и не изменилась, в чем мы убедились) только суть: предельно утилитарный и проходимый автомобиль. Причем иногда это принимало довольно причудливые формы.

№ 1

Land Rover Cuthbertson

Laird Centaur Half Track

Хочу быть танком!

Ставить колесные автомобили на гусеницы в мире начали уже давно. И одним из первых (если не первым) "доноров" для превращения машины в танк стал как раз Land Rover. Потому что находились такие, кому даже его проходимости было мало. Для исполнения требований таких капризных клиентов как раз и подсуетилась шотландская фирма Cuthbertson & Sons. И с 1958 года она начала ставить на серийные Land Rover Series I, II и III огромные гусеничные движители, с которыми "вездеходность" британского внедорожника серьезно повышалась.

 

Но были и обратные стороны медали: вместе с клиренсом на гусеницах повышалась и вероятность перевернуться из-за поднявшегося центра тяжести. Да и маневренность хромала. По некоторым данным, фирма выпустила всего 15 таких "танкомобилей" Land Rover. Ну а дальше индустрия подхватила тему – и сегодня более легкие и компактные гусеничные модули можно поставить практически на любой автомобиль.   

Кстати, тема гусеничных Land Rover на этом не закончилась а, наоборот, получила продолжение, но с более милитаристским уклоном. Так, инжиниринговая компания Laird разработала в конце 70-х диковинный полугусеничный армейский транспортер Centaur ("кентавр"). Спереди – обычный Land Rover Stage 1 V8 с колесами (позднее – Land Rover 110), а сзади под удлиненным кузовом - гусеничные движители от легкого танка Alvis Scorpion.

 

"Кентавр" получился увесистым: пустая машина весила 3,8 тонны, а груженая – уже под 7 т. Были построены 8 прототипов, которые испытывались в Арктике, Африке и странах Персидского залива. Но, по некоторым данным, дальше тестов дело не пошло и в 1985 году проект прикрыли. 

№ 2

Roadless 109 Forest Rover

Лесной бродяга

За длинную историю Land Rover Defender и его предков чего только на их базе не строили! Так, в начале 60-х специализированная британская фирма Roadless Traction, выпускавшая полноприводные тракторы, взяла за основу серийный Land Rover 109 Series II и сделала из него похожий на биг-фут аппарат Forest Rover ("лесной бродяга") с клиренсом в 43 см. Необычный вездеход строили совместно с компанией Rover по заказу британской Комиссии по делам лесного хозяйства – ее инспекторам тоже было мало проходимости обычного Land Rover!

 

Чтобы серийному двигателю (маломощные бензиновые и дизельные моторы объемом от 2 до 2,2 л) было легче крутить огромные "зубастые" тракторные колеса, внедорожник оснастили мостами Studebaker с планетарными ступичными редукторами. А для повышения маневренности в лесу и поперечной устойчивости на склонах, колею передних колес сделали на 35 см шире, чем у задних. В итоге Forest Rover отменно пер по лесному бездорожью и топким низинам, но в эксплуатации, увы, все равно оказался неповоротливым и прожорливым. Тем не менее, Roadless Traction успела выпустить 20 таких "бродяг" по цене 1558 фунтов стерлингов за бензин и 1658 фунтов за дизель.   

Вслед за Forest Rover, в 1962 году военным концерном Vickers был создан еще более странный двухмоторный Hover Rover (дословно – "Парящий Rover") на воздушной подушке! Его предполагалось использовать в сельском хозяйстве как полевой опрыскиватель, но мощный поток воздуха из-под подушки рассеивал струю химикатов. Hover Rover так и остался в виде прототипа, хотя Vickers еще несколько лет показывала его как образец транспорта на воздушной подушке.

№ 3

Land Rover Forward Control

Универсальный "головастик"

Мы привыкли считать, что у Defender спереди всегда привычный капот, причем иногда очень длинный – стараниями тюнинг-мастеров. Но в истории этой машины был и свой "головастик" - модель Forward Control (верхнее фото) с кабиной над двигателем, как у наших УАЗ или ГАЗ-66. Британский грузовичок был создан на платформе серийного внедорожника Land Rover Series IIA, а такая компоновка позволяла увеличить грузовую платформу и грузоподъемность, для чего машина оснащалась усиленными мостами и подвеской.

Первый бескапотный Land Rover Series IIA Forward Control выпускали с 1966 по 1964 годы, сделав менее 2500 машин. Грузовой Land Rover оснащался бензиновой 2,2-литровой "четверкой", а на экспорт предлагали версию с рядной бензиновой "шестеркой" в 2,6 л. Выпускавшийся с 1966 по 1974 годы Land Rover Series IIB FC отличался от предшественника опционным дизелем в 2,2 л, доработанной подвеской и мостами.

Армейский Land Rover 101 Forward Control.

А еще специально для военных с 1972 по 1978 годы Land Rover выпускал бескапотный грузовик 101 Forward Control (или 101 FC) грузоподъемностью в 1 тонну. Грузовик с тентованным кузовом был назначен тягачом для 105-миллиметровой гаубицы L118 с боевым расчетом и боеприпасами, а кроме него, были еще санитарные варианты и передвижной пункт связи. Примечательно, что чисто армейский 101 Forward Control оснащался 3,5-литровым V8, коробкой передач и раздаткой от нового "гражданского" внедорожника Range Rover, который начали выпускать в 1970 году. В оснащение некоторых 101 FC также входила лебедка Nokken с приводом от трансмиссии, тянувшая машину как вперед, так и назад. Был даже экспериментальный прицеп с ведущими колесами (они приводились от трансмиссии грузовика), но от такой схемы 6х6 в итоге отказались: на бездорожье прицеп сталкивал грузовик в сторону.  

№ 4

Land Rover City Cab

Колесница Судьи

Да-да, это тоже Land Rover! Жутковатого монстра по имени City Cab построили в 1994 году для фантастического боевика "Судья Дредд" с Сильвестром Сталлоне. Эта вышедшая в 1995 году одноименная экранизация комиксов большой славы не снискала, а Слая за роль судьи Дредда и вовсе номинировали на премию "Золотая малина" за плохую игру.  

Для фильма построили, по разным данным, от 31 до 33 "дреддмобилей". После съемок и участия в рекламе боевика, несколько киношных машин ушли в музеи Land Rover, часть перестроили обратно в тягачи, а остальное продали в частные руки и фирмы. Так, 4 киношных "головастика" приобрела сеть ресторанов "Планета Голливуд", которой, собственно, заправлял сам Сталлоне. А еще некоторые "дреддмобили" их владельцы даже умудрились легализовать для дорожного движения!

Зато британская компания в этом фильме здорово "попиарилась"! По сюжету, в суровом мире будущего уцелела только марка Land Rover, которая и строит брутальные патрульные машины для не менее брутальных Судей. Кстати, в реальности Land Rover не только помогал строить "дреддмобили" для фильма (для этого привлекли партнерскую специализированную фирму Dunsfold DLR), но и создал несколько дизайнерских эскизов этих аппаратов, по мотивам которых потом и делались машины для съемок.

Сами "дреддмобили" тоже были сделаны на серийных шасси и агрегатах внедорожников Land Rover. Однако Defender для этого не подошел: нужно было шасси, где водитель сидел впереди. Тут и вспомнили про бескапотный армейский тягач Land Rover 101 Forward Control с 3,5-литровым V8. Но в середине 90-х быстро найти нужное для съемок три с лишним десятка этих уже немолодых машин оказалось той еще историей. В лихорадочных поисках создатели фильма даже шерстили военные аукционы и площадки дилеров. Но в итоге нужное количество грузовиков нашли, и обвешали их оригинальными стеклопластиковыми кузовами.   

№ 5

Land Rover Sandtrekker

Sandringham 6

Land Rover Perentie 6x6

От Африки до армии

История зарождения трехосных версий знаменитой марки легко тянет на экранизацию, посвященную молодости, задору и энтузиазму, которые зажигают идеи и сворачивают горы. Все началось в 1965 году, когда четверо друзей из Бирмингема (старшему было всего 22 года) купили вскладчину за 200 фунтов стерлингов подержанный армейский Land Rover Series II 80. Но друзья быстро поняли, что эта трехдверка для них тесна, и решили своими силами построить не просто удлиненный вариант, а еще и с колесной формулой 6х6!

И к 1966 году автомобиль, названный Sandtrekker, был готов, став первым трехосным Land Rover! В постройке уникального внедорожника (она обошлась в 600 фунтов) неофициально помогала и фирма Rover, где работал один из юных энтузиастов. Так, завод, к примеру, доработал коробку и раздатку, чтобы сделать привод на третью ось. А 1967 году создатели  Sandtrekker махнули на нем в испытательный пробег по Африке, прошли за полгода 14 стран и почти 20 000 километров, благополучно вернувшись в Англию.

Land Rover Perentie 6x6

Пример молодых британцев послужил сигналом к действию для других. И с 70-х годах перестраивать серийные внедорожники Land Rover в трехосные вездеходы взялись не только специализированые фирмы (типа Hotspur Cars Ltd, выпускавшей известную модель Sandringham 6), но и отделение спецавтомобилей в самой компании Land Rover. Тема развилась настолько, что c конца 80-х – начала 90-х годов армия Австралии даже приняла на вооружение партию трехосных Land Rover Perentie 6х6 – их по заказу австралийских военных разработала и выпускала компания Jaguar Rover Australia, используя для основы Land Rover 110 образца 1987 года. Оснащенные 3,9-литровыми дизелями Isuzu, трехосные Perentie (в переводе – "гигантский варан") выпускались в виде патрульного автомобиля, грузопассажирского транспортера, кареты медпомощи, передвижного пункта ПВО и т.д. "Вараны" прослужили в австралийской армии вплоть до 10-х годов нашего века, и лишь в 2012 году их начали заменять трехосные Mercedes-Benz G-Wagen 6х6. 

Автор Александр Евдокимов