© Super Street
Простые вопросы

Разве компрессор и турбина - не одно и то же?

В зависимости от того, кто рассказывает вам о машине, под капотом у нее могут оказаться "механический нагнетатель", "турбина", "компрессор" - а то и целый "турбокомпрессор". Чем же отличаются друг от друга все агрегаты? Или эту кучу названий зачем-то выдумали для одного и того же устройства.

Люди часто хотят всего и сразу, и мотористы - не исключение. Им и лошадей побольше подавай, и расход топлива сильно увеличивать не вздумай, и размеры силового агрегата держи в жестких пределах. Впрочем, и профессионалам, и дилетантам известна технология, которая помогает удовлетворить если не все, то многие запросы покупателей и маркетологов. Это - наддув, то есть принудительная подача воздуха под давлением в цилиндры двигателя. Ведь чем больше воздуха попадет в камеру сгорания, тем больше топлива там можно будет сжечь - и тем выше будет мощность двигателя.

Механизм проталкивания воздуха в недра головки блока цилиндров всегда примерно одинаков - это вращающаяся с высокой скоростью детали сложной формы, крыльчатка или пара винтов-шнеков (формой похожих на тот, что прячется внутри простейшей мясорубки). А вот каким образом эти детали до высокой скорости раскрутить - конструкторы могут выбирать. 

Система наддува - это не только нагнетатель, но и немаленькая "периферия" в виде интеркулера для промежуточного охлаждения воздуха и многочисленных патрубков.

Можно сделать источником энергии коленвал. Преимущество такой схемы - давление наддува растет паралелльно с оборотами, то есть любимый многими водителями подхват дает о себе знать практически сразу же. Но есть и минусы. Во-первых, пика давления наддува достигнет только ближе к отсечке - то есть большинство водителей просто не успеет ощутить весь эффект от наличия наддува (ведь в обычной жизни подхват нужен на низких или средних оборотах). Во-вторых, на создание избыточного давления тратится не такой уж маленький процент выработанной двигателем мощности. Нагнетатель с приводом от коленвала часто называют механическим компрессором или просто компрессором, а поклонники американских машин часто используют популярный за океаном термин "суперчарджер".

Второй способ - использовать энергию вылопных газов. Их струя раскручивает крыльчатку, закрепленную на одном конце вала (в т.н. "горячей" половине агрегата), а вместе с ней - и крыльчатку на другом конце вала (в "холодной" половине), разгоняющую поток воздуха по пути к цилиндрам. Плюсы - возможность получать дополнительные лошадиные силы почти из ничего и обеспечить подхват в том диапазоне оборотов, где он чаще всего необходим водителю. Минусы - пресловутая турбояма: давление наддува после нажатия на педаль газа растет с небольшой задержкой. Впрочем, мотористы научились разными способами минимизировать этот эффект - и поэтому система турбонаддува сейчас пользуется у конструкторов большей популярностью, чем нагнетатель с приводом от коленвала.

Этот агрегат с первого взгляда можно принять за турбину, но наличие только одной улитки (и крыльчатки внутри нее) говорит о том, что перед нами механический нагнетатель.

Центральный агрегат этой системы называют турбиной - как и многие другие агрегаты, где источником энергии является поток газа или жидкости. Однако бывает и так, что турбиной называют только горячую часть, в то время как для описания холодной части используют слово "компрессор". Поэтому термин "турбокомпрессор", который нередко можно встретить на страницах автомобильной прессы, также является корректным, хотя порой и запутывает дело. Избежать путаницы проще всего, выбирая словосочетания "механический нагнетатель" и "турбонагнетатель". Кстати, в конструкции мотора могут использоваться и оба этих агрегата одновременно - общепринятого русскоязычного термина для этой схемы пока нет, в английском же языке используют термин "твин-чардж".

В ближайшие годы под капотами автомобилей наверняка будет все активнее обживаться и третья разновидность нагнетателя - с электроприводом. Раньше они существовали, но использовались крайне редко: серийно выпускавшиеся модели обеспечивали лишь небольшой подхват и только на высоких оборотах. Однако в последнее время такие агрегаты все чаще становятся элементом перспективных разработок крупных автопроизводителей - моторов, где они работают совместно с механическими или турбонагнетателями. На серийных машинах таких агрегатов пока не встретить - и есть время запомнить, что правильным будет называть их электрическими нагнетателями. А вот встречающееся время от времени словосочетание "электрическая турбина" звучит некорректно.

По сути через турбину дважды проходит один и тот же поток: сначала - через холодную часть как поток воздуха, потом - через горячую как поток выхлопных газов.

P.S. АвтоВести до сих пор не ответили на простой вопрос, интересующий лично вас? Тогда оставьте этот вопрос в комментариях. Но не забудьте перед этим свериться с полным списком материалов этой рубрики.

 

Простые вопросы: как устроено зеркало заднего вида с автозатемнением Самозатемняющиеся зеркала заднего вида умеют в нужный момент темнеть и проясняться, избавляя водителя от риска ослепления позади идущими автомобилями. Что за сложные процессы происходят внутри такого простого, на первый взгляд, механизма?
Из какого количества деталей состоит автомобиль? Автомобиль - пожалуй, самый сложный предмет, которым можем владеть среднестатистический, не являющийся миллионером человек. Ведь даже квартира с конструктивной точки зрения состоит из сравнительно небольшого количества элементов. А вот если начать считать детали, из которых состоит машина, остановиться получится ой как нескоро...
Задние барабанные тормоза - прошлый век или логичное решение? Красивые фотографии, на которых изображены мощные тормоза спорткаров, - диски огромного диаметра и мощные суппорты - заставили многих из нас вообще забыть о существовании другого типа тормозов - барабанных. Однако это решение до сих пор в ходу у автопроизводителей. Что же ими движет - жадность или забота о клиенте?