© Combat AG
Хит-парад

Хит-парад. "Комбат", "Каратель" и другие громкие автопроекты в России

Автомобильную прессу недавно всколыхнули показанные в Дубае российские купе Bilenkin Vintage - "современные олдтаймеры", как зовут их создатели в лице ателье Cardi и московского автореставратора Кирилла Биленкина. АвтоВести вспомнили другие нашумевшие в свое время российские автомобильные проекты.

Россию трудно назвать законодательницей автомобильной моды. Но иногда и в нашей стране затеваются такие автомобильные проекты, которые привлекают повышенное внимание не только в России. Мы вспомнили самые одиозные и нашумевшие из них, созданные в разное время 2000-х годов и порядком взбудоражившие автомобилистов. Тут и туманные затеи энтузиастов, и проекты с государственным подходом, и вполне жизнеспособные проекты "частников". Но не ищите здесь "Ё-Мобиль" и "Марусю": они свое уже "отшумели" и без того получили массу внимания... 

№ 1

Russo-Baltique Impression

Статус: проект закрыт 

"Руссо-Балт" - одно из самых известных имен в истории автомобильной России. Их строил автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, который из-за Первой мировой в 1915 году был эвакуирован в Москву. Первый автомобиль под именем "Руссо-Балт" появился в мае 1909 года, а всего до 1918 года выпустили лишь 623 машины. По конструкции "Руссо-Балты" были фактически копиями машин бельгийской фирмы Fondu, а автомобильное отделение Русско-Балтийского завода жило, по сути, за счет госзаказов и поставок императорскому двору. Но, несмотря на короткую жизнь и небольшие объемы производства, имя "Руссо-Балт" закрепилось в нашей истории накрепко.

В дизайне и пропорциях Russo-Baltique Impression легко угадывается объект вдохновения - Bugatti Type 57SC Atlantic. Двери у него тоже открывались против хода движения...

То, что подзабытое имя рано или поздно попытаются возродить, было неизбежно. И в начале 2000-х этим занялось подмосковное ателье A:Level вместе с российским предпринимателем Виктором Такновым. Компания выкупила права на торговую марку "Руссо-Балт" и переименовалась в Russo-Baltique. И уже в 2007 году посетители Женевского автосалона с изумлением рассматривали концепт-кар Russo-Baltique Impression. Дизайн прототипа рисовали в России, а вот сам выставочный образец делали  в немецком ателье German Gerg GmbH. Причем концепт получился очень навороченным! Пневмоподвеска, битурбовый V12 от Mercedes-Benz CL65 AMG отдачей в 560 "сил"…  

Одним из самых известных проектов ателье A:Level также стала Volga V12 Coupe 2001 года. В основе – купе BMW 850CSi с 380-сильным V12 плюс полностью оригинальный кузов, стилизованный под 21-ю "Волгу". Частному заказчику машина обошлась в сумму около полумиллиона долларов. А в 2006 году A:Level построила открытый Volga V8 Roadster, но уже на базе BMW 650i Convertible. 

Russo-Baltique Impression планировали строить под заказ, всего по 10-15 штук в год и по цене с шестью нулями в валюте. А еще в компании Russo-Baltique хотели строить лимузин для президента России, гоночный болид "Руссо-Балт" для 24-часового марафона в Ле-Мане, внедорожник для ралли-рейда "Дакар"... Но, как это часто бывает, дальше громких планов дело не пошло, и с тех пор о Russo-Baltique ни слуху, ни духу.

№ 2

Т98 "Комбат"

Статус проекта: в серии с 2000 г.

Выпускаемый с 2000 года российский внедорожник Т98 "Комбат" уже давно носит прозвище "русский Hummer". Мегабрутальный аппарат разработан в Санкт-Петербурге конструкторским бюро Дмитрия Парфенова и изначально был задуман как броневик с несущим цельнометаллическим кузовом. Машины строят под заказ и всего по несколько десятков штук в год, а клиенту на выбор предлагаются несколько вариантов бронирования кузова – от пистолетных пуль до защиты от ручных гранат и выстрелов из снайперских винтовок. Причем внутри это не какой-то утилитарный БТР – по заказу клиента салон "навернут" по VIP-уровню, включая подушки безопасности, кожаную отделку, кондиционер, DVD-плеер и прочие блага прогресса.

Т98 "Комбат" выпускается как 4-дверном варианте, так и в виде здоровенного 5-дверного универсала. Кстати, именно "сараи" снимались в голливудских фильмах. 

В конструкции российского "Комбата" не обошлось без импортных агрегатов. Так, передняя и задняя подвеска, рулевое управление и двигатели с полноприводной трансмиссией взяты от тяжелых пикапов серии С/К компании Chevrolet. На выбор – 400-сильный бензиновый V8 объемом 8,1 л либо 320-сильный дизель Duramax V8 объемом 6,6 литра. Кстати, Т98 "Комбат" считается одним из самых быстрых броневиков в мире. Его максимальная скорость достигает 180 км/час, а разгон до 100 км/час занимает около 10 секунд, хотя его снаряженный вес доходит до 4,5 тонн!

Новый виток интереса к Т98 "Комбат" вспыхнул после того, как он "засветился" в голливудских фильмах "Диктатор" и "Человек ноября". На разогреве в последнее время участвует и латвийская фирма Dartz Motorz, почему-то упорно считающая себя наследницей Русско-Балтийского вагонного завода и уже успевшая прославиться выпуском "Комбатов" в крайне экстравагантных вариантах доработки. Например, латыши даже сделали на базе "Комбата" бронеавтомобиль для девушек!

№ 3

"Каратель"

Статус проекта: в разработке

На сегодняшний день это определенно один из самых загадочных автомобильных проектов в современной России 2000-х годов! Информации по нему не так много, но пока известно вот что. В 2002 году Минобороны разработало требование к новой армейской машине – полноприводному шасси грузоподъемностью до 2,5 т и с возможностью бронирования. Проект условное назвали "Каратель" и в нем, в том числе, решил принять участие и ЗиЛ.

Зауженная книзу форма днища служит для рассеивания ударной волны при подрыве на мине. 

Если не влезать во все дебри и хитросплетения проектирования броневика, на ЗиЛе одновременно вели работу над двумя машинами для этого проекта. Но самым эффектным, да и просто невероятным по внешнему виду оказался вариант с дизайном бывшего зиловского художника Святослава Саакяна. Когда в 2012 году в сеть попали первые фотографии "живого" макетного образца будущего броневика, многие просто потеряли дар речи! Да уж, при виде такого монстра желание нападать пропадет само собой. Особенно когда за откидными бронедверями ждет команды десант из 10 бойцов.

Разумеется, тогда это был только пробный концепт, еще не доделанный до конца и далекий от реального автомобиля. Но куда движется инженерная мысль, уже было понятно. Правда, дальнейшее участие ЗиЛа в этом проекте покрыто мраком. Зато летом этого года в Татарстане на дорогах очевидцами был замечен загадочный бронеавтомобиль, очень похожий на зиловский прототип! По некоторой информации, он был передан на КамАЗ, который и изготовил опытный образец "Карате­ля" на своей агрегатной базе для дальнейших испытаний российскими силовиками. По виду это уже более приближенным к боевым реалиям автомобиль, оснащенный броней и отличающейся от зиловской схемой открывания дверей. Но технические и прочие подробности о новом броневике пока неизвестны, остается ждать, когда с нового "Карателя" снимут гриф секретности.   

№ 4

Проект "Кортеж"

Статус проекта: в разработке 

Если отодвинуть в сторону заполонившие информационное пространство Lada Vesta и Xray, то госпроект "Кортеж" - это одна из самых обсуждаемых сегодня российских автомобильных затей. При этом сам проект уже давно стал похож на бразильский сериал, в котором полная непредсказуемость и все меняется по сто раз за месяц. Вот и в проекте "Кортеж" за время его существования уже столько раз менялось, что и кто, как и где будет делать…

Всего на проект "Кортеж" предполагается потратить в 2015—2016 гг. около 8 миллиардов. Причем рубли эти - бюджетные! Освоят ли правильно?

Итак, что мы более-менее знаем на сегодня? По техзаданию, в проект "Кортеж" входят бронированный 6-тонный лимузин для первых лиц государства, бизнес-седан, а также внедорожник и минивен для охраны и служб сопровождения. Далее из этого же проекта планируется вырастить целое семейство соплатформенных серийных машин для свободной продажи. За прошедшие пару лет с момента запуска проекта сообщалось, что в проекте будут участвовать и ГАЗ, и ВАЗ, и даже почившая Marussia Motors. Но в итоге общее руководство и проработку госзаказа возложили на московский институт  НАМИ. В качестве сборочной площадки сначала называли Тольятти, потом было заявлено, что производством машин проекта займется группа Sollers. Но и тут не все как будто окончательно (чтобы враг запутался?). В феврале этого года заявили, что выпуск машин проекта "Кортеж" будет налажен только на УАЗе. А уже в октябре появилась информация, что президентский лимузин будут делать не в Ульяновске, а в самом НАМИ.

Также есть информация, что двигатели разрабатает инжиниринговое подразделение компании Porsche. Причем речь идет о создании целого семейства двигателей разных конфигураций. Самые компактные - рядные "четверки" - будут развивать около 250 л.с., а на вершине пирамиды разместится V-образный 12-цилиндровый мотор мощностью свыше 800 л.с., у которого уже появилось прозвище "Царь-мотор". Три макета президенту показали еще в январе 2014 года, а первая опытная партия автомобилей проекта ожидается в конце 2017 года. И еще: этой осенью НАМИ подала в "Роспатент" заявку на регистрацию товарного знака "Мономах". Уж не именем ли князя Владимира собрались назвать президентский лимузин? Ответа пока нет. И учитывая, что за проектом новой государевой колесницы президент приглядывает лично, есть надежда, что "Мономах" не накроется мохнатой шапкой, как так и не встроившаяся в "Кортеж" Marussia…

№ 5

Спорткар "Волк"

Статус проекта: в разработке 

Кстати, если вы думаете, что участники проекта "Маруся" после его краха сидят в тоске, сложа руки, то вы ошибаетесь! Так, летом этого года стало известно, что главный инженер канувшего в лету суперкара Marussia и советник президента Российской автомобильной федерации Игорь Ермилин не угомонился, а вновь замахнулся на разработку нового суперкара. Причем замах получился покруче, чем было до этого!

Так, проект нового русского суперкара (интересно, уже какой по счету?) получил суровое имя "Волк". Причем, по словам Ермилина, "Волк" потенциально может конкурировать не абы с кем, а с гиперкарами Koenigsegg и Pagani! Под проект уже готовы и дизайн (нам одним видится McLaren в этих обводах?), и концепция: это будет 2-местный спорткар "на каждый день" для дорог общего пользования.

Малые объемы выпуска объясняют и заоблачную примерную цену на будущий суперкар: около 1-2 миллионов евро! Разработчик "Волка" рассчитывает на окупаемость проекта за 4–5 лет. Осталось только найти инвесторов под проект. Но что-то подсказывает, что с этим могут быть проблемы: времена не те, да и все меньше остается мечтателей с деньгами, готовых вкладываться в подобные затеи…

"Мой новый проект - это машина совершенно другого уровня. Если Marussia В1 выпускалась (?) сотнями автомобилей в год, то этот проект предполагает машину более уникальную и дорогую. Это будут штучные машины, которые планируем выпускать не более двух десятков в год. Моя новая машина — это абсолютно ручная работа. Очень совершенный, быстрый, красивый, комфортный автомобиль", - заявил Ермелин в интервью о своем новом проекте.

Автор Александр Евдокимов