© Volkswagen
Хит-парад

Хит-парад. Необычные концепт-кары, добравшиеся до конвейера

30 сентября компания Tesla рассекретила серийный вариант своего первого кроссовера Model X. И он оказался почти копией одноименного концепт-кара – сохранились даже экзотические подъемные задние двери! АвтоВести вспомнили другие примеры, когда необычные концепты вставали на конвейер практически без изменений.

Сверкающие на выставках концептуальные автомобили – это всегда попытка заглянуть в день завтрашний, часто слишком смелая для дня сегодняшнего. Полет фантазии дизайнеров и инженеров, ищущих новые направления в стиле и технике, часто ничто не сдерживает. И в итоге из их рук нередко выходит такое, что своей смелостью и радикализмом обгонят свое время, да еще и крайне сложно и дорого реализуется в серийном производстве.  

Вот и получается, что у большинства концепт-каров жизнь яркая, но короткая. Погрелся под светом софитов и вспышками фотокамер – и ушел доживать свой век в музее или запасниках фирмы-производителя. Однако нередко бывает и так, что отдельные яркие концепты, "по просьбам трудящихся", отправляются на конвейер чуть ли не прямиком с подиума, пережив лишь минимальные адаптации! АвтоВести вспомнили несколько таких примеров - как уже отживших свое, так и вполне свежих.     

№ 1

Renault Avantime

Годы выпуска: 2001-2003

Концептуальную помесь большого купе и микроавтобуса по имени Avantime ("опережающий время") компания Renault представила на Женевском автосалоне в 1999 году. Причем в разработке этой машины участвовала французская авиакосмическая фирма Matra. Огромное 4-местное минивено-купе без центральной оконной стойки, здоровенный панорамный люк, двери со сложным механизмом петель, которые при открывании еще и сдвигались вперед – казалось, дальше выставочного подиума эта футуристичная диковина не уедет. Как бы не так! Под концептуальный кузов вкатили платформу и агрегаты серийного минивена Espace, изменили салон и некоторые элементы кузова – и 2001 году Avantime отправился на конвейер.

В период с 2001 по 2003 годы французы успели выпустить 8557 Renault Avantime.

В Европе эта переднеприводная и богато оснащенная люксовая модель  предлагалась с 2,2-литровым дизелем, 2-литровым бензиновым турбомотором и 3-литровым V6 в 207 л.с. Но Avantime и впрямь обогнал свое время: на слишком экстравагантный и не самый дешевый автомобиль нашлось немного покупателей. А когда в 2003 году выпускавшая Avantime фирма Matra решила "завязать" с автобизнесом, в Renault посчитали, что переносить производство непопулярного "купевэна" в другое место слишком накладно, да и вообще бессмысленно. Так Avantime и сошел со сцены. 

№ 2

Isuzu VehiCross

Годы производства: 1997-2001

Этот японский внедорожник до сих пор выглядит круто – спасибо одноименному концепт-кару, показанному на Токийском автосалоне еще в 1993 году! Его рисовала в брюссельском офисе Isuzu команда из европейских и японских спецов под руководством Широ Накамуры, возглавившим потом дизайн-центр Nissan. В основе концепта было алюминиевое шасси весом всего 91 кг, а решетка радиатора, пол, бензобак и черная вставка в капот (она уменьшала блики, слепящие водителя) сделали из карбона. Другими характерными чертами стали прочная "юбка" кузова из неокрашенного пластика и запаска, спрятанная внутрь раздельной двери багажника. Под капотом концепта сидел 1,6-литровый бензиновый мотор с наддувом, а независимые 2-рычажные подвески на обеих осях имели по два амортизатора на колесо!

"ВиКросс" простоял на конвейере до начала 2001 года и за это время их наштамповали всего 5958 штук: чуть больше 1800 внедорожников пришлись на Японию, остальные ушли в США.

Концепт произвел на публику такой эффект, что народ решительно сказал "даешь!" серийной модели, которая пошла в производство и продажу в Японии с 1997 года (с 1999 года – в США). Дизайн серийного VehiCross был скопирован с концепта, как говорится, "чуть более, чем полностью". Но открывающийся вперед капот, раздельная дверь багажника и "мотоциклетная" приборная панель с выезжающей из нее навигатором в серию не пошли. И начинка поменялась. Кузов поставили на стальное рамное шасси серийного 3-дверного внедорожника Isuzu Amigo, а 1,6-литровый моторчик поменяли на бензиновый V6 объемом 3,2, а затем и 3,5 литра (190 и 215 л.с.). Вместо задней независимой подвески, как на концепте, поставили неразрезной задний мост и оставили по одному спортивному амортизатору на колесо.

По "серым" каналам немало этих подержанных машин успели завезти и России. И у нас с этих почти раритетов пылинки не сдувают, а часто "юзают" по прямому назначению – при всем своем внешнем футуризме VehiCross еще и вполне достойный "проходимец"!  

№ 3

Chevrolet SSR

Годы производства: 2003-2006

В 2000 году у многих посетителей автосалона в Детройте случился приступ ностальгии. Потому что красовавшийся на стенде Chevrolet концептуальный ретро-пикап Super Sport Roadster словно уносил в 50-е годы. Выпуклые колесные арки, "горбатый" капот, узкая кабина, классическая широкая решетка радиатора – дизайнеров концепта вдохновляли послевоенные шевролетовские пикапы серии Advance-Design, которые выпускались с 1947 по 1955 годы. А еще у концепта SSR была складная (!) жесткая 2-сеционная крыша, так что диковинная машина нажатием кнопки превращалась в открытый пикап-родстер!

На конвейере Chevrolet SSR простоял до 2006 года и объем выпуска оказался немалым: всего было выпущено 24 150 машин, вслед которым до сих пор сворачивают головы.

Поверить, что это неоклассическое чудо станет серийным, было непросто. Но неоретро в начале 2000-х было в моде. И в Chevrolet решились. Так, в 2003 году первый серийный Chevrolet SSR съехал с завода GM в штате Мичиган. Причем от ядреного концепта серийный автомобиль полностью унаследовал не только ретродизайн, но и 2-местную кабину со складной жесткой крышей! Chevrolet SSR построили на шасси и агрегатах удлиненного внедорожника TrailBlazer EXT. Привод – только задний, под капотом – V8 объемом 5,3 л (290 "сил"), а позднее еще и 6-литровый 390-сильный мотор от C6 Corvette, причем как в паре с автоматом, так и 6-ступенчатой МКПП. Динамики было не занимать: даже с базовым мотором пикап "пулял" до 96 км/час всего за 7,7 секунды.

№ 4

Citroen C4 Cactus

Годы производства: с 2014 года

Спустя 10 лет после прекращения выпуска Renault Avantime французы вновь отличились – на этот раз в Citroen. В 2013 году на сентябрьском автосалоне во Франкфурте компания представила концептуальный кроссовер C4 Cactus. Аппарат изрядно потешил зрителей "парящей" крышей, плоской, как стол, панелью приборов без центральной консоли и россыпи кнопок, сплошным 3-местным передним диваном – и пассажирской подушкой безопасности на потолке! Не меньший эффект на публику произвели и установленные на дверях "наружные подушки безопасности" – пластиковые капсулы Airbump, защищающие кузов от легких ударов и повреждений. И вновь все решили, что C4 Cactus – это тоже лишь фантазии о будущем…

Кстати, до разгара кризиса ситроеновцы даже обещали привезти Citroen C4 Cactus в Россию.  

А уже весной 2014 года Citroen C4 Cactus встал на конвейер испанского завода группы PSA. И фактически, главные отличия серийной модели от концепта свелись к замене силовой установки. Выставочный "Кактус" был пневмогибридом, где бензиновый 1,6-литровый турбодвижок работал в связке с пневмомотором (на борту, кроме бензобака, был и баллон со сжатым воздухом). Серийный же C4 Cactus получил более привычные агрегаты. Трехцилиндровый бензиновый мотор при объеме 1,2 л выдает 82  л.с. в атмосферном варианте и 110 "сил" в наддувном, работая в паре с 5-ступенчатой МКПП или "роботом". Есть и дизель – 1,6-литровый агрегат выдает 100 л.с. При этом "Кактус" стоит даже дешевле, чем хэтч С4. Например, во Франции его цена стартует с 15 200 евро, тогда как за С4 попросят минимум 19 900 евро, а за кроссовер C4 Aircross – 29 450 евро.

№ 5

Volkswagen XL1

Годы производства: с 2013 года

Наверное, самый футуристичный концепт-кар последних лет, вставший на поток, несет на себе эмблему Volkswagen. В 2009 году компания представила во Франкфурте сверхэкономичный прототип L1, построенный из идеи "1 литр топлива на 100 км", которую глава концерна Фердинанд Пих вынашивал еще с начала 2000-х. В почти невесомой и узкой 3,5-метровой машинке (за счет применения магния и карбона она весила всего 381 кг) два пассажира сидели друг за другом, а еще больше сходство с самолетом L1 придавал откидной "фонарь" кабины. Концепт был гибридным: 800-кубовый 2-цилиндровый турбодизель работал в связке с электромотором и разгонял L1 до 158 км/час.

Реализация Volkswagen XL1 в Европе стартовала летом 2014 года, причем XL1 доступен исключительно корпоративным клиентам и только в лизинг.

А в январе 2011 года VW представил фактически предсерийный концепт XL1, который стал развитием модели L1 – и в 2013 году отправился на конвейер и в продажу. XL1 практически полностью взял от L1 стилистику кузова с вытянутой кормой и закрытыми задними колесами. Но кое-что все же поменяли: водителя и пассажира посадили рядом (из-за чего машина стала шире и потяжелела до 795 кг), а откидной фонарь кабины заменили на две подъемные двери типа "крыло бабочки". Зато гибридную силовую установку сохранили. Двухцилиндровый дизель (48 л.с.) работает в связке с электромотором (27 "сил") и передает тягу на задние колеса через "робота" DSG. Расход топлива заявлен на уровне всего 0,9 л/100 км, запас хода на электротяге равен 50 км, а литий-ионные батареи емкостью 5,5 квт/час можно заряжать, в том числе, и от бытовой розетки. План производства – всего 250 машин ценой по 111 000 евро каждая.

          

Автор Александр Евдокимов