© Tata
Хит-парад

Хит-парад. Дефицит бюджета или Самые дешевые машины мира

Говорят, автомобиль не роскошь, а лишь средство передвижения. Хотя кому как. Когда финансы поют романсы, машина реально становится далекой роскошью на грани мечты. АвтоВести вспомнили самые дешевые автомобили мира, которые помогают сделать эту мечту реальностью. Пусть и без большого лоска.

Пока одни небрежно отваливают миллионы за уникальные и раритетные автомобили, другие напряженно считают медяки, пытаясь наскрести на свою первую новую машину. И пока есть небогатые, будут и машины для небогатых. Простые, без наворотов, без излишеств и изысков. Не "шашечки", а просто ехать. И главное - чтобы дешево. Остальное потерпится.  

Одной из мировых кладезей самых дешевых автомобилей сейчас является Индия с ее населением, уже перевалившим за 1 миллиард человек. Народ в массе своей небогатый, но уже желающий хоть какие-то 4 колеса вместо велосипеда или мотоцикла. То есть достаточно денег еще нет, а желания уже есть. Вот под такой дефицит бюджета индийский автопром и старается. Да и не только индийский...   

№ 1

Tata Nano GenX

От $3000

На сегодня индийская малолитражка Tata Nano, выпускаемая с 2009 года, считается самой дешевой машиной в мире. И определенно – одной из самых известных и скандальных! В разработку этой бюджетной заднемоторной и заднеприводной машинки концерн Tata Motors вбухал около миллиарда долларов. Но массово пересадить миллиардную Индию с мотоциклов и рикш на Nano пока не получилось – продажи пока не оправдали ожиданий.

В более дорогих версиях нового Nano GenX есть усилитель руля, "печка" и даже кондиционер, но сама машина теперь куда дороже.

Ради предельного снижения цены в машине экономили на всем. Вместо пятой двери была глухая стенка – доступ к багажнику и мотору происходил через откидной задний диван. В базовой версии не было "печки", магнитолы, усилителей руля и тормозов, были установлены один "дворник" и одно боковое зеркало, а колеса крепились тремя болтами вместо четырех. Практически "голая" машинка весила около 600 кг, а 624-кубовый 2-цилиндровый мотор (38 л.с.) в паре с 4-ступенчатой "механикой" разгонял ее до максимальной скорости в 105 км/час. На старте продаж за Nano просили от 100 000 рупий ($2 000 по тому времени и $ 1 500 сегодня). Но из-за переноса производства из Западной Бенгалии в штат Гуджарат и возникшего дефицита машин, за Nano выстроились очереди, а базовая цена без налогов постепенно поднялась до 143 000 рупий (примерно на $700). Немало клиентов отпугнули и случаи самовозгорания автомобилей в 2010 году. В итоге, вместо ожидаемых 250 000 машин в год, за 2009-2011 годы продали всего 155 000 этих машин, а в прошлом году – и вовсе лишь 18,5 тысяч. Для бедных "Нано" оказалась слишком дорогой, а для чуть более обеспеченных покупателей – слишком бедной.     

В Тата поняли, что Nano пора спасать. И в мае 2015 года представили второе поколение по имени Nano GenX, постаравшись приблизить его к привычным автомобилям. Машинке усилили кузов, изменили бамперы и светотехнику, поставили спереди бутафорскую радиаторную решетку — и внедрили подъемную дверь багажника. В салоне появилась другая панель приборов, а отделка стала более качественной. Двигатель и базовая МКПП прежние, зато впервые в качестве опции внедрили 5-ступенчатого "робота", на которого сейчас приходится до 70% спроса и ждать которого надо по полгода. Nano GenX с "механикой" стоит сегодня  от 3 000 до 3 770 долларов (самые низкие цены – в Дели).  За вариант с "роботом" надо отдать уже от 4073 до 4367 долларов – хотя даже в этом случае это все равно самое дешевое "двухпедальное" предложение в мире!      

№ 2

Maruti Suzuki Alto 800

От $4370

На фоне простачка Nano, из Maruti Suzuki Alto 800 куда меньше торчат "уши" тотальной экономии. Это пусть и бюджетный, но обычный автомобиль с привычным передним приводом и расположением двигателя. Сам мотор – 3-цилиндровый, объемом 0,8 л и мощностью 48 л.с. Немного, но и сама малолитражка длиной 3,4 метра в снаряженном виде весит максимум 725 кг. Правда, в отличие от GenX, у Suzuki Alto 800 нет "робота" даже за доплату – есть только 5-ступенчаатя "механика". Зато в самой дорогой версии "индо-японец" щеголяет не только кондиционером, но и водительской подушкой безопасности. У Nano ее, кстати, до сих пор нет.

Этот выпускаемый в Индии Suzuki - главный конкурент модели Tato Nano GenX. Второе поколение этой малолитражки для Индии выпускается с 2012 года и цепко держит титул лидера продаж местного автомобильного рынка.

Зато такая подушка есть у конкурента в лице Hyundai Eon. Но он дороже – от $4 700 до $6 400. И на этом фоне Suzuki Alto 800 кладет его ценой на лопатки: если брать автомобиль в Дели и отказаться от краски-металлик, то машина обойдется в сумму от $4 370 до $5 200. Примечательно, что для снижения себестоимости производства и конечной цены каждая деталь нового Suzuki Alto 800 была облегчена на 1 грамм. При этом ушлые индусы из Maruti еще и сами себе строят сборочных роботов: купленный на стороне киборг стоит около $20 миллионов за штуку, а сделанный своими силами  - ровно в 20 раз дешевле! Вот она, сила рационализаторской мысли… 

№ 3

Renault Kwid

От $4500

Без Dacia/Renault Logan обычно не обходится ни один рейтинг самых дешевых автомобилей мира. Да, в Румынии новый Logan сегодня стоит от почти $8 000, а выпускаемый в России – и вовсе около $6 300 из-за ослабления рубля. Но недавно у Renault появилась еще более доступная модель! Правда, пока она предназначена только для развивающихся стран.

В будущем на Kwid возможно появление и более мощного движка объемом 1 л.

Речь идет про новый приподнятый (клиренс – 180 мм) переднеприводный хэтчбек Kwid, представлен в мае в Индии, с которой, собственно, и начнутся его продажи. В основе новинки лежит упрощенная версия модульной платформы CMF для ряда моделей Renault-Nissan. Кроссовер получился весьма компактным (3,68 м в длину и 1,58 м в ширину), однако производитель уже успел заявить, что у Kwid самый просторный в классе салон и багажник. Двигатель пока только один – 3-цилиндровый агрегат объемом 0,8 л развивает всего 57 л.с., зато может сочетаться как с 5-ступенчатой механикой, так и с "роботом".

Старт индийских продаж Renault Kwid ожидается уже в этом месяце, а цена будет начинаться с 300 000 рупий ($4 500). Причем в списке опций будут комбинация подушек безопасности и мультимедийной системы с навигатором, чего никто из конкурентов-бестселлеров в Индии не предлагает. Кстати, не исключено, что Kwid может попасть и в Россию! Правда, под брендом Datsun, который может  использовать "Квид" как базу для своего нового глобального кроссовера. Вот только сохранит ли он в России такую же низкую цену?        

№ 4

Daewoo Matiz

От $4500

В середине декабре 2014 года по российским лентам новостей прокатилась информация, что из-за падения рубля российский седан Lada Granta оказался в десятке рейтинга самых дешевых автомобилей мира, уступив только "бюджетникам" из Индии. Самая дешевая модель "АвтоВАЗа" стоила тогда 297 000 рублей в базовой комплектации, что по тогдашнему курсу (около 59 рублей за "бакс") составляло $5000 с копейками.

Кстати, в Китае у "Матиза" есть клон по имени Chery QQ3. Но стоит он чуть дороже – примерно от $4 800.   

Но прошло менее года – и после подорожания 1 сентября Granta теперь стоит от 360 000 рублей. Или минимум $5 454 по округленному до 66 рублей за доллар курсу ЦБ на день публикации материала. И "Гранте" пора подвинуться, потому что на ее место теперь есть другой претендент. Это знаменитый корейский старичок Daewoo Matiz, который "родился" еще в 1997 году, а и с 2001 года и по сей день выпускается в Узбекистане. И сегодня это не только один из самых дешевых автомобилей в мире, но и самая доступная новая машина в России и СНГ! Потому что в комплектации Standart он сейчас стоит от 299 000 до 399 000 рублей или, округленно, от $4 500 до $6 000.   

Правда, за такую "вилку" цен эта забавная лупоглазая букашка оснащается только 3-цилиндровым бензиновым моторчиком объемом 0,8 л и мощностью 51 л.с. Никаких подушек и АБС тут нет и в помине, зато в более дорогих версиях можно рассчитывать на гидроусилитель руля, кондиционер, электрические стеклоподъемники передних дверей и даже литые диски.

№ 5

Mobius II

От $9125

Угловатая коробка с колесами и именем Mobius II – еще одна попытка африканского континента построить свой, "народный" автомобиль с учетом местных реалий. А реалии просты: разбитые или вовсе отсутствующие дороги, бедное население и необходимость постоянно что-то возить – либо это самое население, либо всевозможные грузы. Значит, нужна машина простая, дешевая и выносливая, как сельская телега.

Кондиционер, боковые стекла и прочая буржуйская чушь тут отсутствуют в принципе. Даже "дворник" на лобовом стекле – и тот всего один.

Исходя из этого, свой вариант машины для Африки предложила кенийская фирма Mobius Motors, основанная в 2009 году. Причем основана она не местными, а британцем Джоэлем Джексоном, который переехал в столицу Кении Найроби из Лондона и работает в Африке бизнес-консультантом. Белый, который хочет создать машину для "Черного континента"… Звучит это не менее оригинально, как, собственно, и выглядит творение фирмы, выпускаемое с 2014 года. Грузопассажирский Mobius II на 8 человек или 625 кг груза сам весит 1,3 тонны и построен на трубчатой пространственной раме. Ничего лишнего – просто еще один самоходный квадрат на колесах для перевозки грузов и пассажиров. Под капотом вместо ожидаемых педалей стоит безымянный 1,6-литровый бензиновый мотор в 86 л.с. в паре с 5-ступенчатой МКПП, а все вместе это хозяйство даже способно набрать "максималку" в 120 км/час.

На заре появления Mobius II подавался как самый дешевый внедорожник в мире за счет анонсированной цены в $6 000. Но сейчас за машину просят 950 000 кенийских шиллингов или $9 125. К тому же, у Mobius II только передний привод, хотя и довольно высокий клиренс в 26 см. Правда, с проходимостью проблем быть не должно: по бездорожью на такой машине не страшно лететь с разгону, а если и увяз – сидящие в кузове пассажиры вынесут на руках. Хотя на этом фоне звание самого дешевого внедорожника в мире правильнее было бы записать за российской трехдверкой Lada 4x4. Сейчас она стоит от 435 000 рублей (или $ 6 600), у нее есть полный привод, пониженная в раздатке – и два "дворника". Кстати, "АвтоВАЗ" сейчас как раз изучает возможность экспорта своих машин в Африку...            

Автор Александр Евдокимов