© Audi
Тест-драйвы

Валли валит: АвтоВести против робота-гонщика

Золотое правило безопасного вождения гласит: думай за себя и за того парня. Но скоро место "того парня" займет пара микросхем, и думать за него уже не придется, а это значит, что водитель обречен на вымирание. Но нас так просто не возьмешь! Вооружившись могучим V8, мы дали бой высоким технологиям.

"Так, давай договоримся сразу: мне нужен от тебя всего один круг. Один хороший круг, в течение которого ты не будешь пытаться меня убить, а я, в свою очередь, постараюсь тебя лишний раз не провоцировать. Поверь, нам обоим это нужно. Мы с тобой заодно", - все это я говорю ярко-алому Audi RS7, стоящему на стартовой прямой трассы Parcmotor, что под Барселоной. Он не отвечает, но я знаю, что он меня услышал: я практически чувствую, как сосредоточенно он смотрит своим диодным прищуром на виднеющийся вдалеке первый поворот, напрягая каждый свой мускул в ожидании старта.

И он мне этот круг подарит, я уверен: ведь он тоже чувствует опасность. Чувствует перемены, которые надвигаются неумолимо, напористо и стремительно. Так же стремительно, как 560-сильная бензиновая "восьмерка" разгоняет его изящное красивое тело. Этот красавец еще многое может показать, он все еще чертовски хорош, полон сил и убедителен в своем деле - порода дает о себе знать. Но сегодня, на фоне своего нового альтер эго, он безнадежно устарел, хоть и появился на свет в 2015 году. Очень скоро про его величие забудут, отправят на свалку истории – в компанию железных мастодонтов, которые помнят еще привкус свинца в бензине, "веберовские" карбюраторы и пробковые гоночные шлемы.

Особенно четко это ощущение дало о себе знать ранним утром, когда гоночная трасса была окутана густым молочно-белым туманом. Из-за практически нулевой видимости заезды были отложены, и этот Audi RS7 оказался временно забыт - он стоял себе в стороне, а люди, еще вчера одаривавшие его восхищенными взглядами, теперь замечали его лишь вскользь: все их внимание было приковано к трассе, по которой с ревом носился беспилотный Audi RS7 Piloted Driving - первый в мире автомобиль с гоночным автопилотом, которому было плевать на плохую видимость.

Сначала машина знакомится с трассой: тест-пилот дважды проезжает по гоночному треку, как бы показывая машине границы дорожного полотна. Затем автопилот, на основе всех собранных данных, рисует в своем электронном воображении карту трека, размечает на ней идеальную траекторию движения с учетом массы и динамических характеристик машины, а во время заезда постоянно сверяется с траекторией по GPS-передатчику.

Красный RS7 мог бы выехать на трассу и показать, что он тоже хорош, но был бессилен - ведь людей в такой туман за руль не пускали. Так что для старины RS7 день начался с разгромного поражения, потому что его антагонист превзошел то единственное, что на 100% оправдывало смысл его существования, - он превзошел водителя. И в этом феномен этих двух автомобилей: фактически эти Audi ничем не отличаются друг от друга, одинаково разгоняются до сотни за 3,9 секунды благодаря 4-литровому 560-сильному V8, обе рождены в 2015 году. Но одна из них – уже прошлый век, а вторая – светлое будущее. 

Audi создала целый выводок таких роботов на базе "семерки", и у них даже есть имена и собственная биография. Есть, например, Эй-Джи и Бобби, которые оснащены особыми камерами, генерирующими трехмерное изображение, и поэтому способны ездить по гоночному треку пугающе быстро и вообще без присмотра водителя. Не так давно эта парочка произвела фурор на трассах Хоккенхайм и Сонома, показав вполне гоночные времена и не стесняясь разгоняться до двухсот с лишним километров в час.

А есть Джек и Робби, которые получают информацию о происходящем вокруг исключительно при помощи серийных систем, которые можно найти и на обычном RS7. Речь идет, в частности, об адаптивном круиз-контроле с дальнобойным радаром и ассистенте перестроения. Джек (он, кстати, создан на базе обычной A7, а не заряженной RS7) уже успел совершить автономное путешествие протяженностью 900 километров, проехав от Калифорнии до Лас-Вегаса. А с Робби нам как раз предстояло познакомиться в тот день под Барселоной. Поскольку его система автопилотирования основана на серийных компонентах, она чуть менее сложна и чуть менее точна, чем у Эй-Джи и Бобби. Поэтому во время заездов за рулем на всякий случай сидит тест-пилот.

С помощью этого джойстика тест-пилот может моментально отключить систему автопилотирования и взять управление автомобилем на себя в случае ошибки автопилота. В Audi не скрывают: пока что вероятность ошибки есть - например, если перед машиной во время заезда внезапно возникнет препятствие или резко изменятся погодные условия или качество покрытия. 

Но для начала стоит признать и запомнить один очевидный, в общем-то, факт: с самого своего рождения автомобиль совершенствовался и развивался  по пути, который задавали потребности большинства. А это значит, что на каждом этапе развития находилась могучая кучка несогласных, начинавших посыпать голову пеплом со словами "раньше было лучше". Этакий закрытый клуб тех, кто комфорту и технологиям предпочитает ядреную старую школу и эмоции бурной молодости. Кто презирает аккуратно нарезанные и упакованные батоны, потому что их нельзя разрезать вдоль и намазать слоем варенья в палец толщиной.

Каким-нибудь ковбоям едва ли пришлось по душе появление самоходных экипажей, однако, как показывает история, человечество глубоко имело в виду мнение кучки пахнущих навозом, потом и куревом деревенщин. "Гидроусилитель - для слабаков!" - наверняка скандировали мужики с перекачанными бицепсами под окнами офиса Chrysler в пятидесятых. "Преселектив - ломучий бред маркетологов, верните автомат!" - ругались на Volkswagen в начале XXI века (периодически ругаются до сих пор, что характерно) потомки тех, кто в тридцатые презрительно плевал в сторону Oldsmobile, этот самый автомат внедрившего.

Вот так выглядит багажник Робби. Автономность управления обеспечивается сенсорами, установленными по периметру кузова, камерами и высокоточным GPS-передатчиком. В Audi говорят, что уже сейчас располагают возможностью сделать всю установку заметно компактнее. Пройдет еще некоторое время, и "мозг" машины будет занимать места не больше, чем средняя дамская сумочка.

Поэтому неудивительно, что презентация роботизированного RS7 по накалу страстей была похожа на прощание с Мишкой Олимпиады-80. Сквозь пелену слез адепты карбюраторов и механических коробок смотрели фильм, в котором освещалось будущее автопрома по версии Audi: какой-то мужик вместо того, чтобы рулить, непринужденно болтает с бортовым роботом своего автомобиля, обсуждая наиболее быстрый маршрут до пункта назначения, просит отменить деловую встречу и забронировать вместо этого столик в кафе для свидания с любимой, а потом вообще заваливается спать. Вот он, автомобилист будущего. 

Нет, спорить с преимуществами автопилота, разумеется, бесполезно. Их масса: автопилоты будут экономить кучу времени владельцам – пока едешь на работу, можно успеть сделать много полезных дел. Ну или вздремнуть лишний часок. Автопилоты ездят безопаснее: они не будут играть в шашки на дороге, путать педали или красный сигнал светофора с зеленым. Наконец, они более эффективно ездят с точки зрения расхода топлива, а паркуются точнее – соответственно, места для парковки им нужно меньше.

Логика работы системы - как у человеческого мозга: сбор данных, анализ данных и принятие решения. И все это - в считанные доли секунды. Но вот подстраиваться под условия гонки в реальном времени автомобиль пока не умеет: если резко пойдет дождь и покрытие станет скользким, на ходу провести перерасчет точек торможения машина не сможет.

Что же касается именно гоночного робота, то он может сослужить хорошую службу автопроизводителям. Представьте, что новые модели на Нюрбургринге будет тестировать не человек, а робот. Исключив человеческий фактор, производители смогут получать действительно самую достоверную информацию о работе всех узлов машины, стабильности в поворотах и на прямых. Да и таблица рекордов трассы будет выглядеть объективнее. Ведь даже опытный тест-пилот может ошибиться. Робот - нет. Ему не залетит в рот муха во время заезда, он не чихнет и не пропустит точку торможения, внезапно вспомнив, что оставил дома  включенный утюг.

Инженеры Audi, конечно, успокаивают: мол, в худшем случае роботы будут работать не вместо, а вместе с тест-пилотами. Ведь производителю важно знать не только сухие технические данные, но и мнение профессиональных водителей о том, как машина рулится, как ощущается. Субъективизм тоже важен для того, чтобы создать качественный во всех отношениях автомобиль. Но что если компьютерные гении найдут способ и этот субъективизм перевести в числовой код?

Пройдёт время, и автоматика убьёт необходимость в водительских навыках, а вместе с этим - целую кучу профессий, от инструкторов автошкол до автомобильных журналистов. И если журналистам пока можно не переживать - на наш век "классических" машин ещё хватит - то заводским тест-пилотам уже имеет смысл напрячься.

Из-за того, что RS7 Piloted Driving уверенно себя чувствует только на покрытии без резкого изменения рельефа, ее научили избегать наездов на поребрики. Это может быть не очень эффективно с точки зрения одного быстрого круга, но преимущество робота в другом: за счет идельной траектории и точек торможения он гораздо дольше поддерживает рабочую температуру шин и тормозов, защищая их от износа и перегрева в долгих сессиях.

Поэтому я вот уже полчаса сижу и пристаю с расспросами к одному из инженеров Audi, пытаясь найти изъяны в работе автопилота на RS7. Бедный немец пыхтит, запинается и начинает забывать английские слова, хотя в ходе презентации говорил вполне сносно. И изъяны все-таки есть. Например, условия во время заезда должны быть практически идеальные. Если вдруг внезапно пойдёт дождь - машина с высокой долей вероятности допустит ошибку. Но парни из Audi уже работают над этим. Или если перед машиной вдруг выйдет на трассу, скажем, олень, робота это не остановит: бедное животное примет непосредственное участие в заезде в компании с невозмутимым автопилотом. Правда, по частям.

И, наконец, самая главная проблема всех автопилотов: юридическая. Удивительно, но в деле развития автономного транспорта талантливые юристы важны едва ли не больше, чем талантливые инженеры. Водитель, который не следит за дорогой, - пока что такое можно увидеть только на закрытых полигонах автопроизводителей. И в Бангладеш. Во всем остальном мире это недопустимо, а значит - сама идея автопилота пока что лишена смысла: по задумке инженеров, водитель может использовать драгоценное время в дороге для чего-то более полезного, но для этого предстоит переписывать законы и международные конвенции - дело это небыстрое.

Ну что, пора знакомиться с нашим роботом-гонщиком. Его, как вы помните, зовут Робби, но мне все время хочется назвать его Валли. Не потому, что он добрый и милый, как тот робот из мультика (посмотрите на эту злобную морду RS7 – какая тут милота), а потому, что очень уж точно в том мультфильме показано будущее, которое ждет людей.

В салоне RS7 Piloted Driving – жесткие спортивные ковши, пара дополнительных тумблеров на центральной консоли, заднего дивана нет, а вместо панелей на задних дверях – листы углепластика. Перед пассажиром установлены три небольших монитора, на которых отображаются действующие на автомобиль силы.

Тест-пилот Алекс выводит автомобиль на стартовую прямую, демонстративно снимает ноги с педалей, а руки - с рулевого колеса. Все: дальше Робби поедет сам.

Старт! У инженеров Google с их яйцеобразным безаварийным беспилотником от происходящего случился бы удар: не раздумывая ни секунды, RS7 открывает полный газ и с ревом начинает ускорение. Вот уже и первый поворот близко, а робот и не думает сбрасывать скорость! Уже перед самым поворотом Робби смещается левее и от души ударяет по тормозам, филигранно попадая в апекс, и тут же снова дает полный газ на выходе.
 

206км/ч

Скорость, которую развил автопилот на трассе Parcmotor

Стоит признать, смотрится это действительно невероятно. Присутствие говорящего, живого и теплого Алекса за рулем немного притупляет ощущение полного сюра, но от происходящего шаблоны все равно начинают с треском рваться по швам. Машине абсолютно без разницы, одиночный ли перед ним поворот, или связка, - траекторию он строит таким образом, чтобы на очередную прямую выскакивать максимально быстро.

Рулевое колесо при этом совершает плавные, аккуратные движения - ни одного рывка, ни одного контрповорота для подавления развивающегося заноса - да тут и подавлять-то нечего, настолько идеально машина держит траекторию. При всей динамике и гоночной грубости робота визга шин за всю дорогу я так ни разу и не услышал. Робби не умеет бороться со сносами и заносами – он умеет их просто-напросто не допускать.

Возвращаемся на пит-лейн, позволив роботу остудить тормоза. На доске уже написано время круга: 2:09:173. Ну что, теперь моя очередь.

Всего один круг на ознакомление с трассой, и сразу - в бой. Спасало лишь то, что впереди ехал профессиональный тест-пилот на Audi RS6, за которым можно было "списывать" траекторию и точки торможения.

Для начала – пару слов об Audi RS7: ее создали психи. Собственно, это все, что необходимо знать об этой машине в контексте этого повествования. Держа в уме этот важный факт, выезжаем на ознакомительный круг. Ох, насколько же странно воспринимается обычный автомобиль после того, как по той же самой трассе тебя только что прокатил робот! Он динозавр. Сжимаешь рулевое колесо, и начинает казаться, что ты не в новейшем Audi RS7, а в каком-нибудь Auto Union из тридцатых – громком, пахнущем едким бензином и маслом, мощном и неуправляемом.

Прогревочный закончен. Встаем на старт. Всего один-единственный круг, чтобы доказать, что человека-водителя пока рано списывать со счетов. Сквозь дрожащий над раскаленным асфальтом воздух смотрю на едва заметную вдалеке табличку с указанием расстояния до поворота - ориентир для торможения. Давай, старина RS7, не подведи! Ох, самому бы не подвести...

Старт! Газ в пол, концентрация такая, что нет времени обращать внимания на перегрузки. При всей стремительности разгон получается массивный, монументальный, словно в погоню за Робби бросился не его кровный брат, а барселонский Храм Святого Семейства вместе со всеми туристами. RS7 срывается как в последний бой, шумно загребая ноздрями воздух и раззадоривая самого себя ревом выхлопа.

Расклад сил следующий: по массе автомобили привели к общему знаменателю (отсутствие салона у Робби компенсируется весом дополнительного электрооборудования). При этом я могу наезжать на поребрики, а Робби - нет. Проблема в том, что на трассе Parcmotor есть от силы один поворот, в котором это преимущество имело бы смысл.

Первый поворот. Смотрю, где будет тормозить инструктор. 160 км/ч, тормоз, удачно попадаю на апекс. Пока хорошо. По пути к следующему повороту в голову приходит мысль, что инструктор оттормаживается с запасом, чтобы разгоряченные журналисты в пылу борьбы не улетали в отбойники. Пробую тормозить чуть позже… Получилось! RS7, злобный внешне, на гоночной трассе всеми силами старается помочь: остро тормозит, идеально отзывается на руль, понимает каждое движение, каждую мысль предугадывает. Он явно чувствует, что этот заезд важен, что сейчас не время проявлять характер.

Спустя пару поворотов плотно сажусь на хвост инструктору, но ненадолго: тот сразу взвинчивает темп и непринужденно восстанавливает дистанцию, словно дразня меня. Результат закономерен: чуть промахиваюсь в повороте, визг шин, недостаточная поворачиваемость, электроника перекрывает подачу газа. В поворот-то вписался, но пару драгоценных "десяток" точно потерял. Далее -затяжная профилированная дуга к последнему повороту; здесь нужно буквально заставить себя дать полный газ, и тогда машину вынесет на нужную траекторию. Опять позднее торможение, опять чуть мимо апекса – и финишная прямая. Давай, старик! Осталась последняя сотня метров. Я уже сделал все, что мог – пусть ошибаясь, но сделал. Теперь дело за тобой!

Мое время круга уже известно. Сейчас его напишут на доске, и исход дуэли будет определен

И этот дредноут 2015 года сразу все понимает. Ни одного лишнего мгновения не уходит на сброс передач и открытие дросселя – V8 взревывает, словно собрав все силы перед последним рывком, и начинает ломиться к заветному клетчатому флагу. Финиш!

Возвращаемся на пит-лейн. Инструктор выходит из пейс-кара, кивает мне одобрительно и с улыбкой. Результат уже написан на доске.

Лучший круг робота в день заездов

2.09.017

 

Абсолютно лучший круг робота на трассе

2.07.670

 

Лучший круг корреспондента АвтоВестей

2.07.078

 

 

Победа! Конечно, надо смотреть на вещи объективно: Робби очень скоро научится проходить эту трассу гораздо быстрее - условно говоря, инженеры что-нибудь поменяют в коде, похимичат с датчиками и камерами - и завтра робот легко не журналистов за пояс заткнет - профессиональных гонщиков одолеет. Но и мой результат очень далек от идеала: впоследствии одному из участников заездов удалось улучшить мое время сразу на полторы секунды, а сам я при более обстоятельной практике смогу выйти как минимум из 2.05 - я точно помню свои ошибки.

Но суть в другом: каким бы гениальным ни был Робби, в тот конкретный день и на той конкретной трассе я смог оказаться быстрее. Смог одержать маленькую победу в войне, которая все равно в итоге будет проиграна.

Да, защищая обреченные на вымирание ценности, я в чем-то даже противоречу сам себе: обычная RS7 ведь тоже напичкана кучей электронных ассистентов, систем стабилизации и прочим добром. Но при этом она остаётся живой, эмоциональной, чувствительной, настоящей. Она - большой 560-сильный прекрасный эпитет, понять который никакой электронике не под силу. Поэтому для меня робот проиграет даже в тот день, когда обгонит своего человеческого собрата на круг, хоть я и буду выглядеть глупо. Человечество сделало большой шаг вперёд. Человек торжествующе потоптался на месте.

Автор Андрей Шульдешов
Тест-драйв Land Rover Discovery V: внедорожник и без рамы?! Алюминиевый несущий кузов, тонны электроники... Неужели герой легендарного Camel Trophy завязал с приключениями и превратился в большой миролюбивый семейный кроссовер? Ведущий АвтоВестей Павел Блюденов устроил "Диско" суровую проверку на право носить легендарное имя.
Дневник Lada Xray: как мы первое ТО проходили Незаметно пролетел год как в нашем гараже появился Lada Xray - пришла, наконец, пора сделать первое ТО и посмотреть, не сказалась ли на здоровье нашего подопечного далеко не самая простая и, прямо скажем, весьма необычная эксплуатация.
Тест-драйв Audi TT RS: 3,7 секунды до 100 км/ч В России больше невозможно купить новые TT RS, даже если очень хочется - небольшую квоту машин разобрали, как горячие пирожки. Главред АвтоВестей Павел Блюденов поездил на немецкой "ракете" и выяснил, почему фанаты Audi без раздумий опустошали свои кошельки.