© Volkswagen
Хит-парад

Хит-парад. Доминаторы, или Кто чаще побеждал на "Дакаре"

На проходящем сейчас ралли-рейде "Дакар" - интрига! Сможет ли вернувшаяся на марафон команда Peugeot тряхнуть стариной и прервать-таки в этом году 4-летнюю серию побед коллектива X-Raid на Mini? А пока идет гонка, АвтоВести вспомнили других "доминаторов" в истории этого легендарного ралли.

На проходящем сейчас в Южной Америке ралли-рейде "Дакар" - интрига! Сможет ли вернувшаяся в 2015 году на марафон команда Peugeot тряхнуть стариной и в этот раз наконец-то прервать 4-летнюю серию побед коллектива X-Raid на Mini? На момент выхода этого материала Стефан Петерансель и Сириль Депре, выступающие на заднеприводных багги Peugeot 2008 DKR, шли в легковом зачете на первом и втором местах, соответственно. Так что все шансы есть!

А пока идет гонка, АвтоВести вспомнили других известных "доминаторов" в истории этого легендарного ралли, которые штамповали победы пачками. И начнем с тех, кто, собственно, и придумал ралли-рейд "Дакар"... 

№ 1

Peugeot

Число побед: 4 (1987-1990 гг.)

Эра доминирования французских марок на марафоне "Дакар" началась… с запрета в 1986 году раллийной группы В, где выступали настоящие колесные демоны. В то время там как раз громила соперников легендарная центральномоторная полноприводная Peugeot 205 Turbo 16 (верхнее фото), на счету которой с 1984 по 1986 годы было 16 побед и два чемпионских титула. Да и как не побеждать, если в весящую менее 1 тонны двухдверку был впряжен 1,8-литровый турбомотор, выдающий, в зависимости от эволюции и давления наддува, 350-550 "коней" и под 500 Нм тяги?! А какие легендарные люди пилотировали этих монстров! Ари Ватанен, Юха Канккунен, Тимо Салонен…  

Ари Ватанен прославит Peugeot 405 T16 (на фото) еще и в американской горной гонке "Пайкс Пик", поставив там в 1988 году рекордное время восхождения. Про это французы даже снимут знаменитую короткометражку Climb Dance.

Когда в 1986 году группу В из-за массы аварий прикрыли, в спортивном отделении Peugeot (им тогда рулил Жан Тодт, будущий босс формульной Ferrari) здраво рассудили, что нечего пропадать добру. И спешно перековали раллийную 205 T16 в ралли-рейдовый прототип с дефорсированным до 380 л.с. мотором, который обеспечивал разгон до 200 км/час менее, чем за 10 секунд. Да так удачно перековали, что Ватанен сходу выиграл на этой машине "Дакар" 1987 года, а через год золотого бедуина завоевал и Юха Канккунен!

В том же 1988 году на смену прославленной 205-й модели появится более продвинутый рейдовый прототип 405 T16. Там уже будет 1,9-литровый турбомотор в 400 "сил", который обеспечивал максимальную скорость в 230 км/час. Эта машина выиграет "Дакар" еще дважды (в 1989 и 1990 годах), и оба раза за рулем будет Ари Ватанен. А потом Peugeot надолго уйдет из ралли-рейдов в кольцевые гонки и классическое ралли. Но доминирование французов в легковом зачете рейда "Дакар" не прекратится… 

№ 2

Citroen

Число побед: 4 (1991, 1994—1996 гг.)

…Потому что с 1990 года знамя подхватит заводская команда Citroen cо своим не менее знаменитым прототипом ZX Rallye Raid. В нем использовались многие наработки от предшественника, и даже его цвет на первых порах тоже был желтый. Но позже ситроеновских ралли-рейдовых монстров начнут красить в характерный кровавый цвет, за который они и получат прозвище "Красные дьяволы".

На каждом переднем колесе Citroen ZX Rallye Raid было по два амортизатора, а на каждом заднем – уже по три! После этого уже как-то не удивляет максимальная скорость в 205 км/час, которую прототип мог развивать, в том числе, и на бездорожье…

Характер у машин был и впрямь бесовский. За счет применения легких сплавов и композитных материалов, пустой ZX Rallye Raid весил всего 1450 кг. И оснащался 2,5-литровой бензиновой "четверкой" с турбонаддувом, которая в разное время своей эволюции и настроек, выдавала 300-330 л.с. и до 590 Нм крутящего момента. В системе постоянного полного привода применялись три самоблокирующихся дифференциала, а в механческой КПП уже в те годы было семь (!) ступеней, так что Porsche 911 и Chevrolet Corvette тут давно не первые.

За время своих выступлений с 1990 по 1997 годы Citroen ZX Rallye Raid пять раз брали мировой кубок по ралли-рейдам и завоевали в общей сложности 36 побед в 42 гонках. "Дакар" же покорился "Красным дьяволам" четыре раза: в 1991 году его выиграл Ари Ватанен, а победы в 1994-1996 годах записал на свой счет знаменитый француз Пьер Лартиг.             

№ 3

Mitsubishi

Число побед: 12 (1985, 1992-1993, 1997-1998, 2001-2007 гг.)

Переплюнуть французов (и всех скопом, кто был потом) по числу побед на "Дакаре" смогли в Mitsubishi. Еще на заре развития знаменитого ралли-рейда японцы смекнули, что это отличный маркетинговый инструмент для продвижения новых моделей. В 1982 году Mitsubishi как раз представили первое поколение внедорожника Pajero, и идея засунуть его на "Дакар" так и витала в воздухе. Долго не тянули: в 1983 году фактически серийный Pajero дебютирует на марафоне, в 1984 году приезжает третьим в "абсолюте", а уже в 1985 году "брильянтовые" отметили первую победу.

С 1998 по 2008 года Mitsubishi наплодит столько ралли-рейдовых Pajero/Montero Evolution, что в них сам черт ногу сломит. Сначала была модель V55W, которая, кстати, выпускалась и в гражданской версии. А с 2003 года пошли модели MPR 10 (на фото), 11, 13 и 14.

Но дальше на марафоне началась эра заводских спортпрототипов, с которыми фактически серийный "Поджарый" тягаться уже не мог. Пришлось ковать новое оружие победы. Так на свет появились знаменитые прототипы Pajero Proto Dakar с 4-цилиндровыми турбомоторами по 350-370 л.с. и максимальной скоростью за 200 км/час, которые смогли навязывать борьбу "Красным дьяволам" Citroen. На "Дакаре" прототипы Pajero дебютировали в 1991 году, сразу заняв 2, 3 и 4 места. Кстати, вторым тогда стал Пьер Лартиг, тогда еще не перешедший в Citroen. Который в 1992 году Mitsubishi "умоют" по полной программе, заняв весь подиум!

Еще одно первое место Pajero Proto возьмет на "Дакаре" 1993 года, но это будут его, по сути, последние победы. В 1996 году категорию прототипов Т3 запретят – и "Дакар" 1997 года Mitsubishi встретит уже на новых моделях категории Т2 (доработанные серийные автомобили). И встретит успешно, сразу заняв места с первого по четвертое, да еще и повторив этот же результат в 1998 году. Вообще, именно за рулем Mitsubishi Кенджиро Шинозука станет первым японцем, выигравшим "Дакар" (1997 год). А в 2001 году легендарный супермарафон впервые в своей истории покорится женщине – немецкой пилотессе Ютте Кляйншмидт. С 2001 по 2007 годы у Mitsubishi вообще будет парад побед: команда выиграет семь "Дакаров" подряд, и этот рекорд марафона не побит до сих пор! Более того, на гонке 2002 года все первые 10 мест заняли гонщики на автомобилях Mitsubishi! Но в 2009 году наступил оглушительный провал. Команда подготовила к ралли-рейду четыре новых внедорожника Racing Lancer с дизелями, но до финиша смог дойти только один. И после такого фиаско в компании решили свернуть ралли-рейдовую программу. За 26 лет выступлений Mitsubishi выиграла 12 "Дакаров", но оказалось, что и это – не предел…

№ 4

Команда "КамАЗ-Мастер"

Число побед: 13 (1996, 2000, 2002-2006, 2009-2011, 2013-2015 гг.)

Хотя достижения Mitsubishi и выглядят круто, абсолютным рекордсменом  "Дакара" по числу побед до сих пор остается наша команда "КамАЗ-Мастер". Ведь камские гоночные мустанги выигрывали в дакаровском грузовом зачете аж 13 раз! Когда в 1990 году "КамАЗы" впервые выехали на этот марафон, иностранные соперники на более легких и подготовленных машинах только скептически ухмылялись. Что эти русские тут забыли и на что они вообще надеются?! Тогда все три гоночных "КамАЗа" с экспериментальным дизелем V10 сошли из-за поломок мотора. Но все "хи-хи" резко утихли, когда в гонке 1991 года (ее еще прозвали "Дьявольской") челнинцы, заменившие дизель V10 на более надежный камазовский V8, заняли второе и третье места в зачете грузовиков. Причем российская команда стала единственной, которая финишировала полным составом, не потеряв ни одного грузовика! Хотя из 109 стартовавших в Париже грузовиков к Розовому озеру доехали только 44. И уже тогда стало ясно, что на дакаровском небосводе загорается новая звезда…

КамАЗ-4326 VK. Как говорится, без комментариев...

Первая победа на знаменитом марафоне пришла к челнинской команде ровно 20 лет назад – юбилей! И завоевал ее Виктор Московских на "КамАЗ-49252" (верхнее фото), на котором команда гонялась с 1994 по 2003 годы. Центральномоторный монстр оснащался битурбированным дизелем ЯМЗ V8 (17,2 л, 750 л.с.), который разгонял 11-тонный грузовик до 100 км/час за 16 секунд и 180 км/час по твердому покрытию! На каждом 25-дюймовом колесе стояли по два гидропневматических амортизатора от гусеничной боевой машины десанта (БМД), за счет чего гоночный "КамАЗ" просто не тормозил там, где соперники снижали ход и теряли время. Но такая суперподвеска, позволявшая бесчинствовать на бездорожье и побеждать в гонках, была беспощадна к экипажу. Прославленный Пьер Лартиг как-то проехался на таком "боевом" грузовике, и потом долго приходил в себя, не понимая, как эти русские выносят такую адскую тряску. Были истории и похлеще. На ралли-рейде "Оптик 2000 Тунис 2001" испанцы Рафаэль Тибо и Пепе Мартинес выступали как раз на "КамАЗ-49252", взятом в аренду. Но экипажу пришлось сойти после того, как у штурмана от тряски случилось кровоизлияние в мозг, закончившееся госпиталем. Пилот отделался легко: ему всего лишь пришлось поносить шейный корсет...

Главными же "колесницами победы" для команды стали новые грузовики "КамАЗ-4911 Extreme" (на нем челнинцы начали выступать в 2002 году) и его развитие в виде модели "КамАЗ-4326" VK (пошел с 2007 года). После ряда модернизаций и изменений в дакаровском техрегламенте, машины расстались со среднемоторной компоновкой и 25-дюймовыми шинами, стали мягче на ходу. Но тот же КамАЗ-4911 Extreme с 850-сильным дизелем, сохранивший сдвоенные амортизаторы от БМД, все равно успел заработать прозвище "летающий грузовик" за свои внедорожные возможности. Первое дакаровское "золото" "КамАЗ-4911 Extreme" взял в 2003 году. И вместе с моделью "КамАЗ-4326 VK" он помог команде поставить еще один рекорд: пилот Владимир Чагин (прозвище – "Царь") семь (!) раз побеждал на "Дакаре" на этих грузовиках. За всю историю этого ралли-рейда столько ни в автомобильных, ни в грузовых зачетах не выигрывал ни один пилот. И хотя в 2001 году Чагин повесил шлем на гвоздь, его рекорд не побит до сих пор! Ближайший преследователь – только Стефан Петерансель. Он шесть раз выигрывал "Дакар" на мотоцикле, но на четырех колесах у него пока только пять побед. И сейчас он, возможно, едет к шестой…   

№ 5

Volkswagen

Число побед: 4 (1980, 2009-2011 гг.)

Компания из Вольфсбурга тоже успела сверкнуть на легендарном ралли-рейде, положив начало эре "немцев". В 2003 году Volkswagen выставил на "Дакаре" два заднеприводных багги Tarek. Готовя машины для гонки, в Volkswagen решили делать ставку не на привычные бензиновые движки, как у большинства соперников, а на дизельные моторы: они выдавали больше крутящего момента, (особенно на "низах", что бесценно в песках) и ели меньше топлива, что позволяло уменьшить топливные баки и облегчить машину. Ралли-рейдовый Tarek весил всего около 1,2 тонны и оснащался форсированным 1,9-литровым турбодизелем (218 л.с. и 390 Нм). И в первой же гонке ставка на дизели сыграла: "Тареки" объехали всех в моноприводном классе и заняли 6 и 8 места в общем зачете. Но основную славу команде Volkswagen Motorsport на дакаровском марафоне принесла совсем другая машина…

За свою историю дизельный ралли-рейдовый Volkswagen Race Touareg пережил три эволюции. В 2006 году появился Race Touareg 2 (верхнее фото), оснащенный двухступенчатым турбонаддувом и развивающий 285 "сил" и 600 Нм. А к сезону 2010-2011 годов был подготовлен Race Touareg 3 (на фото), 2,5-литровый турбодизель которого форсировали до 310 л.с.

В 2004 году на знаменитом ралли-рейде дебютировала первая генерация полноприводного прототипа Volkswagen Race Touareg. Правда, с серийным "Туарегом" там было мало общего: стальная пространственная рама, карбоновые кузовные панели, независимые подвески со сдвоенными рычагами и двумя амортизаторами на каждое колесо, постоянный полный привод с тремя блокируемыми дифференциалами… Пятицилиндровый турбодизель объемом 2,3 литра был раскручен до 231 л.с. И свои 450 Нм он передавал через 3-дисковое керамическое сцепление на 6-ступенчатую секвентальную КПП X-Trac. Весил Race Touareg 1,75 т и вваливал по бездорожью так, что в первой же дакаровской гонке Ютта Кляйншмидт выиграла один из этапов. 

К "Дакару" 2005 года появился доработанный Race Touareg уже с 2,5-литровым турбодизелем, форсированным до 260 л.с. и 500 Нм. И в том же году Ютта Кляйншмидт привезла молодой команде первый дакаровский подиум, заняв третье место в общем зачете – ровно 25 лет спустя после того, как швед Фредди Коттулински выиграл "Дакар" на переделанном серийном Volkswagen Iltis. Первую же победу команде в 2009 году привезет Жиниэль де Виллерс. Причем это была еще и первая победа дизельной легковой машины за всю историю гонки! Но самыми ударными для команды стали 2010 и 2011 годы, когда два раза кряду ралли-рейдовые "Туареги" занимали весь пьедестал! В 2010 году первым был знаменитый испанский раллист Карлос Сайнс, а в 2011 году победу праздновал катарец Нассер Аль-Аттия. Увы, 2011 год стал последним, когда Volkswagen Motorsport гонялась на "Дакаре" - с 2012 года заводская команда переключилась на классическое ралли, ралли-кросс и "кольцо". А на марафоне началась серия побед команды X-Raid и ее Mini Countryman.

P.S. Свершилось! Peugeot сумели прервать многолетнюю череду побед немцев благодаря Стефану Петеранселю, который привел свой багги на первое место в легковом зачете "Дакар" 2016 года - спустя четверть века после последней победы "львов" на этом ралли-марафоне. Кстати, для Петеранселя это шестая дакаровская победа в автомобильном зачете. И возможно, что последняя: на финише Петерансель признался, что его последней целью в карьере как раз было сравнять число дакаровских "автомобильных" с мотоциклетными (их у Петеранселя тоже было 6). Таким образом, рекорд Чагина пока остается непокоренным...     

Автор Александр Евдокимов