© Fuel for thought
Простые вопросы

Почему одна и та же машина в России мощнее, чем в США?

Казалось бы, в эпоху глобализации найти общий знаменатель могут даже народы, проживающие на противоположных концах света. На деле же даже в двух весьма близких друг к другу странах под капотом одного и того же автомобиля могут насчитать разное количество лошадей. В чем же дело?

Мало для кого секрет, что мощностью мотора производитель может "играть" в интересах потребителя. Главным образом – с целью избавить будущего владельца той или иной машины от повышенных налоговых ставок. Именно по этой причине V-образная "шестерка" Toyota, которую можно встретить на продающихся в России седане Camry и кроссовере Highlander, развивает 249 л.с., а не исходные 277. А двухлитровый атмосферник под капотом Mazda3 – 150 л.с., а не "японские" 165.

На Infiniti Q30 турбомотор объемом 1,6 литра развивает 156 л.с. - но для России, вполне возможно, дефорсируют до 149. Кстати, новейшую модель японского бренда - то ли приподнятый хэтчбек, то ли заниженный кроссовер - АвтоВести недавно протестировали

Но порой все не столь очевидно. К примеру, V-образная битурбовая "восьмерка" объемом 5,5 л на продающемся в США кроссовере Mercedes-Benz GLE 63 AMG S развивает 577 л.с., а на таком же автомобиле, предназначенном для российского рынка – уже 585 л.с. Неужели ставка налога в США резко увеличивается, если в моторе больше 580 лошадей? Та же ситуация – с Chevrolet Camaro: в Америке V-образная "шестерка" под капотом этого спорткара выдает 323 л.с., по другую сторону Атлантики – 328 л.с. Дополнительно запутать автолюбителя может тот факт, что на англоязычных сайтах после обозначающего мощность числа могут идти разные комбинации букв: hp, bhp, PS…

Если углубиться в дебри, то выяснится, что достаточно долго (до начала семидесятых годов) мощность моторов в США замерялась без навесного оборудования. Таким образом, при получении brake horsepower или gross power не учитывались неизбежные потери из-за генератора, масляного насоса и других вспомогательных агрегатов. Можно также встретить упоминания, что словосочетание brake horsepower (от глагола to brake – тормозить) связано с методом замера мощности – специальная накладка прижималась к маховику и останавливала его, и по затраченному на эту процедуру усилию делались выводы об отдаче двигателя.

Другие расшифровывают сокращение BHP как "британская лошадиная сила" - и они близки к истине. Дело в том, что при расчете мощности не обойтись без единиц измерения силы и длины – а в привычной нам метрической и в менее популярной британской системе мер эти единицы разные, и соотношения их имеют множество знаков после запятой (к примеру, фунт – это только примерно полкилограмма, а на деле 0,4535923 кг). При подсчетах не обходится без округлений, и "метрическая мощность" оказывается чуть больше "британской" (примерный коэффициент – 1,01). Именно благодаря этому продающиеся в России машины на несколько лошадей мощнее американских. Забавно, что непосредственно Британия сейчас живет уже не по "своим", а по метрическим правилам – и если инженеры не колдовали над мотором ради уменьшения транспортного налога, мощность двигателя в Британии и России будет одинаковой.

Берингов пролив разделяет российскую Чукотку и американскую Аляску. Если вы вместе с автомобилем пересечете его на судне (или зимой переедете по льду), можете оказаться во вчерашнем или завтрашнем дне - а двигатель вашей машины номинально станет на несколько лошадиных сил мощнее или слабее. 

Что же касается аббревиатур, то в настоящий момент между hp и bhp фактически уже нет разницы. Американцы используют сокращение  hp, когда говорят о своей, высчитанной при помощи фунтов и футов мощности,  - а bhp регулярно встречается рядом с "общеевропейскими" цифрами. А вот немецкое сокращение PS (Pferdestärke), которым часто пользуются и англоязычные авторы, всегда обозначает "метрические" лошадиные силы. И совпадает с данными, которые используются в России.

P.S. АвтоВести до сих пор не ответили на простой вопрос, интересующий лично вас? Тогда оставьте этот вопрос в комментариях. Но не забудьте перед этим свериться с полным списком материалов этой рубрики.