© JCB
Хит-парад

Хит-парад. Низколетящие объекты, или Пять рекордов скорости

С появлением автомобиля человеческая жажда соперничества перешла на совершенно иной уровень. "Догнать и перегнать" из метафоры стало буквальностью и вылилось в новую погоню за скоростью. АвтоВести вспомнили самые яркие примеры этой гонки, которая спустя более чем столетие даже и не думает затихать.

За всю историю существования автомобилей на них были сделаны тысячи попыток ехать рекордно быстро и еще быстрее. Конкурентный принцип "Быстрее, выше, сильнее" работал на всю катушку, втягивая в свою орбиту отчаянных смельчаков и самые передовые технологии - чтобы ехать еще быстрее. 

А уж сколько в этой гонке за рекордами этим сорви-головам дала авиация! Сначала - аэродинамические решения и легкие материалы. Потом двигатели, особенно реактивные. И в какой-то момент дошло до того, что автомобили по скорости стали соперничать с этой же самой авиацией! Прогресс здесь тем более удивителен, если вспомнить, с каких смешных скоростей начиналась эта гонка за рекордами...

№ 1

Jeantaud Duc 63,15 км/час

Франция, 1898 год

Хотя большинство официальных мировых наземных рекордов скорости на колесных транспортных средствах записано за британцами и американцами, первыми эту многолетнюю гонку за заветными "км/час" спровоцировали французы. Причем еще в 19 веке, да еще и с помощью электромобиля!

Бельгийский рекордный электрокар La Jamais Contente сейчас хранится в автомобильном музее французского горда Компьен. 

Так, первый в мире официально зарегистрированный абсолютный рекорд скорости принадлежит французскому автогонщику и графу Гастону де Шаслу-Лоба. 18 декабря 1898 года он разогнался на дистанции в 1 километр  до рекордных для того времени 63,15 км/час за рулем электромобиля Jeantaud Duc (первое фото) конструкции Шарля Жанто. Но результат этот продержался недолго. Как только один поехал быстро, сразу нашелся тот, кто захотел поехать еще быстрее. Вот и у Шаслу-Лоба сразу появился конкурент в лице бельгийца Камиля Женатци – инженера и фабриканта, выпускавшего электрические экипажи.

Француз с бельгийцем схлестнулись не на шутку, обновляя рекорд за рекордом и перехватывая друг у друга звание быстрейшего. В этой гонке в итоге выиграл Женатци, который построил для этого похожий на пулю электрокар La Jamais Contente (с французского – "Вечно недовольная") с кузовом из сплава "партиниум" (листовой алюминий, легированный вольфрамом и магнием). Машина оснащалась 2 электродвигателями общей мощностью 67 л.с., крутившими задние колеса. И 29 апреля (по другим данным – 1 мая) 1899 года "Вечно недовольная" поставила под Парижем новый мировой рекорд скорости, разогнавшись до 105,882 км/час и став первым автомобилем, который преодолел рубеж в 100 км/час. Этот рекорд продержится до 13 апреля 1902 года и будет побит другим французом по фамилии Серполе, который разгонится до 120,80 км/час на паромобиле Easter Egg ("Пасхальное яйцо"). В том же году в гонку включился американец Уильям Вандербильт на машине с традиционным ДВС – и дальше цепную реакцию "догнать и перегнать" было уже не остановить…

№ 2

BSCC Inspiration 223,748 км/час

Великобритания, 2009 год

Удивительно, но паровые автомобили, которые мы привыкли считать унылыми тихоходами, тоже успели хоть немного, но "отжечь" в гонке за скоростями. В 1906 году американец Фред Мэрриот на паровике Stanley Steamer разогнался до 205,4 км/ч. И побить этот результат смогли только в 2009 году – да-да, в разгаре 2000-х нашлись оригиналы, решившие построить новый рекордный паромобиль в век ДВС и реактивных моторов!

Паровая установка развивала мощность до 360 л.с. и расходовала по 40 литров воды в минуту.

Эту машину на паровой тяге несколько лет строили британские энтузиасты из команды British Steam Car Challenge. Аппарат с поэтическим названием Inspiration ("Вдохновение") представлял собой 3-тонную машину длиной 7,6 м, оснащенную 12 котлами с дистилированной водой. Бойлеры нагревались газовыми горелками, выдававшими 3 мегаватта тепла, после чего раскаленный до 400 градусов пар под давлением в 40 бар подавался на 2-ступенчатую турбину, крутившую задние колеса. 

Рекордный заезд Inspiration состоялся 25 августа 2009 года на авиабазе Эдвардс в штате Калифорния. По правилам международной автомобильной федерации FIA, фиксировавшей достижение, паромобиль в течение часа выполнил два заезда – сначала в одну сторону, затем в другую. По итогам двух мерных попыток FIA официально зафиксировала среднюю скорость машины в 223,748 км/час – и новый мировой рекорд для паромобиля, который не побит по сей день.

№ 3

JCB Dieselmax 563,418 км/ч

Великобритания, 2006 год

Британскую компанию JCB всегда было трудно заподозрить в производстве чего-то быстроходного, ведь это один из крупнейших в мире производителей тяжелой (и явно не очень резвой) строительной техники вроде тракторов, экскаваторов и погрузчиков. Но в середине 2000-х и в этой компании решили замахнуться на скоростные рекорды. А что, это же вызов инженерам, да еще и такая реклама!

Для охлаждения дизелей использовалася в том числе и 180-литровый бак со льдом, а полностью готовая к заезду машина с пилотом весила менее 2,7 тонн.

Собственно, так на свет и появился рекордный JCB Dieselmax со стремительным карбоновым кузовом. На машину поставили сразу два дизельных двигателя (по одному на каждую ось, так что аппарат этот – полноприводный). Сами двигатели почти серийные (4 цилиндра и 5 литров объема), производства самой компании JCB – но форсированные почти впятеро, до 750 л.с. каждый! А ради снижения веса топливный бак ограничилии в объеме до 9 литров - на один заезд этого должно было хватать.  

Час "икс" пробил 23 августа 2006 года на соляном озере Бонневиль, где JCB Dieselmax под надзором FIA установил новый мировой рекорд скорости для дизельных автомобилей — 563,418 км/ч. При этом предыдущий рекорд, поставленный в августе 1973 года на дизельном болиде Thermo King Streamliner, оказался буквально растоптан, так как составил "всего" 379,4 км/ч. При этом управлявший JCB Dieselmax пилот Энди Грин (вы о нем сегодня еще услышите) заявил, что во время мерного заезда дизельный гиперкар ехал не в полную силу из-за ограничений по возможностям шин. Причем рекордная скорость была показана на пятой ступени в КПП, тогда как у JCB Dieselmax этих ступеней – шесть. Почти как в анекдоте: а теперь – шестая!

№ 4

Vesco Turbinator 737,788 км/час

США, 2001 год

Спору нет, JCB Dieselmax получился резвым. Но был аппарат еще резвее и чуть раньше. И именно ему до сих пор принадлежит рекорд скорости для машин с приводом на колеса – быстрее едут только болиды с реактивными двигателями!

Для Дона Веско новый рекорд скорости 2011 года стал последним и словно прощальным: знаменитый гонщик умер на следующий год после памятного заезда. 

Знакомьтесь, его зовут Turbinator и он оснащен газотурбинным мотором, развивающим 3750 "сил" при 16 000 об/мин! Грозного монстра создал хорошо известный в США гонщик Дональд Веско, который за свою жизнь поставил 18 мотоциклетных и 6 автомобильных рекордов скорости, начав еще в 16 лет.    

Во время заезда 18 октября 2001 года на соляном озере Бонневиль Дон Веско сам пилотировал "Турбинатора", хотя на тот момент ему уже было 62 года! Но возраст не помешал ветерану поставить новый официальный рекорд скорости в 737,788 км/час, который держится до сих пор.

№ 5

Thrust SSC 1223,657 км/час

Великобритания, 1997 год 

На сегодняшний день британский реактивный Thrust SSC (Thrust Super Sonic Car - Тяговый сверхзвуковой автомобиль) является воплощением абсолюта и того предела, которого смогло достичь человечество в вековой гонке за скоростью. Потому что Thrust SSC – это первый колесный автомобиль, на котором было официально зафиксировано преодоление звукового барьера при движении по земле. Оглушительный (во всех смыслах) рекорд был поставлен еще в 1997 году и не побит до сих пор!

Сегодня Thrust SSC выставлен в Музее транспорта в английском городе Ковентри. 

Монстра длиной 16,5 метров и весом в 10,5 тонн построила команда британцев под руководством инженера Ричарда Нобла. На машину поставили 2 реактивных двигателя Rolls-Royce Spey от американского истребителя-бомбардировщика F-4 Phantom II суммарной мощностью 110 000 л.с. За одну секунду на форсаже двигатели сжирали 18 литров топлива, но оно того стоило: 15 октября 1997 года, во время заезда в пустыне Блэк-Рок (штат Невада, США) пилот британских Королевских ВВС Энди Грин преодолел звуковой барьер в обоих мерных заездах, а FIA зафиксировала среднюю скорость в 1223,657 км/час!

Думаете, на этом все закончилось? Вовсе нет: сейчас та же команда, что создала Thrust SSC, строит нового реактивного (два двигателя взяты у истребителя Eurofighter Typhoon) рекордсмена по имени Bloodhound SSC. В ноябре этого года должны начаться первые тестовые заезды. А в 2016 году британская команда ставит целью не только побить свой же рекорд, но и разогнать Bloodhound SSC до магической отметки в 1000 миль/час (1600 км/час)! Пилотировать "Ищейку" (так переводится название Bloodhound) вновь будет британский пилот Энди Грин, который сегодня лучше всех в мире знает, что это такое – носиться по земле на сверхзвуке… Гонка продолжается!

Автор Александр Евдокимов