© Volkswagen
Хит-парад

Хит-парад. Концепты, "приунывшие" на конвейере

С тех пор, как с серийной Lada Xray сдернули покрывало, только ленивый не пнул ее за дизайн, приговаривая "а почему не как концепт?!". Хотя кардинальные отличия прототипов от "серии" - обычное дело. АвтоВести вспомнили примеры, когда серийная машина оказывалась унылой тенью своего концепта.

С тех пор, как с серийной Lada Xray сдернули покрывало, только ленивый не пнул ее за дизайн, приговаривая "а почему не как концепт?!". Хотя кардинальные отличия прототипов от "серии" - обычное дело. АвтоВести вспомнили несколько типичных примеров, когда вставшая на конвейер машина оказывалась унылой тенью своего яркого концепта-предшественника. И на их фоне новая Lada Xray - уж точно не самый скучный вариант.

Как мы уже ранее писали, нечастые исключения лишь подтверждают правило: представленый на мировых автошоу концепт-кар - вовсе не гарантия того, что его серийное воплощение будет выглядеть точно так же. Задача автомобиля-концепта - разогреть и подразнить публику, показать ей, куда ветер дует. Каким завтра станет фирменный дизайн компании, что за технологии и решения стануть задавать тон в ближайшее время, какие новые машины ожидаются в модельном ряду производителя... Этакие предвестники будущего! Причем часто они настолько радикальные и экстравагантные, что уж очень сильно опрежают настоящее. А их воплощение в серийном производстве слишком сложно и непозволительно дорого. Да и купит не каждый.

Когда в 2012 году на автосалоне в Москве "АвтоВАЗ" представил концепт-кар Lada Xray, россияне, конечно, обомлели. Такого от тольяттинского автогиганта не ждали! Хотя сразу было понятно, что эта похожая на дакаровский прототип помесь купе и внедорожника в серию не пойдет - такую радикальную модель "АвтоВАЗ" просто бы не потянул. Да и не было такой цели.

Зато концепт Xray полностью отработал другие задачи, для которых и был создан. Во-первых, он поднял настоящую бурю обсуждений в соцсетях и буквально раскалил интерес к грядущим новинкам "АвтоВАЗА"! Во-вторых, намекнул на грядущее появление в вазовском модельном ряду нового "паркетника". Но самое главное, что на Xray Concept "засветились" выштамповки на дверях и характерная Х-образная "физиономия" - главные элементы нового фирменного стиля "АвтоВАЗа", созданного под руководством Стива Маттина. Да-да, самые невероятные концепты часто строят лишь для того, чтобы показать несколько штрихов или элементов будущего дизайна компании! И, кстати, на новые Lada Vesta и Xray ключевые элементы дизайна концепта переехали с минимальными изменениями, сохранив свою экспрессию. Не всем в автомобильном мире так везет...          

№ 1

Renault Captur Concept

2011 год

Экстравагантность французского автодизайна в представлении давно не нуждается. Вот и концепт Renault Captur, представленный на Женевском автосалоне 2011 года, просто не мог не собрать вокруг себя толпы. Карбоновая трехдверка с подъемными дверями типа "крылья лебедя" весила всего 1300 кг и опиралась на здоровенные "катки" посадочным диаметром 22 дюйма. В салоне – почти полное отсутствие кнопок и чудные сиденья с подушками и спинками из натянутых шнуров. Над головой – съемная жесткая крыша, под капотом – битурбовый 1,6-литровый дизель (160 л.с.) в паре с "роботом", разгон до 100 км/час за 8 секунд, механический "самоблок" на передней ведущей оси…

Renault Captur Concept

В серийном Captur, показанном в 2013 года, от залихватского концепта остались разве что некоторые схожие линии и решения по дизайну решетки радиатора, фар и переднего бампера. Вместо молодежной трехдверности – семейные пять дверей. Вместо 160 дизельных сил – максимум 90, снятые с 1,5 литра, плюс малолитражные бензиновые моторчики (0,9 и 1,2 л) отдачей до 116 л.с. Привод тоже передний, но уже без "самоблока". Хотя выглядит Captur все равно достойно и от концептуального прообраза ему хоть что-то перепало. Потому что концепт и его серийное воплощение нередко разделяет пропасть! Ниже – более чем красноречивый пример.

№ 2

Dacia Duster Concept

2009 год

Все мы хорошо знаем бюджетный румыно-французский кроссовер Dacia/Renault Duster. Но уже не все помнят, какой аппарат предшествовал его появлению! На Женевском автосалоне 2009 года Dacia выкатила свой первый концептуальный кроссовер по имени Duster, созданный совместно с европейским центром стиля Renault. Причем над обликом Dacia Duster Concept работал и наш соотечественник Арсений Костромин, выпускник МАМИ. Стремительный и футуристичный концепт весом 1300 кг имел ассиметричные двери (одна слева и две распашные – справа), водитель сидел в отделенном от салона кокпите, а возможности трансформации позволяли запихнуть в салон велосипед, причем стоя и не снимая с него колес.

Dacia Duster Concept

А потом вышел серийный Dacia/Renault Duster. И стало ясно, что футуризма не будет. Потому что все эти концептуальные изыски для "бюджетника" были ожидаемо дороги. Никаких колес на 21 дюйм и пассажирских сидений, убирающихся под водительское кресло – от концепта упрощенная серийная версия взяла разве что 1,5-литровый дизель и 6-ступенчатую МКПП. Классическая ситуация, когда сначала манят навороченной каретой, а в итоге все заканчивается обычной кибиткой… Впрочем, такое упрощение совершенно не помешало серийному "Дастеру" стать бестселлером. Футуризм, конечно, дело занятное, но массе народа надо что-то попроще и подешевле.

№ 3

Opel Insignia Concept

2003 год

Представленный в 2003 году во Франкфурте огромный концептуальный хэтч Insignia Concept подавлял и властвовал! Почти пять метров длины, безрамочные двери (задние – сдвижные), роскошный салон с отделкой эбеновым деревом, "корветовский" 344-сильный мотор мотор V8 в связке с 7-ступенчатым автоматом, гидропневматическая подвеска – настоящий бунтарь от производителя "правильных" бюргерских автомобилей!

Opel Insignia Concept

Бунтарства оказалось слишком много: в 2005 году Opel заявил, что Insignia Concept слишком тяжела и дорога для "серии". Поэтому вставшая на конвейер в 2008 году серийная Insignia стала более "допропорядочной", взяв от смелого концепта разве что выпуклую решетку радиатора да приборную панель с "колодцами". Вместо мотора V8 самым мощным из предлагаемых двигателей стал бензиновый турбированный V6 (2,8 л, 325 л.с.), да и тот предлагали лишь для версии ОРС. Все остальные моторы – только 4-цилиндровые.

№ 4

Volkswagen Concept A

2006 год

С помесью спортивного купе и внедорожника не раз экспериментировали и в Volkswagen. Так, в феврале 2006 года в Берлине компания представила двухдверный прототип Concept A в шикарном "ледниковом" колере. Атлетичные формы кузова, короткие свесы и здоровенные колеса с шинами шириной 295 мм, стремительная покатая крыша со сдвижной мягкой секций – концепт так и излучал бойцовый дух!   

Volkswagen Concept A

Как водится, Concept A разогревал и готовил публику к появлению в 2007 году новой кроссоверной модели. Которой стал Tiguan текущего поколения! Тот самый, в дизайне которого от экспрессии концепта остались только фары и решетка радиатора (все, как с Lada Xray), а дальше – сплошная немецкая строгость, порядок - и скукота.  

№ 5

Suzuki Kizashi/Kizashi 2/Kizashi 3

2007-2008 гг.

Разбег на рубль часто заканчивается ударом на копейку. Эту старую истину в очередной раз доказали в Suzuki, где к середине 2000-х годов решили, что текущего рыночного присутствия им маловато. И в компании задумались: а не влезть ли, для разнообразия и лишней прибыли, в сегмент среднеразмерных седанов? Тот, что D и где "рулят" Ford Mondeo и иже с ним. Учитывая, что это был первый подобный опыт для Suzuki, японцы начали готовить вторжение заранее. Как водиться, "на разогрев" выставили концепт-кар. И какой! Похожий на Трансформера концептуальный хэтч Kizashi откровенно шокировал своим хищным видом посетителей Франкфуртского автосалона 2007 года. Начинка же, в отличие от ядреной внешности, была скромнее: 2-литровый дизель, полный привод, 6-ступенчатая секвентальная КПП.

Suzuki Kizashi Concept

В том же 2007 году Suzuki бабахнули по Токийскому автосалону уже вторым концептом Kizashi 2! У похожего на кроссовер полноприводного прототипа был уже менее радикальный дизайн. А актуальный в Европе дизель уступил место более уместному в США 300-сильному бензиновому V6 в паре с 6-диапазонным автоматом.

Suzuki Kizashi 2 Concept

Наконец, в 2008 году Suzuki представила последний "подготовительный" концепт – седан Kizashi 3, который уже считался чуть ли не предсерийным. Тогда-то и стали крепнуть первые подозрения. Потому что Kizashi 3 по пути эволюции здорово подрастерял начальную агрессию, округлился и стал похож на улыбающегося покемона, любящего пончики.  

Suzuki Kizashi 3 Concept

Когда же в 2009 году японцы, наконец, явили миру серийный седан Kizashi, грохот от рухнувших ожиданий явно было слышно по обе стороны Тихого океана. После того, с чего начиналась Kizashi, ее финальный дизайн можно было описать одним словом: тоска! Разбег на рубль влетел в копеечку: серийная Kizashi оказалась одной из самых провальных моделей в истории компании Suzuki. Кроме откровенно скучного дизайна, последний гвоздь в крышку гроба модели вбили высокая цена и единственный в гамме бензиновый мотор объемом 2,4 л, лишавший покупателя выбора. 

Автор Александр Евдокимов